По дисциплине «правовое регулирование экономической деятельности»

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «общественные науки»

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «правовое регулирование экономической деятельности»

«Государственное регулирование и защита конкуренции в экономике РФ».

 

 

Выполнила студентка группы 1Ф3

Котова Анастасия

 

Проверил преподаватель

К.юр.н., доцент

 

Маручек А.А

 

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________2017 г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись
  «___» ________________ 201_ г.

 

Омск 2017


Содержание

 

1. Введение ……………………………………………………………………

2. Понятие и государственное регулирование конкуренции. Недобросовестная конкуренция…………………………………………..

3. Формы недобросовестной конкуренции …………………………………

4. Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынках …………………………………………………………………………..

5. Основные источники международного и российского права в области конкуренции ………………………………………………………………

6. Заключение ……………………………………………………………….

7. Список литературы ………………………………………………………….

Введение

 

 

Понятие и государственное регулирование конкуренции.

Недобросовестная конкуренция.

 

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд широких слоев потребителей, свобода доступа предпринимателей на рынок, удешевление продукции и повышение ее качества - таково основное содержание конкуренции. В соответствии со ст.4 Закона о конкуренции конкуренцией признается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. С целью обеспечения конкуренции государство создает и использует специальную систему правил и мер.

Эти правила и меры сосредоточены в актах, входящих в систему антимонопольного законодательства РФ и запрещающих монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Международно-правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции осуществляется с помощью ст.10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. Ее участниками являются более ста государств мира, включая Россию. Указанная Конвенция рассматривает пресечение недобросовестной конкуренции в рамках системы по охране промышленной собственности и относит к правам промышленной собственности право на защиту против недобросовестной конкуренции. Поэтому борьба с такой конкуренцией тесно увязывается с охраной объектовпромышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования).[1]

Россию можно причислить к странам, где в отличие от государств континентальной системы права отсутствует какой-либо специальный законодательный акт о пресечении недобросовестной конкуренции. В РФ нормативные предписания, запрещающие недобросовестную конкуренцию, сосредоточены в комплексном Законе о конкуренции и сводятся к следующему.

В первоначальной редакции Закона о конкуренции не приводилось общего понятия недобросовестной конкуренции, хотя наличие такого определения характерно для нормативных актов многих зарубежных стран. Впоследствии, с принятием изменений и дополнений к данному Закону в мае 1995 г. соответствующее определение все же появилось (ст.4 Закона о конкуренции).

К недобросовестной конкуренции Закон о конкуренции относит действия особого рода, характеризующиеся рядом признаков.

Во-первых, это действие хозяйствующего субъекта, то есть активное поведение на рынке российских и иностранных коммерческих организаций и их объединений (союзов и ассоциаций), некоммерческих организаций (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), а также индивидуальных предпринимателей. В отличие от проявлений монополистической деятельности субъектами таких действий не могут быть признаны органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, поскольку последние вообще не участвуют в предпринимательской деятельности, а следовательно, и в непосредственной конкурентной борьбе на рынке. Недобросовестный предприниматель и его жертва должны быть конкурентами, то есть находиться между собой в конкурентных отношениях.

Во-вторых, эти действия противоречат:

1. положениям действующего законодательства;

2. обычаям делового оборота;

3. требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Противоречие проявлений недобросовестной конкуренции любым положениям действующего законодательства РФ делает их противоправными. При этом не требуется выяснять, входят ли соответствующие нормативные правовые акты в состав антимонопольного законодательства. Для установления факта противоречия необходимо как минимум выявить законодательно установленные требования, которым могли бы противоречить действия конкурирующих предпринимателей. В обобщенном виде подобные законодательные требования сформулированы в ст.10 ГК РФ, запрещающей действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование прав в целях ограничения конкуренции. В случае несоблюдения этих требований судебные органы могут отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

В ч.2 ст.29 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" устанавливаются требования по осуществлению добросовестной конкуренции. Законодатель стимулирует создание объединений участников внешнеторговой деятельности, позволяющих избежать недобросовестной конкуренции.

К требованиям о добросовестной конкуренции можно отнести, например, положения п.2 ст.69 и п.3 ст.73 ГК РФ, запрещающих лицу участвовать в двух и более полных товариществах или совершать без согласия других участников полного товарищества от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. Недобросовестное совершение этих сделок одним из участников полного товарищества может серьезно поколебать положение товарищества на рынке. Интересно, что именно с точки зрения конкуренции подобные обязанности участников полного товарищества рассматривались и в дореволюционной российской правовой литературе.

В-третьих, целью недобросовестных конкурентных действий является приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. В ходе хозяйственной деятельности получение обоснованных преимуществ за счет лучшей ее организации, меньших издержек и повышения качества продукции вполне допустимо. Более того, эти преимущества предполагаются самим наличием конкурентного механизма на товарном или ином рынке. А вот на пути приобретения необоснованных преимуществ следует ставить правовые и организационные преграды. В контексте анализируемых ст.4, 10 Закона о конкуренции под обоснованными преимуществами следует понимать выгоды предпринимателей, ставшие результатом наилучшего по сравнению с конкурентами использования факторов хозяйственной деятельности. Выгоды, полученные иным путем и с использованием противоправных приемов, можно считать необоснованными.

И, наконец, в-четвертых, проявления недобросовестной конкуренции могут причинить (или причинили) убытки другим конкурирующим предпринимателям либо нанести ущерб их деловой репутации. В мировой практике упоминание о причинении либо возможности причинения ущерба при характеристике недобросовестной конкуренции не является общераспространенным явлением. В Российской Федерации для пресечения проявлений недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда также не является обязательным. Оно должно доказываться только в том случае, если конкурент требует возмещения убытков. То же относится и к нанесению ущерба деловой репутации конкурентов.

Особенностью легального определения недобросовестной конкуренции в Законе о конкуренции является отсутствие в нем фигуры потребителя. Потребитель, хотя и не участвует в конкуренции, но его выбор выступает в качестве мощного рычага рыночных отношений. В то же время потребители, которым так же, как и хозяйствующим субъектам, в результате недобросовестной конкуренции может причиняться вред, в силу своего слабого экономического положения нуждаются в дополнительной защите. Поэтому в новейших законодательных актах иностранного права "потребитель практически приравнен к конкурирующим субъектам по объему предоставляемых им прав в области защиты от недобросовестной конкуренции".

Правомерное поведение в области экономических отношений и защита конкуренции обеспечивается различными средствами - мерами государственного принуждения.

Запрещающие и обязывающие нормы, содержащиеся в актах антимонопольного законодательства, устанавливают несколько ключевых обязанностей.

Общие обязанности (не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не использовать права в целях ограничения конкуренции и не злоупотреблять доминирующим положением на рынке) предусмотрены ч.2 ст.34 Конституции РФ, п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8, 10 Закона о конкуренции.


 

Формы недобросовестной конкуренции

 

Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренции приведен в ст.10 Закона о конкуренции и не является исчерпывающим. Как и его зарубежные аналоги, такой перечень, конкретизируя общее определение недобросовестной конкуренции, запрещает:

1) действия, связанные с распространением дискредитирующей информации о хозяйствующем субъекте - конкуренте (например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации). Так, по инициативе одного из банков Псковским территориальным управлением МАП РФ было возбуждено дело о нарушении ст.10 Закона о конкуренции акционерным обществом, действующим в сфере финансов. Данное общество опубликовало объявление, в котором в некорректной форме использовались сведения о дивидендах по акциям потерпевшего банка, чем нанесло ущерб его деловой репутации. В адрес нарушителя МАП РФ направил исполненное впоследствии предписание;

2) действия, связанные с дезорганизацией хозяйственного процесса конкурента (например, получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца). Хозяйственная информация (в том числе и составляющая коммерческую тайну) - важнейший атрибут любой экономической деятельности. Коммерческая тайна имеет действительную и потенциальную ценность именно в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности (ст.139 ГК РФ). Поэтому незаконное получение и введение этой информации в оборот может серьезным образом подорвать предпринимательскую деятельность конкурента и в силу этого пресекается по ст.10 Закона о конкуренции;

3) действия, целенаправленно вводящие в заблуждение третьих лиц (например, введение в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара). Так, Ульяновское территориальное управление МАП РФ направило предписание в адрес акционерного общества, оказывающего услуги по перевозке пассажиров. Суть нарушения состояла в том, что ответчик, проводя обязательное страхование авиапассажиров, не заключал договор со страховой компанией, в результате чего осуществлял перевозку незастрахованных пассажиров и вводил в заблуждение потребителей относительно характера предоставляемых услуг;

4) действия, носящие характер паразитирования (например, продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг). В соответствии со ст.138 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица. Использование объектов этого права осуществляется третьими лицами только с согласия правообладателя. Например, ст.4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" прямо запрещает любому лицу использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца и считает нарушением прав владельца товарного знака несанкционированное изготовление и введение в хозяйственный оборот такого знака;

5) действия с применением сравнений (например, некорректное сравнение, в том числе в рекламе, хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов). Речь идет о нарушении ст.6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".

 


 

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынках

 

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды. Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам. Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Согласно ст.8 Конституции РФ и ст.1 Закона о конкуренции целями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Государство стремится гарантировать как само существование конкуренции, так и ее качественные характеристики (добросовестность, справедливость, честность). Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на который посягает монополистическая деятельность. Такой конкурентный правопорядок и следует считать объектом монополистической деятельности.

Согласно ст.4-8 Закона о конкуренции монополистическая деятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве. Поэтому ее с полным основанием можно назвать противоправной. Она состоит в нарушении обязанности, содержащейся в ч.2 ст.34 Конституции РФ, абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8 Закона о конкуренции, - не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Особенностью российского антимонопольного законодательства является то, что его положения не только посвящены ограничению монополистической деятельности, но и специально запрещают недобросовестную конкуренцию (разд.3 Закона о конкуренции). Защита предпринимателей от нечестной конкуренции и контроль за методами ведения конкурентной борьбы составляет особую (самостоятельную) область правового регулирования.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия (ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»):[2]

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;

и) о заключении договоров, изменении условий договоров или расторжении договоров;

к) о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования;

м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания;

4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный Банк РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении их действия в случаях, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции»);

6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел;

8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 %;

9) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

10) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений;

11) утверждает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (по согласованию с Центробанком РФ);

12) издает нормативные правовые акты;

13) дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

14) дает заключения о наличии или отсутствии признаков ограничения конкуренции;

15) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий или о приостановлении действий лицензий.

Основные источники международного и российского права в области конкуренции.

 

Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.)2

Статья 3. Общие принципы конкуренции

1. Действия, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, либо являются проявлением недобросовестной конкуренции, рассматриваются как недопустимые и квалифицируются в соответствии с антимонопольным законодательством государств-участников.

2. К действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

1) злоупотребления доминирующим положением, в частности:

– навязывание (поддержание) покупных или продажных цен или других несправедливых условий сделки для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

– ограничение производства или сбыта в целях необоснованного повышения

цен, создания или поддержания дефицита на соответствующем рынке в ущерб потребителям;

– применение к хозяйствующим партнерам неодинакового подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции;

– создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам;

2) антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами и другие виды согласованных действий, которые могут ограничивать свободу конкуренции на товарных рынках или соответствующей их части посредством:

– раздела товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту или кругу потребителей;

– ограничения доступа на соответствующий товарный рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

– установления покупных или продажных цен или других условий сделки;

– контроля над производством, сбытом, техническим развитием, инвестиционными процессами;

– навязывания хозяйственным партнерам дополнительных условий сделки, не относящихся к предмету настоящего Договора и ущемляющих их интересы;

– использования неодинакового подхода к хозяйствующим партнерам при

равных условиях, что создает неблагоприятные условия для конкуренции на соответствующем товарном рынке;

3. При оценке действий или соглашений, ограничивающих конкуренцию, учитывается факт их содействия техническому или экономическому прогрессу, насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров, повышению их конкурентоспособности.

Заключение


 


[1]http://mirznanii.com/a/30031/ponyatie-i-gosudarstvennoe-regulirovanie-konkurentsii

[2]http://www.e-reading.club/chapter.php/103652/72/Gorbuhov_-_Kommercheskoe_pravo__konspekt_lekciii.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: