Основы техники спортивного плавания

Техника - это рациональная система движений в водной среде, позволяющая пловцу реализовать свои двигательные возможности. Техника формируется с учётом ряда факторов:

1. В спортивном плавании основная цель - это проплывание определённой дистанции избранным способом с наилучшим результатом. При разработке техники нужно выбрать такую, которая не только обеспечивает развитие высокой скорости, но и предусматривает условия для поддержания этой скорости на протяжении всей дистанции.

2. Условия плавания, основным условием определения техники являются правила соревнований.

3. Основные физические законы водной среды

4. Анатомические и физические особенности пловца. Размеры и формы конечностей, подвижность суставов, объёма лёгких.

Подвижность в суставах увеличивает продвижение пловца в пределах одного цикла. Уменьшаются энергозатраты при отдельных движениях, и определяется правильность подготовительных движений. Техника дыхания отрицательно влияет на гидродинамические условия плавания. Поэтому объём лёгких влияет на частоту и глубину дыхания пловца, а соответственно на его скорость. Техника связана с физической подготовленностью, степенью тренированности, и возрастными особенностями.

 

Цикл движений каждого способа плавания

Система движений повторяется неоднократно, её называют циклом. Цикл делится на фазы. Фазы это части движений объединённые выполнению определённой задачи.

Требования к относительному согласованию движений:

1. Сочетание основных рабочих движений со вспомогательными. Вспомогательные движения плечевым поясом, головой, рукой или другими звеньями тела, которые повышают эффективность гребка и должны выполняться в едином ритме с рабочими движениями.

2. Сочетание рабочих движений ногами и руками.

3. Соединение всех звеньев тела в единое целое.

 

Техника стартовых прыжков. Фазовая структура техники

В соответствии с правилами соревнований плавание вольным стилем, баттерфляем и брассом старт существует прыжком со стартовой тумбочки. По команде «на старт» пловец занимает исходное положение. Существует несколько исходных положений на старте, различие состоит в степени сгибания ног и туловища, а так же положении рук.

 

Традиционный вариант старта.

В исходном положении пловца на старте ноги находятся приблизительно на ширине таза, пальцы ног захватывают передний край тумбочки, туловище наклонено вперед. Ноги согнуты в коленях, положение рук вариативно.

Выполнение старта по фазам:

1. Замах с приседом, это подготовительная фаза движения. Задача пловца в кротчайшее время вывести тело в наиболее выгодное для начала для отталкивания положение.

2. Отталкивание с махом руками - главная рабочая фаза. Мощное отталкивание происходит за счёт разгибания ног. При отрыве стоп от тумбочки голова направлена лицом вперед и чуть вниз. Тело напряжено. Во время замаха с подседом и отталкивание происходит энергичный выдох, в момент отрыва ног от тумбочки начало вдоха.

3. Полёт выполняется по оптимальной траектории, чтобы к моменту входа в воду придать телу хорошо обтекаемое положение. Во время полёта заканчивается вдох.

4.Вход в воду. Оптимальный угол входа в воду зависит от способа плавания. Угол входа в воду у пловцов вольного стиля наименьший.

5. Выход на поверхность воду осуществляется за счёт плавательных движений. Этот вариант старта больше подходит для эстафетного плавания.

 

Старт с захватом

В этом варианте старта пловец наклоняется вперед вниз и захватывает пальцами рук передний край тумбочки. Преимущество этого старта в более быстром прыжке со стартовой тумбочки рослее стартового выстрела.

Ошибки: не захвачен пальцами край тумбочки, расслаблено тело, голени захлёстывают к тазу.

Старт из воды

По свистку спортсмен подходит к тумбочке. По команде спортсмен прыгает в воду, занимает место у стартового поручня ИП, лицом к нему. Берётся прямыми руками за поручень на ширине плеч, хватом сверху, ноги согнуты в коленях, колени между руками. Пальцы ног не торчат из воды. По команде «на старт» пловец сгибает руки, подтягивает себя к поручню и по свистку или сигналу выполняет старт.

 

 


1 Урок плавания, задачи, структура продолжительность.

2 Типы уроков.

3 Методы ведения уроков. Распределение физической и эмоциональной нагрузки на уроке, дозировка упр.

1 Урок плавания является основной формой организации работы по плаванию. Урок плавания решает задачи: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Урок имеет определённую направленность и единую структуру. Он состоит из 3 частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Вводно-подготовительная часть: построение, перекличка, объяснение темы и задач урока, ОРУ или имитационные упр. на суше, подготовительные упр. в воде.

Основная часть: Изучение нового материала, совершенствование пройденного (старого) материала, различные игры, эстафеты.

Заключительная часть: Предусматривает снижение физической и эмоциональной нагрузки. Она содержит повторение пройденного материала, самостоятельное плавание, организованный выход из воды, построение и проверка присутствующих, подведение итогов урока, организованный уход.

В зависимости от степени подготовленности учащихся, их возраста и пола, температуры воды и воздуха в бассейне, учитель контролирует продолжительность урок. Урок по продолжительности составляет 40 мин.

Важно:

1 соблюдение техники безопасности

2 наличие свистка у преподавателя

3 использование жестов

4 приучить детей к элементарным правилам плавать по правой стороне дорожки, чаще смотреть на учителя.

5 обязательно наличие журнала на уроке, и главное выставление оценок.

Если урок проводят 2 преподавателя, то:

1. Разделить класс на 2 группы и работать каждый со своей группой

2 или один преподаватель ведёт занятий, другой контролирует правильность выполнения упр.

Типы уроков

В процессе работы по плаванию в школе учитель использует следующие типы уроков

1 Учебный урок – изучение нового материала, продолжение изучения знакомых, но еще не освоенных упр.

2 Учебно-тренировочный урок – изучение нового материала, совершенствование пройденного (элементы техники, упр. на развитие волевых и физических качеств)

3Учебно-игровой- изучение новых движений, проверка и совершенствование их в игре.

4 Игровой урок – игры и развлечения в воде для освоения с водной средой и изучение отдельных элементов техники плавания.

5 Контрольный – подведение итогов и учет успеваемости за определённый период.

6 Соревновательный урок – урок для подведения итогов (принятие нормативов)

7 Массового купания – чаще используют в оздоровительных лагерях, когда не ставится такая цель, а т.ж на уроках, когда приходят 2 класса на занятие (накладка в расписании)

8 Индивидуального обучения – любой тип урока, но преподаватель работает с одним учеником.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: