Практическое занятие № 3.
Принципы целостного педагогического процесса
Цель: сформировать представление студентов о закономерностях и принципах ЦПП.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «закономерность», «принцип», «правило».
2. Роль принципов в теории и истории педагогики. Связи закономерностей и принципов.
3. Классификации принципов.
4. Основные принципы и правила их применения.
5. Критический анализ содержания основных принципов ЦПП.
6. «Новый взгляд» на роль, место и сущность принципов.
Практические задания:
Составьте сравнительную таблицу
«Дидактические принципы: сущность и критический анализ»:
Название принципа и его сущность | Правила практической реализации | Пример применения на уроке | Критический анализ принципа | «Новый взгляд» на содержание данного принципа |
1 Сознательности и активности | ||||
2 Наглядности | ||||
3 Систематичности и последовательности | ||||
4 Научности | ||||
5 Прочности | ||||
6 Доступности | ||||
7 Связи теории и практики | ||||
8. … |
|
|
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов их оптимизации // СП.,1982.-№11. С.30-39.
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981.
3. Березина Г.В., Шамова Т.И. Проблема принципов обучения. // СП. - 1980 -№12.
4. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов. // СП., 1978. - №10. С66-72.
5. Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского. С. 165 –173.
6. Пидкасистый И.П. Педагогика.
7. Подласый И.П. Педагогика
8. Проблема принципов обучения.// СП., №12 – 1980, С. 54 –62.
9. Пунский В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике. // СП., 1982.-№2. С.59-60.
Задания для самостоятельной работы(обязательные для всех студентов):
1. Составьте картотеку принципов обучения. Картотека должна отражать не менее пяти принципов обучения.
Рекомендации к составлению картотеки
· На титульном листе картотеки укажите свою фамилию, имя, курс, группу, название картотеки (принципы обучения).
· На каждой карточке вверху укажите название принципа обучения. Далее раскройте содержание принципа по следующей возможной схеме: а) сущность принципа (принцип раскрывает …, отражает …, предполагает … и т.п.); б) требования принципа к обучению; в) способы и формы реализации принципа в обучении.
· На каждой карточке укажите источники, использованные при подготовке ее содержания. По каждому источнику обозначьте страницы, с которыми вы работали.
Образец: Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М.,1961. – С. 25 – 32, 41 – 48.
|
|
Составьте таблицу «Связи закономерностей и принципов обучения»
Закономерности обучения | Принцип (-ы) обучения, отражающие данную закономерность |
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал 1 | Принцип систематичности и последовательности; принцип прочности 2 |
1 Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. 215 – 216.
2 Там же. С. 223 – 224, С. 226 – 227.
3. Составьте анкету «Ценности образовательного процесса в вузе». Проведите опрос студентов своей группы. Подготовьте анализ и интерпретацию результатов анкетирования.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения и способов его оптимизации //Сов.пед. – 1982. - №11.
2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998. – С.34 – 43, 253 – 275.
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – Спб., 1992. –Гл. IV.
5. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1986.
6. ЗагвязинскийВ.И.Теория обучения: Современная интерпретация.М., 2004.
7. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. – Спб., 1998.- С. 9 – 91.
8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988
9. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
Практическое занятие № 4
Содержание образования
Проблема конструирования содержания образования
Цель: овладение умением проектировать содержание образования в рамках базисного учебного плана.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность образовательного стандарта (ОС). Необходимость введения ОС.
2. Функции ОС и сферы, им регулируемые.
3. Базисный учебный план и его компоненты.
Форма проведение занятия – деловая игра «Защита творческого проекта».
Ход игры
1. Выбор проекта. Студенты разбиваются на 3 группы. Каждой группе дается задание разработать один из проектов:
– проект регионального базисного учебного плана(БУП);
– школьного БУП (младшие классы);
– школьного БУП (старшие классы).
Участники игры должны четко обосновать цель образования, необходимость введения тех или иных образовательных курсов и предметов, и в то же время, остаться в рамках стандарта.
2. Защита проекта. Участники игры представляют и защищают свои проекты.
Коллективное обсуждение представленных проектов и выявление проблем, которые, по мнению участников семинара, остаются нерешенными в сфере стандартов образования.
Литература:
1. Базисный учебный план // Народное образование. 1998. № 3. С.210-220.
2. Педагогические теории, системы, технологии: Учебно-методические материалы для студентов-заочников. – Архангельск: ПГУ, 1998.
3. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа // Народное образование. 1995. № 8-9.
4. Леднев В. От идеи к реализации // Народное образование. 1997. № 6.
5. Матрос Д. Опыт конструирования оптимального учебного плана // Педагогика.- 1999.- № 1.