Период семейной жизни 6 страница

· оба партнера зависимого типа;

· оба партнера (или один из них) с паранойяльной психикой.

Жена, страстно мечтающая о любви, и эмоционально холодный муж. Подобный брак описывается многими учеными под несколько различающимися названиями («истерический брак», «истеричка-жена и обседантный муж» и др.). Жена может иметь истерические черты характера различной степени выраженности. Такая женщина, как правило, эмоциональна, привлекательна, обладает хорошим вкусом и художественными наклонностями. Муж обычно интеллигентен, образован, обладает чувством ответственности, успешен на работе, пользуется уважением, неприхотлив в быту. Он старается «всегда поступать правильно», с трудом проявляет чувства. Обычно он ищет жену, которая является олицетворением женственности. Вначале она приносит мужу массу волнений, поскольку вызывает в нем чувства, которые он никогда не испытывал. Это его воодушевляет; забота о жене дает ему чувство собственной значимости. Жена, как правило, уже пережившая мимолетную «драматическую» любовь, в свою очередь выбирает уравновешенного и надежного мужчину, хорошего семьянина, способного обеспечить стабильность положения и чувство безопасности. После романтического периода ухаживания возникают трудности семейной жизни.

Супруги испытывают глубокое разочарование. Жена начинает критиковать молчаливое и «бесчувственное» поведение мужа. Она чувствует себя непонятой, эмоционально неудовлетворенной, в результате чего старается спровоцировать скандал или нападает на мужа. Муж воспринимает излишне эмоциональное поведение своей жены как неприемлемое, ее склонность к драматизации и «скандальное» поведение его утомляют. Брак переходит из разряда «доброго родителя» и «доброго дитя» в разряд «холодного родителя» и «несносного ребенка».

Нередко в таком браке поведение мужа может подкреплять истеричное поведение жены, изначально незначительно выраженное. Это бывает в тех случаях, когда эмоциональная холодность мужа явно выражена, он педантичен и склонен к рассуждениям вместо решительных действий. Обычно он остается равнодушным к попыткам жены вовлечь его в совместную деятельность, настроен иронично или враждебно, пока агрессивное или истерическое поведение жены не вынудит его к кооперации. Жена может рассчитывать на исполнение своих желаний или добиться от мужа сотрудничества только в тех случаях, если устроит ему истерику. Таким образом, ее истерическое поведение закрепляется.

Муж, который видит в своей жене мать («пассивно-зависимый муж и доминирующая жена»). Можно, вероятно, говорить о том, что характер взаимоотношений в подобном браке напоминает описанный в предыдущем варианте, только супруги в нем меняются ролями. Здесь мужчина обычно характеризуется недостаточной личностной и эмоциональной зрелостью. Он отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, требует к себе внимания и заботы, традиционно мужские черты в поведении у него не сильно выражены. Женятся они обычно по любви в очень молодом возрасте, еще до того, как способны сами обеспечить свою семью. Сомнения по поводу собственной мужественности разрешаются выбором такой жены, которая способна взять на себя проблемы мужа. Обычно он выбирает женщину, не стремящуюся к традиционной женской роли и плохо чувствующую себя в зависимом положении; она же выбирает мужа, которого легко подчинить себе. Поведение такой женщины напоминает материнское — она надежна, последовательна и терпелива.

В случаях конфликтов жена старается подавить мужа. Реакцией мужа является «пассивно-агрессивное поведение» и депрессия.

У жены неспособность добиться от мужа того, чего она хочет, вызывает враждебность и раздражительность.

Сначала мужа привлекает самостоятельность жены, он хочет воспользоваться ее силой. Жена помогает ему в работе и продвижении по службе. Но по мере того как он обретает финансовую самостоятельность и первоначальная романтическая окраска отношений с женой тускнеет, он находят себе любовницу, как правило, похожую по личностным характеристикам на жену. Часто он стремится жениться на любовнице, которая в браке ведет себя так же, как первая жена.

Враки с двусторонней зависимостью. В этом браке оба партнера зависимы и незрелы. Оба мечтают о любви, при этом каждый из них думает, что дает в супружестве больше, чем получает. В случаях конфликтов у обоих доходит до приступов бешенства, оба ведут себя, как дети. Ни один не стремится проявить интерес к проблемам другого.

Паранойяльные супружеские отношения. В подобных брачных отношениях один из партнеров, как правило, унижает и подавляет другого, преследуя его своими подозрениями. Оба имеют невысокую самооценку и низко оценивают партнера, но продолжают жить друг с другом, так как наличие именно такого партнера служит психологическим оправданием их стиля жизни. Такой брак может рассматриваться как садо-мазохистский союз, описанный Э. Фроммом. Существуют разные варианты таких браков.

· Муж с паранойяльными проявлениями и жена со склонностью к депрессии. В этом браке участвуют злобный, подозрительный и ревнивый муж, потерявший мужское достоинство, и жена с пониженной самооценкой, позволяющая обвинять себя, так как считает, что не найдет себе никого лучше. Часто муж напоминает ей ее отца, который не признавал ее, или отказался от нее.

· Муж со склонностью к депрессии, жена со склонностью к паранойяльному поведению. Ревнивая жена выбирает мужа, склонного к депрессии. Подозрительность жены служит мужу оправданием того, что он не должен стремиться к контактам с окружающими, внешним миром, который кажется ему угрожающим.

По типу распределения власти в семье можно выделить следующие браки:

· симметричный;

· комплиментарный;

· метакомплиментарный.

В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один из партнеров подчиняется другому: один дает распоряжения, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущее положение достигается одним из партнеров за счет манипулирования другим: он реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости или бессилия.

Существуют и другие типологии взаимоотношений в браке, построенные по различным основаниям в зависимости от того, на чем сконцентрирован интерес исследователя. Работая с конкретной семьей, имеющей проблемы во взаимоотношениях, можно опираться на любую, наиболее подходящую в данной ситуации классификацию. Использование психоаналитических классификаций в большей степени предполагает работу с внутриличностными конфликтами одного из супругов (в более редких случаях — обоих супругов). Использование других классификаций, в которых выделяются адаптивные и неадаптивные типы, скорее ориентирует на замену менее адаптивных вариантов взаимодействия более адаптивными.

Таким образом, типы браков представляют собой, по сути, различные варианты внутрисемейных коммуникаций.

Типы сексуальных отношений в браке

В литературе, посвященной данной теме, описывается несколько типов сексуального поведения мужчин и женщин. Можно выделить следующие типы сексуального поведения мужчины.

· Стабилизирующийся тип. Для мужчины со стабилизирующимся типом сексуального поведения секс является способом разрядки накопившегося напряжения. Сексуальное напряжение отвлекает, мешает какому-то важному делу. Сексуальность обеспечивает наилучший фон для иной деятельности (например, данный тип поведения был характерен для Наполеона).

· Игровой тип. Мужчина этого типа сочетает в себе сексуальное и романтическое начало. Само интимное общение реализуется как радостное творчество, игра (например Казакова).

· Стандартный тип. Мужчина стандартного типа секс рассматривает как обязанность. У него нет ярко выраженного сексуального желания, но есть задача соответствовать требованиям жены. Структура сексуального общения стандартна.

· Гениталъный тип. Он характерен для мужчин со сниженным интеллектом. Для них сексуальное поведение определяется лишь физиологией, половым инстинктом. Такой человек является, образно говоря, «пленником своих гениталий» (например хронические алкоголики, насильники).

Предлагается классификация типов сексуального поведения как мужчин, так и женщин. Для женщин можно выделить следующие типы.

· Женщина-мать. Такая женщина бессознательно стремится играть роль матери. Для нее характерно стремление опекать, властвовать. Она может бессознательно увлекаться и выбирать в партнеры мужчину-неудачника, больного. Слабость мужчины стимулирует ее сексуальность.

· Женщина-женщина. Внутри этого типа выделяется д. варианта поведения:

а) агрессивный тип. Женщине этого типа для самоутвеждения нужна борьба с партнером. Такая борьба может перейти с психологической сферы на сексуальную. Эта женщина самостоятельна, язвительна, иронична. Все свои сексуальные проблемы она адресует партнеру. Она может унизить партнера, бессознательно наслаждаясь его растерянностью;

б) пассивный тип. Женщина пассивного типа в качестве идеала выбирает сильного мужчину, которому она хочет бездумно подчиняться. Характерные фантазии связаны с сюжетом, где мужчина овладевает ею. Предпочитает напористых, решительных, агрессивных мужчин, в поведении которых содержатся признаки насилия.

· Женщина-дочь. Идеальным мужем для такой женщины становится мужчина старше ее, с богатым жизненным опытом, который хорошо ориентируется в житейских ситуациях. Женщина, выбирая такого мужчину, хочет чувствовать себя молоденькой, слабой, ведомой. В сексе эти женщины знания ценят больше активности.

Типы мужского сексуального поведения следующие.

· Мужчина-отец. Такой мужчина испытывает потребность покровительствовать, любит опекать, ищет подчинения и зависимости себе.

Он элегантен, имеет богатый сексуальный опыт, красиво ухаживает. Невысокий сексуальный потенциал компенсируется умело подобранной интимной обстановкой. В поведении женщин он ценит способность полностью отдаваться, быть наивной и слабой. Женщина должна им восхищаться, испытывая постоянную благодарность. Она не имеет право менять поведение на более активное и самостоятельное.

· Мужчина-мужчина. Здесь также выделяется активный и пассивный типы:

а) активный тип. Такой мужчина склонен демонстрировать образцы «мужского поведения» (как он их себе представляет). С женщиной ведет себя резко, демонстративно. Ориентируется только на свои желания. В сексе могут присутствовать элементы насилия. Он не ориентирован на потребности и желания женщины. Женщине отводится роль пассивного «материала»;

б) пассивный тип. Такой тип мужчин стремится к сильной, независимой женщине. Подсознательно его влечет к мужеподобной женщине (в женщинах привлекает сила, атлетическое телосложение, высокий рост, авторитарное поведение). Он готов подчиняться, быть объектом выговоров, претензий.

· Мужчина-сын. Для такого типа мужчин характерны несамостоятельность, желание подчиняться, капризность, незрелость поступков, зависимость от женщины, хрупкость, нерешительность.

В зависимости от принадлежности к перечисленным выше типам, мужчина и женщина, соединяясь в брак, могут давать как гармоничный, так и не гармоничный сексуальный союз. Это зависит от того, насколько полно будут удовлетворены ожидания друг друга.

Опасность ожидает ту пару, где совпадают однозначные типы (например, союз «женщина-дочь» и «мужчина-сын» будет негармоничным, так как каждый из партнеров будет ожидать инициативы от другого, желая получить опеку и покровительство).

Рассматривая различные типологии сексуального поведения партнеров в браке, можно сделать вывод, что линии сексуального поведения в значительной степени определяются особенностями личности партнеров. В связи с этим, конфликты в сексуальной сфере способны породить конфликты во всех сферах жизни семьи.

4. СЕМЬЯ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ[1]

Подготовка семьи к рождению ребенка

Пары, которым удалось достичь чувства близости без существенного ущерба для автономии и научиться разрешать конфликты, с большей вероятностью успешно справятся и с ролями родителей. Это легче удается в тех случаях, когда период ухаживания и совместного проживания длился достаточно долго — для этого требуется обычно не менее года.

Переход к родительской роли начинается с желания иметь детей. Женщины гораздо чаще испытывают амбивалентные чувства в отношении детей. Изменение роли женщины в современном обществе существенно повлияло на желание женщин иметь детей. В результате беременности приходится вносить коррективы в свой образ жизни и в свои жизненные планы. Женщины опасаются, что мужчина не станет делить с ними ответственность по воспитанию детей.

Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Нередко эта роль принимается под давлением культуры, так как родительство требует существенных ограничений в личной жизни. Молодые люди понимают, что с появлением ребенка им придется отказаться от привычных способов проведения свободного времени, денежных трат и, возможно, изменить свои карьерные планы. К тому же большинство людей осознает, что родительская роль не подлежит отмене и ее придется исполнять всю жизнь.

В период беременности оба родителя должны внести в свою жизнь существенные коррективы. Сюда относится изменение режима дня, перераспределение домашних обязанностей, денежных трат с учетом потребностей будущей матери и ребенка, подготовка дома к появлению младенца и т. п. В этот период супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку.

Кризис первой беременности

Появление в семье первого ребенка следует рассматривать как период нормативного семейного кризиса, так как включение в семью еще одного члена делает невозможным существование семейной системы в прежнем виде, требует значительной ее перестройки, а именно, перераспределения взаимной ответственности супругов, освоения новых внутрисемейных ролей и установления новых межличностных отношений. Процесс принятия ребенка в семью традиционно происходит в следующей последовательности: первоначально глубинные психобиологические связи формируются в системе «мать -дитя», а затем женщина помогает отцу включиться в процесс общения с ребенком. В отношениях с ребенком супруги осваивают материнскую и отцовскую роль, формируя собственную родительскую позицию. Далее на этой основе выстраивается новая система внутрисемейных отношений, отличная от той, которая существовала до зачатия ребенка. При сформированной родительской позиции «появление» ребенка во внутрисемейном пространстве происходит еще до рождения.

Рис. 2. Схема процесса принятия ребенка в семью: пунктирная линия 1 — супружеские отношения до принятия ребенка в семью; линия 2 — отношения между матерью и ребенком, формирующиеся в период беременности;

линия 3 — отношения отца с ребенком;

сплошная линия — новые внутрисемейные отношения, учитывающие интересы ребенка.

Родительская позицияэто функция двух переменныхсоциальной роли и самосознания человека. Ее формирование происходит под влиянием наивных, не явно осознаваемых представлений о родительской роли за счет изменений в самосознании личности. Эти представления о родительской роли возникают в процессе социализации, в ходе усвоения человеком социально заданных предписаний, установок и стереотипов, касающихся этой сферы жизни. Во многом содержание таких представлений формируется под влиянием моделей детско-родительских и семейных отношений, вынесенных из родительской семьи. Напряженность в семье, переживающей кризис первой беременности, может быть обусловлена внутриличностными ролевыми конфликтами. Внутриличностные ролевые конфликты возникают потому, что требования новых ролей — материнской и отцовской — нередко вступают в противоречие с требованиями ролей, которые выполняли супруги до зачатия ребенка (имеются в виду профессиональные, супружеские, дружеские и др. роли). Например, пытаясь соответствовать роли жены, молодая женщина стремится быть стройной и привлекательной, но одновременно и может испытывать беспокойство, что в связи с беременностью не сможет нравиться мужу. Кроме того, в отношениях молодых родителей могут возникать сложности в связи с тем, что представления супругов о родительских ролях не согласованы между собой.

Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование родительской позиции

Изменения в самосознании осуществляются в результате действия биологических, эволюционно выработанных механизмов, запускающих родительское поведение, и в процессе построения коммуникации с ребенком, поскольку позиция родителя предполагает наличие комплиментарной позиции — позиции ребенка.

Наиболее изученным является процесс становления материнства. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько стадий. В исследованиях отечественных семейных психологов выявлено, что для успешного освоения женщиной материнской роли большое значение имеет детский опыт будущей матери. Под детским опытом, главным образом, понимается опыт общения женщины с собственными родителями в раннем детстве, который включает в себя переживание такого сложного из психологических феноменов, как идентификация с матерью, а затем, на ее основе, эмоционального отделения (сепарации). В содержание детского опыта включается также игровое взаимодействие со сверстниками и наблюдение за взрослыми, выполняющими родительские функции.

Важнейшим этапом становления материнства считается период первой беременности, который рассматривается как нормальный кризис в жизни женщины. Грядущее материнство требует от женщины переосмысления существенных сторон жизни: жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и т. д. Конструктивным направлением преодоления этого кризиса является формирование зрелой материнской позиции по отношению к ребенку, которого она вынашивает.

Зрелая материнская позиция складывается из ряда составляющих:

· когнитивная составляющая — мать обладает необходимым знанием о ребенке. Это не только знание, почерпнутое из каких-либо внешних источников (литература, лекции и т. п.), но и способность получать информацию от ребенка, умение и в пренатальном (околородовом) периоде, и на более поздних этапах понимать сигналы, идущие от него, интуитивно определяя его потребности;

· эмоциональная составляющая — мать эмоционально и безусловно принимает ребенка;

· поведенческая составляющая — мать грамотно взаимодействует с ребенком, в соответствии с исходящими от него сигналами, обладает способностью совершать ответственный выбор в каждой ситуации, в которой затрагиваются интересы ребенка.

При наличии такой позиции женщина может рассматривать роды как важный этап совместной жизни с ребенком, чувствовать себя активной и ответственной участницей процесса вынашивания и рождения своего ребенка, способной опираться на собственные психобиологические ресурсы. Зрелая материнская позиция способствует формированию глубоких межличностных отношений между матерью и ребенком после рождения, позволяет женщине создавать в дальнейшем оптимальные условия для развития ребенка. Речь идет о переключении внимания матери с процесса обслуживания ребенка на процесс общения с ним, субъектном отношении к ребенку.

При рассмотрении процесса формирования материнской позиции учитывается влияние биологических, социокультурных и психологических факторов (см. схему 2).

Социально-психологический аспект формирования материнской позиции. Исследования особенностей материнства в различных культурах и в различные исторические периоды показывают, что материнская позиция определяется общественными нормами, ценностями и стереотипами. То есть институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, меняющий свое содержание от эпохи к эпохе.

Е. Бадинтер, проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (XVII—XX вв.), пришла к выводу, что материнское отношение — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Она указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство».

Социальные установки могут исказить или полностью подавить глубоко заложенные в женщине материнскую заботу и привязанность. Современные социокультурные установки, касающиеся материнства, достаточно противоречивы, и, забеременев, женщина испытывает на себе их влияние. Например, в современном обществе недооценивается социальная значимость материнства, женщина-мать имеет низкий социальный статус.

При этом роль матери предполагает такую высокую степень ответственности, альтруизма и самопожертвования, какие не свойственны никакой другой роли. Именно это является одной из основных причин стрессов беременных женщин. Женщины обычно активно включены в социальные отношения — они получают образование, работают, занимаются политикой и бизнесом. Беременность препятствует осуществлению прежних социальных отношений в неизменном виде. Перспектива рождения ребенка грозит женщине потерей квалификации или места работы, снижением материального уровня семьи, разрывом устоявшихся социальных связей. Нередко женщины затрудняются в нахождении баланса между ролями матери и ролью профессионала. Успех в работе может вступать в противоречие с образом идеальной матери. Стремление жить внешней жизнью, ориентация на социальные мотивы и интеллектуальные перегрузки не позволяют женщине осознать свое материнство, погрузиться в процесс вынашивания ребенка. Женщины, успешно преодолевшие эти противоречия, отмечали, что благодаря беременности у них появилась возможность с новой точки зрения оценить свои профессиональные достижения и возможности, лучше понять свои профессиональные цели, увидеть новые перспективы своей карьеры, соотнести их с задачами материнства.

Становлению зрелой материнской позиции препятствует безраздельное отнесение процессов беременности и родов к компетенции медицины. Медики при работе с беременными ориентируются на патологию и тем самым проецируют на женщину весь патологический опыт, накопленный медициной, что порождает у матери страх за себя и за будущего ребенка. Выступая в отношениях с врачами в позиции пациентки, женщина реализует пассивные, зависимые образцы поведения. Полагаясь на медицину, женщина меньше доверяет своей интуиции, не использует внутренние ресурсы. В качестве залога успешности родов большинство женщин называет компетентность врача. Позиция пациентки препятствует принятию на себя ответственности за происходящие события, формирует у женщины соответствующее отношение к своему ребенку, которое выражается в ощущении собственной некомпетентности как родителя. М. Марконе в книге «Девятимесячный сон» подчеркивает, что стремление перепоручить медицине воздействие на свой субъективный мир означает отказ от исследования и переживания опыта данной беременности, «замедляется превращение больной в мать».

Становление и формирование зрелой материнской позиции в последнее время начинает рассматриваться семейными специалистами в качестве предмета консультирования женщин, готовящихся к рождению ребенка. В процессе психологического консультирования консультант может снизить негативное влияние перечисленных выше факторов на процесс становления зрелой материнской позиции. Это происходит за счет использования особых процедур и приемов, которые позволяют женщине осуществлять контакт со своими внутренними состояниями, помогают вывести ее на уровень нового осознания. В результате женщина способна переосмыслить собственные представления и установки относительно того, какой должна быть мать и как следует проживать беременность.

Изменения в самосознании женщины. Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативными эмоциональными состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. С одной стороны, она боится предстоящих изменений, а с другой — хочет стать матерью и иметь ребенка. Такая двойственность чувств свидетельствует о внутренней работе женщины над принятием новой роли. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие. Отсутствие амбивалентных чувств нередко наблюдается у матерей, планирующих отказаться от ребенка после родов.

Важным шагом на пути преодоления кризиса является осознание этих сложных двойственных чувств, их принятие. Далее будущей матери необходимо выделить противоречия между тем, кто она есть на самом деле и какой хотела бы быть, и тем, что имеет и что хотела бы иметь; выяснить причины недовольства собой, жизнью или отношениями с окружающими.

На этой основе женщина может найти равновесие между материнством и остальными сторонами жизни.

Важным критерием продуктивности формирования материнской позиции является наличие у женщины зрелой мотивации рождения ребенка. Такого рода мотивация характеризуется тем, что ребенок представляет для матери самостоятельную ценность. В противном случае (при незрелой позиции) ребенок становится средством полоролевой, возрастной или личностной самореализации или средством удержания партнера, достижения определенного социального статуса, компенсации своих детско-родительских отношений. Нередко требуется коррекция мотивационных основ материнской позиции, которая может осуществляться в процессе психологического консультирования. Только у 6% беременных исследования ученых выявили зрелую мотивацию рождения ребенка. В остальных случаях беременность определялась другими мотивами. Среди них выделяются следующие мотивы:

· беременность от любимого человека (3%), — т. е. любовь к ребенку рассматривается как продолжение любви к его отцу;

· беременность ради соответствия социальным ожиданиям (24%) — так как в браке «положено иметь детей»;

· беременность ради сохранения отношений (16%) — чтобы удержать мужчину, придать новый импульс отношениям с ним;

· беременность как протест (12%) — назло родителям, мужчине и т. п. (драматическое переживание беременности);

· беременность как отказ от прошлого (8%) — «очищение от собственной греховности»;

· беременность как уход от настоящего (5%) — побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью;

· беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) — чтобы не причинить вреда абортом;

· самоутверждение через беременность (30%).

Поскольку самосознание женщины в период беременности может претерпевать значительные изменения, нахождение оптимального баланса мотивов может происходить и без подключения внешней помощи, по принципу «сдвиг мотива на Цель».

Изменения в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет особый «парацептивный» опыт (т. е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство «сродненности» с собственным ребенком). В перинатальный (околородовый) период, во время кормления грудью происходит изменение гормонального фона в организме матери и ребенка, способствующее становлению взаимной привязанности. Неблагоприятное влияние на качество возникающей связи может оказывать применение медицинских препаратов, нарушающих необходимый гормональный баланс. Первый час после родов является сензитивным периодом для формирования связи между матерью и ребенком. Важнейшее значение в это время имеет эмоциональный и тактильный контакт между ними.

В исследованиях этологического направления описаны формы поведения матери, «вызванного младенцем». Это поведение имеет специфические селективные и пусковые механизмы, среди которых — морфологические черты, особые движения, позы и запахи ребенка. Таким образом, каждая мать от природы «знает», как нужно обращаться с собственным ребенком. В том случае, когда женщина осознает это, она начинает больше доверять себе, своему телу и своей интуиции при общении с ребенком и не ждет, когда ее кто-то научит «правильному» взаимодействию.

Особого внимания и психологической поддержки заслуживают женщины, оказавшиеся в ситуации вынужденной изоляции от ребенка сразу после рождения (чаще всего по медицинским показаниям). Такое резкое прерывание контакта с ребенком депривирует (блокирует, затрудняет) становление материнства. Психологической сущностью депривированного материнства является блокирование потребности матери в эмоциональном контакте с ребенком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: