Следует подчеркнуть, что для многостепенных выборов характерно избрание депутатов депутатами. То есть здесь нет категории специальных выборщиков, как это было в царском избирательном праве, единственная задача которых - избрать представительный орган или даже следующую коллегию выборщиков.
Система многостепенных выборов, как мы знаем, была продуктом народного творчества и сложилась еще до Октября.. В условиях революции она была более простой и доступной для трудящихся даже с технической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства. Об этом прямо говорилось в Конституционной комиссии ВЦИК*(517). Не случайно больше ступенек сделано для сельских избирателей, ибо здесь опасность проникновения кулаков была весьма велика.
4. Конституция не фиксирует строгого порядка выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые основные положения можно увидеть и в тексте Основного Закона.
|
|
А. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.
- Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание, как это видно из ст. 68. В качестве такового выступало обычно собрание рабочих и служащих того или иного предприятия, т.е. первичная ячейка была тесно связана с производством. В деревнях выборы проходили на сельских сходах, которые тоже в большой мере были производственной единицей.
- Следующие ступени выборов были связаны уже с определенной территорией, соответствующей административному делению страны (город, волость, уезд и т.д.). Никаких специальных избирательных округов не создавалось.
Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из их среды.
**Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже для губернии, а порой и уезда дня выборов не устанавливалось, никакой, по сути дела, избирательной кампании не проводилось.
Б. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ: Конституция не определяла порядок голосования, оставляя его, как и другие вопросы производства выборов, на усмотрение местных Советов. Голосование, следовательно, могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.
5. ГАРАНТИИ ПАССИВНОГО И АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. Кроме материальных гарантий, основой которых является диктатура пролетариата, закон предусматривает и специфические процессуальные гарантии правильности производства выборов.
|
|
А) Одной из них является создание специальных избирательных комиссий и присутствие на выборах представителя местного Совета. Впрочем, допускалось производство выборов и при отсутствии представителя Совета и избирательной комиссии. В этом случае их функции выполнял председатель избирательного собрания (ст. 68).
Б) Другой гарантией является широкая гласность выборов, особенно в тех случаях, когда они производятся открытым голосованием. Она исключает всякую возможность фальсификации выборов.
В) Гарантируется закрепление воли избирателей и надлежащим документированием. О ходе и результате выборов составляется протокол (ст. 69).
Г) Гарантиям законности выборов посвящена также специальная глава - пятнадцатая - Конституции, трактующая преимущественно о проверке и отмене выборов.
6. Конституция закрепила принцип права отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю*(519).
- Этот принцип родился также еще до Октября. Уже в "Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов", опубликованном в "Правде" 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно и фактически осуществлялось в это время для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками.
- После Октября необходимость в законодательном закреплении права отзыва возникла в связи с выборами в Учредительное собрание. 19 ноября 1917 г. В.И. Ленин написал проект Декрета о праве отзыва, а 21 ноября сделал о нем доклад на заседании ВЦИК. В этом же заседании проект был и принят. Декрет имел своей главной целью отозвание из Учредительного собрания правых депутатов, но формулировка закона была более широкой. Она допускала отзыв депутатов и назначение перевыборов "во все городские, земские и вообще во всякие представительные учреждения..."*(521). Вслед за тем ВЦИК опубликовал обращение к Советам, армейским и фронтовым комитетам с предложением отзывать и переизбирать членов Учредительного собрания, не являющихся выразителями воли народа.
Декрет о праве отзыва начал проводиться в жизнь.
Действие декрета не ограничивалось, однако, Учредительным собранием. Он применялся также к Советам. Правда, здесь декрет не был столь актуальным ввиду частых - через два-три месяца - перевыборов Советов. Избиратели не успевали составить отрицательное представление о том или ином депутате, а если успевали, то можно было его переизбрать в ходе очередных выборов, проходивших достаточно часто*(523). Тем не менее мы встречаем в инструкциях о выборах Советов подтверждение этого принципа.
Статья 78 Конституции, закрепившая право отзыва, говорит об отзыве депутата из Совета.