Единая транспортная система

География транспорта

Отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. Г.т. отражает важные особенности Транспорта как отрасли производства:

а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусственных путей сообщения;

б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального);

в) универсальность технико-экономических связей с др. отраслями хозяйства;

г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда;

д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства;

е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения;

ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др.

Г.т. изучает географические аспекты проблемы рациональных пропорций между развитием транспорта и всего народного хозяйства, а также между отдельными видами транспорта, географию грузо- и пассажиропотоков в условиях социалистического разделения труда между странами и районами, географические проблемы единой транспортной сети, координации разных видов транспорта, а также влияние на транспорт стихийного и антагонистического размещения хозяйства, экономических кризисов и конкурентной борьбы между монополиями, контролирующими различные виды транспорта; влияние разных форм экономического порабощения (колониализма и неоколониализма) и т.д.

Г.т. подразделяется на общую Г.т., географию отдельных видов транспорта и региональную. Общая Г.т. занимается изучением:

а) исторических закономерностей развития транспорта

б) влияния на транспорт отдельных компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов;

в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и районов, отражения в нем типа размещения хозяйства, глубины территориально-географического разделения труда и специализации районов;

г) территориальных транспортно-экономических связей;

д) географических проблем грузопотоков и пассажирского транспорта; е) вопросов районирования транспорта.

География отдельных видов транспорта занимается разработкой проблем сухопутного (ж.-д., автомобильного, гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта. Особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам. Развитие новейших «гибридных» средств транспорта (судов и автомобилей на воздушной подушке), способных двигаться над сушей и водной поверхностью, ведёт к стиранию резкой границы между наземным, водным и воздушным транспортом.

Региональная Г.т. изучает:

а) транспортные системы больших районов, стран и целых континентов;

б) отдельные линии (или направления) путей сообщения с их сферами тяготения; пригородные сети и сферы тяготения крупных городов; узлы и порты с их сферами тяготения;

в) внутреннее размещение транспортных сооружений и устройств в узлах и портах, транспортные системы городов и предприятий.

В результате исследования транспортных систем учёные разработали типологию стран и районов, учитывающую социально-экономическую структуру, объём, состав и географию перевозок, густоту транспортной сети и степень обслуженности ими населения и хозяйства, соотношение видов транспорта и уровень их развития.

В социалистических странах по густоте транспортной сети, уровню технической оснащенности различных видов транспорта и величине грузопотоков выделяются 3 типа транспортных систем:

1) СССР,

2) зарубежных социалистических стран Европы,

3) социалистических стран Азии.

В капиталистических странах принято различать:

1) североамериканский тип транспортных систем

2) западноевропейский (к последнему приближаются транспортные системы Японии, ЮАР, Новой Зеландии и Австралийского Союза).

При многогранности и высоком уровне развития почти всех видов транспорта западноевропейский тип характеризуется большей густотой ж.-д. и автодорожной сети и ж.-д. движения, а североамериканский тип выделяется более высоким уровнем технической оснащённости и мощностью грузопотоков.

В развивающихся странах выделяются два типа транспортных систем:

1) с преобладанием ж.-д. транспорта, относительно густой транспортной сетью и сравнительно значительных объёмом перевозок (Индия, Аргентина и др.)

2) с преобладанием автодорожного или речного транспорта, очень редкой транспортной сетью и малым объёмом перевозок (Афганистан, большинство стран тропической Африки и др.).

Г.т. обособилась в качестве самостоятельной ветви экономической географии в 20 в. Учёные капиталистических стран часто рассматривают её вместе с географией торговли в рамках т. н. географии обращения. Основы Г. т. в СССР были заложены в трудах Н. Н. Баранского, С. В. Бернштейн-Когана, Н. Н. Колосовского и Т. С. Хачатурова. Исследования советских учёных по Г. т. получили отражение в ряде опубликованных трудов по транспорту СССР (в частности, работы Е. Д. Ханукова, И. В. Никольского, М. И. Галицкого, С. К. Данилова), зарубежных стран и всего мира (работы Г. А. Аграната, С. А. Вышнепольского, Л. И. Василевского и др.).

Из зарубежных стран Г.т. наиболее развита в ГДР (Г. Сендлер, Г. Келлер, К. Клаус), Польше (С. Березовский, И. Залеский), Франции (Р. Клозье, А. Вигарье), ФРГ (Э. Огремба), США (Э. Таафе, Э. Ульман), Великобритании (А. О. Делл, К. Сили), Швеции (Г. Александерсон), Индии.

Лит.:

Хачатуров Т. С., Размещение транспорта в капиталистических странах и в СССР, М., 1939;

Хануков Е. Д., Транспорт и размещение производства, М., 1956;

Никольский И. В., География транспорта СССР, М., 1960;

Зарубежный транспорт (Капиталистические и развивающиеся страны). Справочник, М., 1966;

Василевский Л. И., Основные проблемы исследований по географии транспорта капиталистических и экономически слаборазвитых стран, в сборнике Экономические связи и транспорт, М., 196З (Вопросы географии, №61);

Василевский Л. И., Транспортная система США: сравнительный экономический анализ, в сборнике: Соревнование двух систем, М., 1963;

Вышнепольский С. А., Мировые морские пути и судоходство, 2 изд., М., 1959;

Галицкий М. И., Данилов С. К., Корнеев А. И., Экономическая география транспорта СССР, М., 1965; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967;

Тенденции и перспективы развития транспорта и перевозок США, М., 1968;

Otremba Е., Allgemeine Geographie des Welthandels und des Weltverkenrs, Stuttg., [1957];

Ullman E. L. American commodity flow, Wash., 1957: Berezowski St., Geografia transportu Warsz. 1962;

Alexandersson G. and Norström G., World shipping, an economic geography of ports and seaborne trade, N. Y. — L. — Stockh., 1963; Clozie R., L'économiede des transports terrestres (Rail, route et eau), P., 1964 (Géographie économique et sociale, t. 3, pt. 1);

Vigarié A., La circulation maritime, Р., 1968; (Géographie économique et socialet. 3, pt. 2);

Sealy К. R., The geography ofair transport, 3 ed., L., 1966; Zaleski J., Ogólna geografia transportu morskiego w zarysie, Warsz., 1967;

Jane’s world railways, ed. H. Sampson, L., 1968.

Л. И. Василевский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 

Единая транспортная система

 

Единая Транспортная Система (ЕТС) представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта, путей сообщения и транспортных средств (с производственно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

Это, достаточно «сухое» определение имеет под собой весьма реальную базу. Действительно, наличие в нашей стране различных форм собственности на транспортные средства и инфраструктуру транспорта подчеркивает крайнюю необходимость именно «эффективного взаимодействия».

Главной задачей ЕТС должно стать наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия транспортно-дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания.

Для решения этой задачи создан единый управляющий органМинистерство транспорта Российской Федерации.

высокой эффективности транспортного обслуживания производства можно достичь только в том случае, если проектировать и оптимизировать не отдельные виды сообщений, а всю транспортную сеть, рассматриваемую как единое целое, состоящее из разнородных звеньев, различающихся своими функциями и возможностями. Транспортная сеть предназначается для удовлетворения спроса на перевозки конкретного региона с учетом его структуры. Единый подход позволяет значительно сократить расходы всех ресурсов, в том числе и временные, а также обеспечить максимальную пропускную способность сети при ограничениях на объем используемых ресурсов. Рассмотрение транспортной сети как единого целого позволяет:

- установить рациональное соотношение между всеми видами транспорта на всевозможных направлениях перевозок и

- предотвратить необоснованное дублирование линий различными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированном анализе отдельных транспортных систем.

Единство транспортной системы достигается в:

- технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;

- технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;

- информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;

- правовой сфере взаимодействия, основу которой составляет разработка согласованных нормативных документов, регулирующих деятельность различных видов транспорта (Устав железнодорожного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, сборник правил перевозок и тарифов, правила планирования перевозок);

- экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;

- использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.

При этом каждый вид транспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, а комплексная ЕТС в целом призвана обеспечивать полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow