Техника - это рациональная система движений в водной среде, позволяющая пловцу реализовать свои двигательные возможности. Техника формируется с учётом ряда факторов:
1. В спортивном плавании основная цель - это проплывание определённой дистанции избранным способом с наилучшим результатом. При разработке техники нужно выбрать такую, которая не только обеспечивает развитие высокой скорости, но и предусматривает условия для поддержания этой скорости на протяжении всей дистанции.
2. Условия плавания, основным условием определения техники являются правила соревнований.
3. Основные физические законы водной среды
4. Анатомические и физические особенности пловца. Размеры и формы конечностей, подвижность суставов, объёма лёгких.
Подвижность в суставах увеличивает продвижение пловца в пределах одного цикла. Уменьшаются энергозатраты при отдельных движениях, и определяется правильность подготовительных движений. Техника дыхания отрицательно влияет на гидродинамические условия плавания. Поэтому объём лёгких влияет на частоту и глубину дыхания пловца, а соответственно на его скорость. Техника связана с физической подготовленностью, степенью тренированности, и возрастными особенностями.
Цикл движений каждого способа плавания
Система движений повторяется неоднократно, её называют циклом. Цикл делится на фазы. Фазы это части движений объединённые выполнению определённой задачи.
Требования к относительному согласованию движений:
1. Сочетание основных рабочих движений со вспомогательными. Вспомогательные движения плечевым поясом, головой, рукой или другими звеньями тела, которые повышают эффективность гребка и должны выполняться в едином ритме с рабочими движениями.
2. Сочетание рабочих движений ногами и руками.
3. Соединение всех звеньев тела в единое целое.
Техника стартовых прыжков. Фазовая структура техники
В соответствии с правилами соревнований плавание вольным стилем, баттерфляем и брассом старт существует прыжком со стартовой тумбочки. По команде «на старт» пловец занимает исходное положение. Существует несколько исходных положений на старте, различие состоит в степени сгибания ног и туловища, а так же положении рук.
Традиционный вариант старта.
В исходном положении пловца на старте ноги находятся приблизительно на ширине таза, пальцы ног захватывают передний край тумбочки, туловище наклонено вперед. Ноги согнуты в коленях, положение рук вариативно.
Выполнение старта по фазам:
1. Замах с приседом, это подготовительная фаза движения. Задача пловца в кротчайшее время вывести тело в наиболее выгодное для начала для отталкивания положение.
2. Отталкивание с махом руками - главная рабочая фаза. Мощное отталкивание происходит за счёт разгибания ног. При отрыве стоп от тумбочки голова направлена лицом вперед и чуть вниз. Тело напряжено. Во время замаха с подседом и отталкивание происходит энергичный выдох, в момент отрыва ног от тумбочки начало вдоха.
3. Полёт выполняется по оптимальной траектории, чтобы к моменту входа в воду придать телу хорошо обтекаемое положение. Во время полёта заканчивается вдох.
4.Вход в воду. Оптимальный угол входа в воду зависит от способа плавания. Угол входа в воду у пловцов вольного стиля наименьший.
5. Выход на поверхность воду осуществляется за счёт плавательных движений. Этот вариант старта больше подходит для эстафетного плавания.
Старт с захватом
В этом варианте старта пловец наклоняется вперед вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Преимущество этого старта в более быстром прыжке со стартовой тумбочки рослее стартового выстрела.
Ошибки: не захвачен пальцами край тумбочки, расслаблено тело, голени захлёстывают к тазу.
Старт из воды
По свистку спортсмен подходит к тумбочке. По команде спортсмен прыгает в воду, занимает место у стартового поручня ИП, лицом к нему. Берётся прямыми руками за поручень на ширине плеч, хватом сверху, ноги согнуты в коленях, колени между руками. Пальцы ног не торчат из воды. По команде «на старт» пловец сгибает руки, подтягивает себя к поручню и по свистку или сигналу выполняет старт.
1 Урок плавания, задачи, структура продолжительность.
2 Типы уроков.
3 Методы ведения уроков. Распределение физической и эмоциональной нагрузки на уроке, дозировка упр.
1 Урок плавания является основной формой организации работы по плаванию. Урок плавания решает задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Урок имеет определённую направленность и единую структуру. Он состоит из 3 частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Вводно-подготовительная часть: построение, перекличка, объяснение темы и задач урока, ОРУ или имитационные упр. на суше, подготовительные упр. в воде.
Основная часть: Изучение нового материала, совершенствование пройденного (старого) материала, различные игры, эстафеты.
Заключительная часть: Предусматривает снижение физической и эмоциональной нагрузки. Она содержит повторение пройденного материала, самостоятельное плавание, организованный выход из воды, построение и проверка присутствующих, подведение итогов урока, организованный уход.
В зависимости от степени подготовленности учащихся, их возраста и пола, температуры воды и воздуха в бассейне, учитель контролирует продолжительность урок. Урок по продолжительности составляет 40 мин.
Важно:
1 соблюдение техники безопасности
2 наличие свистка у преподавателя
3 использование жестов
4 приучить детей к элементарным правилам плавать по правой стороне дорожки, чаще смотреть на учителя.
5 обязательно наличие журнала на уроке, и главное выставление оценок.
Если урок проводят 2 преподавателя, то:
1. Разделить класс на 2 группы и работать каждый со своей группой
2 или один преподаватель ведёт занятий, другой контролирует правильность выполнения упр.
Типы уроков
В процессе работы по плаванию в школе учитель использует следующие типы уроков
1 Учебный урок – изучение нового материала, продолжение изучения знакомых, но еще не освоенных упр.
2 Учебно-тренировочный урок – изучение нового материала, совершенствование пройденного (элементы техники, упр. на развитие волевых и физических качеств)
3Учебно-игровой- изучение новых движений, проверка и совершенствование их в игре.
4 Игровой урок – игры и развлечения в воде для освоения с водной средой и изучение отдельных элементов техники плавания.
5 Контрольный – подведение итогов и учет успеваемости за определённый период.
6 Соревновательный урок – урок для подведения итогов (принятие нормативов)
7 Массового купания – чаще используют в оздоровительных лагерях, когда не ставится такая цель, а т.ж на уроках, когда приходят 2 класса на занятие (накладка в расписании)
8 Индивидуального обучения – любой тип урока, но преподаватель работает с одним учеником.