То есть здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные

Следует подчеркнуть, что для многостепенных выборов характерно избрание депутатов депутатами. То есть здесь нет категории специальных выборщиков, как это было в царском избирательном праве, единственная задача которых - избрать представительный орган или даже следующую коллегию выборщиков.

 

Система многостепенных выборов, как мы знаем, была продуктом народного творчества и сложилась еще до Октября.. В условиях революции она была более простой и доступной для трудящихся даже с технической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства. Об этом прямо говорилось в Конституционной комиссии ВЦИК*(517). Не случайно больше ступенек сделано для сельских избирателей, ибо здесь опасность проникновения кулаков была весьма велика.

 

4. Конституция не фиксирует строгого порядка выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые основные положения можно увидеть и в тексте Основного Закона.

 

А. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

- Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание, как это видно из ст. 68. В качестве такового выступало обычно собрание рабочих и служащих того или иного предприятия, т.е. первичная ячейка была тесно связана с производством. В деревнях выборы проходили на сельских сходах, которые тоже в большой мере были производственной единицей.

- Следующие ступени выборов были связаны уже с определенной территорией, соответствующей административному делению страны (город, волость, уезд и т.д.). Никаких специальных избирательных округов не создавалось.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из их среды.

 

**Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже для губернии, а порой и уезда дня выборов не устанавливалось, никакой, по сути дела, избирательной кампании не проводилось.

 

Б. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ: Конституция не определяла порядок голосования, оставляя его, как и другие вопросы производства выборов, на усмотрение местных Советов. Голосование, следовательно, могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

 

5. ГАРАНТИИ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. Кроме материальных гарантий, основой которых является диктатура пролетариата, закон предусматривает и специфические процессуальные гарантии правильности производства выборов.

А) Одной из них является создание специальных избирательных комиссий и присутствие на выборах представителя местного Совета. Впрочем, допускалось производство выборов и при отсутствии представителя Совета и избирательной комиссии. В этом случае их функции выполнял председатель избирательного собрания (ст. 68).

Б) Другой гарантией является широкая гласность выборов, особенно в тех случаях, когда они производятся открытым голосованием. Она исключает всякую возможность фальсификации выборов.

В) Гарантируется закрепление воли избирателей и надлежащим документированием. О ходе и результате выборов составляется протокол (ст. 69).

Г) Гарантиям законности выборов посвящена также специальная глава - пятнадцатая - Конституции, трактующая преимущественно о проверке и отмене выборов.

 

6. Конституция закрепила принцип права отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю*(519).

 

- Этот принцип родился также еще до Октября. Уже в "Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов", опубликованном в "Правде" 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно и фактически осуществлялось в это время для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками.

 

- После Октября необходимость в законодательном закреплении права отзыва возникла в связи с выборами в Учредительное собрание. 19 ноября 1917 г. В.И. Ленин написал проект Декрета о праве отзыва, а 21 ноября сделал о нем доклад на заседании ВЦИК. В этом же заседании проект был и принят. Декрет имел своей главной целью отозвание из Учредительного собрания правых депутатов, но формулировка закона была более широкой. Она допускала отзыв депутатов и назначение перевыборов "во все городские, земские и вообще во всякие представительные учреждения..."*(521). Вслед за тем ВЦИК опубликовал обращение к Советам, армейским и фронтовым комитетам с предложением отзывать и переизбирать членов Учредительного собрания, не являющихся выразителями воли народа.

 

Декрет о праве отзыва начал проводиться в жизнь.

 

 

Действие декрета не ограничивалось, однако, Учредительным собранием. Он применялся также к Советам. Правда, здесь декрет не был столь актуальным ввиду частых - через два-три месяца - перевыборов Советов. Избиратели не успевали составить отрицательное представление о том или ином депутате, а если успевали, то можно было его переизбрать в ходе очередных выборов, проходивших достаточно часто*(523). Тем не менее мы встречаем в инструкциях о выборах Советов подтверждение этого принципа.

 

Статья 78 Конституции, закрепившая право отзыва, говорит об отзыве депутата из Совета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: