Есть понятие "внутренняя картина болезни" - то, как человек воспринимает свое заболевание. А "я-концепция" - внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это
- Образ Я - представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
- Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
- Действия и реакции, которые человек считает "присущими ему", "достойными себя", выражающими его Я
Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
Я-концепция в жизни личности играет важную роль. Проявляется это в тех функциях, о которых уже шла речь в предыдущих статьях: Достижение внутренней согласованности личности. Целостность и постоянство Я-концепции охраняют механизмы психологической защиты, которые вытесняют не соответствующие ей воздействия среды; Характер интерпретации жизненного опыта. Я-концепция пропускает или задерживает противоречащую ей информацию; Источник установок и ожиданий личности. Установки реализуются в четырех аспектах – физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном.Итак, “Я-концепция” - ключ к нашей личности и поведению. Но это еще далеко не все. “Я- концепция” определяет и рамки наших возможностей - то, что мы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа собственного “Я” мы познаем себя, мы расширяем для себя и сферу возможного. Выходит, что выроботка адекватного, реалистического представления о самом себе словно наделяет нас новыми способностями. Новыми талантами. Психология образа собственного “Я” проливает новый свет на концепцию позитивного мышления (широко распрастранненую на западе) и что еще важнее объясняет почему оно в одних случаях дает результат, а в других нет. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлениями человека о самом себе.
|
|
22. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1)
неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители
сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.
В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в
свою очередь три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
|
|
В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н. А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков — это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.
Механизмами иллюзии восприятия много занимался Г. Гельмгольц. Для их описания он предложил термин «бессознательное умозаключение». Г. Гельмгольц подчеркивал, что слово «умозаключение» надо ставить в кавычки потому, что этот процесс подобен умозаключению только по результату: по природе же он отличается от истинного умозаключения, так как происходит бессознательно. Мы как бы рассуждаем, но на самом деле этого не делаем: за нас подобную работу производит неосознаваемый перцептивный процесс.