Исследование методов изоляции стрелочных участков

Методические указания
по выполнению лабораторной работы по дисциплине
"Станционные системы автоматики и телемеханики"

 

Хабаровск

1. Цель работы

 

1.1. Изучить существующие методы изоляции стрелочных путевых участков. Исследовать возможность и варианты их технической реализации, а также влияние на безопасность движения в различных эксплуатационных условиях.

1.2. Изучить основные правила и приемы расстановки изолирующих стыков при разбивке горловин станций на изолированные участки при электрической централизации (ЭЦ).

 

 

2. Теоретическая часть

 

Работа современных систем автоматического управления и регулирования движения поездов основывается на использовании дискретной информации о состоянии рельсового пути. Такую информацию формируют первичные путевые датчики. Наибольшее распространение получили путевые датчики непрерывного типа, воспринимающим элементом которых является рельсовая линия. Благодаря этому, устанавливается постоянная связь между подвижным составом и устройствами, регулирующими движение поездов и обеспечивающими их безопасность.

В качестве путевых датчиков непрерывного типа на железных дорогах используются электрические рельсовые цепи (РЦ). В наиболее ответственных случаях РЦ фиксируют наличие подвижного состава на определенном путевом участке и целость рельсовых нитей, то есть самые опасные для движения поездов состояния пути. При отсутствии на пути подвижного состава и исправности рельсовых нитей РЦ формируют сигналы, эквивалентные логической единице. Если участок пути занят подвижным составом, или рельсовые нити электрически разорваны, РЦ выдает сигнал, соответствующий логическому нулю.

В системах ЭЦ с помощью РЦ выполняются требования Правил технической эксплуатации по обеспечению безопасности движения поездов на станциях путем исключения:

- перевода стрелок под составом;

- установки маршрутов и открытия светофоров при занятости путей или блок-участка удаления, а также стрелочных путевых участков;

- размыкания всего маршрута или отдельных его секций до фактического освобождения их всем составом.

Кроме того, РЦ обеспечивают:

- автоматическую смену разрешающего сигнального показания светофо-ра на запрещающее, если в пределах маршрута, ограждаемого данным светофором, появляется подвижной состав или нарушается безопасность движения;

- передачу в кабину машиниста локомотива показаний станционных светофоров при следовании поездов по главным и некоторым другим путям станций;

- контроль занятости путей и стрелок на аппарате управления.

Наиболее простой является РЦ постоянного тока с непрерывным питанием, которая содержит следующие основные элементы (рис.1):

- рельсовую линию (рельсовые нити) со стыковыми соединителями С;

- источник электрической энергии И;

- ограничивающий резистор Rо;

-

 
 

приемник электрической энергии - путевое реле П.

 

Рис.1. Простейшая рельсовая цепь

 

По концам каждой рельсовой нити контролируемого участка пути устраиваются изолирующие стыки ИС, электрически разделяющие смежные РЦ. Сигнальный ток Iс от источника энергии И поступает по рельсовой линии к путевому реле П. Это реле притягивает якорь, фиксируя свободность и исправность данного участка рельсового пути. При вступлении на изолированный участок подвижного состава сигнальный ток замыкается в основном через колесные пары, шунтирующие рельсовую линию с путевым приемником. Путевое реле отпускает якорь, фиксируя занятость этого участка. Обесточивается путевое реле также при изломе или изъятии рельса, обеспечивая контроль целости рельсового пути.

В зависимости от конфигурации рельсовой линии различают неразветвленные и разветвленные РЦ. Неразветвленные РЦ применяются на приемо-отправочных путях и бесстрелочных путевых участках в горловинах станций. В неразветвленных РЦ обычно используются один источник питания и один путевой приемник.

Разветвленные РЦ контролируют состояние стрелочных секций, то есть участков пути, содержащих стрелочные переводы. Стрелочный перевод позволяет направить подвижной состав с одного пути на другой и состоит из стрелки, переводных путей 4 и крестовины 5 с двумя контррельсами 6 (рис.2). Стрелка содержит рамные рельсы 1, остряки 2 и переводной механизм 3. Остряки стрелки подвижны, за счет чего возможно направить подвижной состав при движении со стороны остряков по прямому пути или на ответвление. Стрелочные переводы различаются по типу рельсов - Р38, Р43, Р50, Р65 и Р75 (число при букве Р указывает на расчетную массу 1 пог. м рельса в кг) и марке крестовины - обычных марок 1/6, 1/9, 1/11 и пологих 1/18, 1/22 (маркой крестовины называется частное от деления ширины крестовины на ее длину, измеряемую от хвоста крестовины до ее математического центра МЦ).

 

 

 

m – расстояние от переднего выступа рамного рельса до начала остряка;

a – расстояние от начала остряка до центра перевода Ц;

b – расстояние от центра перевода до центра крестовины (математического центра МЦ);

q – длина крестовины;

L – расстояние от переднего выступа рамного рельса до предельного столбика ПС.

 

Рис.2. Основные элементы и размеры стрелочного перевода

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: