Экономико-географическая характеристика Швейцарии

Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг. ВВП Швейцарии за 1999 год составил 395 миллиардов швейцарских франков (US$ 272 миллиарда); доход на душу населения в том же году составил 51 164 (US$ 35 303) швейцарских франка.

Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности - текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей отраслью промышленности. Однако во время Второй мировой войны произошел сдвиг в пользу металлургии и химической промышленности, а на протяжении 1980-х годов быстро развивалось производство машин и оборудования. В 1990-х годах большую роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.

Таким образом, на сегодняшний день Швейцария среди стран капиталистического мира занимает 1-е место по выпуску часов, в Западной Европе - 3-е место по производству текстильного оборудования и синтетических красителей, 4 - по производству станков, генераторов и турбин, 5-е по медикаментам.

В структуре швейцарского экспорта основное место занимают машинотехнические изделия, приборы и средства транспорта (37%), продукция химической и фармацевтической промышленности (30%), а также изделия часовой промышленности (14%).

Швейцария - один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица - швейцарский франк - одна из наиболее стабильных в мире валют.

Система частных банков Швейцарии в 1990-х годах состояла из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише кредитанштальт» и «Швайцерише фольскбанк».

Транспортная система

Швейцария имеет высокоразвитую транспортную систему. Здесь пролегают важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Северную Европу с Южной. Общая длина железных дорог свыше 5 тыс. км, все электрифицированы; магистральных автодорог 18,4 тыс. км, канатных дорог - 58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги приходится основная часть перевозок. Самая важная железнодорожная магистраль страны Базель-Цюрих-Берн-Лозанна-Женева проходит через главные индустриальные районы и крупнейшие города.

Швейцария, обеспечивая транзит международных грузоперевозок, не в состоянии справиться с большим грузопотоком. Постоянно растущая загруженность автомобильных дорог и образование пробок - особенно в районе Сен-Готардского туннеля - стали серьезными проблемами для Швейцарии. Еще более напряженная ситуация возникает во время отпусков, когда автодороги наполняются не только грузовыми машинами, но и автомобилями туристов.

Горным рельефом страны объясняется большое число зубчато-канатных и канатно-подвесных дорог. Благодаря им большое количество желающих может попасть на те вершины, которые доступны только профессиональным альпинистам. Наиболее высокая железнодорожная станция расположена почти на отметке 4 км над уровнем моря.

Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает морскими торговыми судами. Рейн, крупнейшая водная артерия, судоходен в пределах Швейцарии только на участке Базель - Райнфельден длиной 19 км. Введен в строй крупный речной порт в Базеле. В 1990-х годах его ежегодный грузооборот составлял 9 млн. т. Большое значение для перевозки промышленных грузов имеет также канал Рейн - Рона.

В Швейцарии имеется развитая система городского транспорта, включающая поезда, автобусы, теплоходы и фуникулеры. Внутренние перелеты не представляют большого интереса для туристов, так как наземный транспорт великолепно развит. Желтые почтовые автобусы заменяют поезда. Почти на каждом железнодорожном вокзале можно взять напрокат велосипед и вернуть его тоже можно на любой станции, где имеется офис по аренде велосипедов.

Международные аэропорты Цюриха, Женевы и Базеля принимают рейсы со всего света, в то время как аэропорты Лугано и Берна - только из Европы. Аэропорты Цюриха и Женевы имеют терминалы, общие с терминалами железной дороги[22].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: