Проблема конструирования содержания образования

Практическое занятие № 3.

Принципы целостного педагогического процесса

Цель: сформировать представление студентов о закономерностях и принципах ЦПП.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «закономерность», «принцип», «правило».

2. Роль принципов в теории и истории педагогики. Связи закономерностей и принципов.

3. Классификации принципов.

4. Основные принципы и правила их применения.

5. Критический анализ содержания основных принципов ЦПП.

6. «Новый взгляд» на роль, место и сущность принципов.

Практические задания:

Составьте сравнительную таблицу

«Дидактические принципы: сущность и критический анализ»:

Название принципа и его сущность Правила практической реализации Пример применения на уроке Критический анализ принципа «Новый взгляд» на содержание данного принципа
1 Сознательности и активности        
2 Наглядности        
3 Систематичности и последовательности        
4 Научности        
5 Прочности        
6 Доступности        
7 Связи теории и практики        
8. …        

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов их оптимизации // СП.,1982.-№11. С.30-39.

2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981.

3. Березина Г.В., Шамова Т.И. Проблема принципов обучения. // СП. - 1980 -№12.

4. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов. // СП., 1978. - №10. С66-72.

5. Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского. С. 165 –173.

6. Пидкасистый И.П. Педагогика.

7. Подласый И.П. Педагогика

8. Проблема принципов обучения.// СП., №12 – 1980, С. 54 –62.

9. Пунский В.О. Нужен ли принцип системности в дидактике. // СП., 1982.-№2. С.59-60.

Задания для самостоятельной работы(обязательные для всех студентов):

1. Составьте картотеку принципов обучения. Картотека должна отражать не менее пяти принципов обучения.

Рекомендации к составлению картотеки

· На титульном листе картотеки укажите свою фамилию, имя, курс, группу, название картотеки (принципы обучения).

· На каждой карточке вверху укажите название принципа обучения. Далее раскройте содержание принципа по следующей возможной схеме: а) сущность принципа (принцип раскрывает …, отражает …, предполагает … и т.п.); б) требования принципа к обучению; в) способы и формы реализации принципа в обучении.

· На каждой карточке укажите источники, использованные при подготовке ее содержания. По каждому источнику обозначьте страницы, с которыми вы работали.

Образец: Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М.,1961. – С. 25 – 32, 41 – 48.

Составьте таблицу «Связи закономерностей и принципов обучения»

Закономерности обучения Принцип (-ы) обучения, отражающие данную закономерность
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал 1 Принцип систематичности и последовательности; принцип прочности 2
   
   
   
   

 

1 Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004. – С. 215 – 216.

2 Там же. С. 223 – 224, С. 226 – 227.

 

3. Составьте анкету «Ценности образовательного процесса в вузе». Проведите опрос студентов своей группы. Подготовьте анализ и интерпретацию результатов анкетирования.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения и способов его оптимизации //Сов.пед. – 1982. - №11.

2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998. – С.34 – 43, 253 – 275.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – Спб., 1992. –Гл. IV.

5. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1986.

6. ЗагвязинскийВ.И.Теория обучения: Современная интерпретация.М., 2004.

7. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. – Спб., 1998.- С. 9 – 91.

8. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988

9. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.

 

Практическое занятие № 4

Содержание образования

Проблема конструирования содержания образования

Цель: овладение умением проектировать содержание образования в рамках базисного учебного плана.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность образовательного стандарта (ОС). Необходимость введения ОС.

2. Функции ОС и сферы, им регулируемые.

3. Базисный учебный план и его компоненты.

Форма проведение занятия – деловая игра «Защита творческого проекта».

Ход игры

1. Выбор проекта. Студенты разбиваются на 3 группы. Каждой группе дается задание разработать один из проектов:

– проект регионального базисного учебного плана(БУП);

– школьного БУП (младшие классы);

– школьного БУП (старшие классы).

Участники игры должны четко обосновать цель образования, необходимость введения тех или иных образовательных курсов и предметов, и в то же время, остаться в рамках стандарта.

 

2. Защита проекта. Участники игры представляют и защищают свои проекты.

Коллективное обсуждение представленных проектов и выявление проблем, которые, по мнению участников семинара, остаются нерешенными в сфере стандартов образования.

Литература:

1. Базисный учебный план // Народное образование. 1998. № 3. С.210-220.

2. Педагогические теории, системы, технологии: Учебно-методические материалы для студентов-заочников. – Архангельск: ПГУ, 1998.

3. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа // Народное образование. 1995. № 8-9.

4. Леднев В. От идеи к реализации // Народное образование. 1997. № 6.

5. Матрос Д. Опыт конструирования оптимального учебного плана // Педагогика.- 1999.- № 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: