Программа не определяет содержания работы над языковыминормами. С ними школьники знакомятся при изучении основногокурса русского языка; ученики должны усвоить практическим путемнекоторые произносительные, лексические, грамматическиенормы. При этом в программе обозначены лишь те нормативныеправила, которые, как показывают специальные исследования:
- нарушаются носителями родного языка;
- относятся к числу безусловно принятых;
-являются коммуникативно значимыми, так как охватываютбольшую по объему группу языковых средств или частотные вречи слова, словоформы, конструкции.
Это произносительные правила (например, соблюдение правильногоударения в глаголах, при произношении которых допускаютсяошибки: начать, понять, начал, понял, начала, поняла,повторит, облегчит и др.), правила словоупотребления (например,умение употреблять слово в соответствии с лексическиминормами его сочетаемости), грамматические правила (например,умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшемвремени с существительными, род которых может быть определенневерно).
Успех в проведении работы по формированиюправильной речи обеспечивает:
1. Четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как культура, культура речи, культурный человек.
2. Осмысление учениками понятия норма как принятого в языке правила произношения, словоупотребления и т.д. и осмысление определенной конкретной нормы. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить суть ошибки.
3. Учет необходимости многократно повторять правильный вариант произношения слова, словоформ, словоупотребления и т.д., чтобы выработать нужный автоматизм произношения, управления одного слова другим и т.д.
4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.
Основные из этих упражнений и задач:
- анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
- выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
-замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
-устный пересказ, письменное изложение текста, в котором необходимые для усвоения языковые средства являются опорными.
Опыт показывает, что особо эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы. В этих целях практикуются:
1. Заучивание стихотворных строк, где нормативный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой и потому легко запоминается.
2. Проговаривание вслух по слогам тех слов, словоформ, произношение или употребление которых следует запомнить.
Эффективность этого приема увеличивается, если используются цветные мелки (на доске) и карандаши (в тетради); рисунки, обозначающие предметы, наименования которых следует запомнить; игровые формы работы; различного рода мнемонические приемы.