Выборы, соответственно, предполагаются прямые и в центральный, и в местные органы

ПРОЕКТ МАКСИМАЛИСТОВ:

1. Проект исходит также из лишения избирательных прав "всех эксплуататоров, общественных паразитов и врагов трудовой республики", подчеркивая временность этой меры. Преимущества для пролетариата не предусматриваются.

2. В отличие от других проектов упоминается о пропорциональном представительстве для ограждения прав меньшинства без раскрытия сущности этого меньшинства и порядка его представительства.

3.

Выборы в принципе мыслятся как будто равными, но и здесь предусмотрено представительство коллективных избирателей - профессиональных, кооперативных, культурных, политических организаций, правда, не в такой мере, как в других проектах.

4. Предполагается принцип многостепенности выборов, о порядке голосования не говорится.

ПРОЕКТЫ НЕ ИМЕЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ!

 

ПЛАН КОНСТИТУЦИИ –СТЕКЛОВ!

ПРАКТИЧЕСКИ НАД СТАТЬЯМИ РАБОТАЛА ТРЕТЬЯ ПОДКОМИССИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ КОМИССИИ: в составе Бердникова, Г.С. Гурвича и Лациса.В этом разделе избирательному праву посвящена целиком глава первая. Кроме того, отдельные нормы избирательного права содержатся и в следующих главах раздела. ПРОЕКТ:

 

1. Проект исходит из принципа всеобщего для трудящихся избирательного права. Соответственно лишаются избирательных прав эксплуататоры, лица, живущие на нетрудовой доход, и т.п. К трудящимся, однако, применяется требование быть членом профсоюза, в том числе и для крестьян. В этом отношении авторы проекта не ушли далеко от шрейдеровского "Учреждения Советов".

2. Подобно проекту максималистов раздел допускает представительство не только индивидуальных, но и коллективных избирателей - политических, профессиональных, кооперативных организаций.

3.

Нормы представительства для городского и сельского населения в уездные, губернские, областные, всероссийские советские органы предусматриваются одинаковые, т.е. преимуществ для рабочего класса нет. Однако принимаются меры для ограничения представительства служащих, ремесленников и интеллигенции. Предполагается для этого введение куриальной системы с раздельным голосованием в первой курии - рабочих и крестьян, во второй - трех названных групп населения.

4.

Проект исходит из принципа многостепенности выборов. Порядок голосования не регламентируется.

Активное и пассивное избирательное право совпадают.

 

 

1. Здесь подвергся критике принцип представительства общественных организаций в советских органах. Его, естественно, защищал Бердников, притом довольно оригинально. По мнению оратора, масса делегатов съезда Советов, избранная непосредственно от населения, "чрезвычайно сера" и "неспособна к деловой работе", только представители партий, профсоюзов, кооперативов могут внести на съезд элемент сознательности и организованности.

 

Бердникову возразил Аванесов, справедливо отметивший, что введение представительства общественных организаций неизбежно приводит к двойному и тройному вотуму, а это представляется несправедливым, хотя такое положение и существует на практике. Мнение Аванесова было принято комиссией.

 

2. Подвергся обсуждению также вопрос о многостепенности выборов, не сам принцип - он не вызывал сомнений, а его практическое наполнение.

В проекте принцип многостепенности проводится довольно последовательно, хотя и своеобразно. Представительство предполагалось не от соседних по рангу советских органов, а как бы через ступеньку: так, уездные органы должны были формироваться не волостными, а сельскими, губернские - соответственно волостными, областные и всероссийские - уездными*(510).

Возникло предложение, чтобы губернские съезды Советов формировались не только волостными, но и уездными съездами Советов. Было решено, по настоянию Я.М. Свердлова, ввести альтернативную формулировку о представительстве от волостных съездов или уездного в том случае, если последний происходит непосредственно перед губернским.

3. В заседании 19 июня были затронуты также вопросы об основе для расчета нормы представительства - по гражданам или избирателям и о равенстве сельских и городских избирателей*(511).

 

ПРИНЦИПЫ, ЗАКРЕПЛЯЕМЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ:

 

1. Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая). Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.

 

Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.

**Следует подчеркнуть подвижность первой категории лишенцев, тенденцию к ее неуклонному сокращению. Действительно, национализация земли и промышленности лишала возможности бывших помещиков и капиталистов эксплуатировать чужой труд и извлекать прибыль, заставляла их заниматься общественно полезным трудом, превращала тем самым из эксплуататоров в трудящихся. Национализация банков, упразднение акционерных компаний и т.п. ликвидировали обширную ранее категорию рантье. Неуклонное сокращение частной торговли заставляло и торговцев переходить на другие рельсы. Одним словом, сама жизнь, советская действительность, переход от капитализма к социализму заставили нетрудовые элементы в той или иной мере становиться трудящимися, а тем самым и приобретать избирательные права.

В.И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы, более спокойная.

 

Вместе с тем лишение буржуазии избирательных прав нельзя рассматривать как ограничение демократии. Как раз наоборот, это важное средство обеспечения пролетарской демократии*(513).

** временность самого принципа лишения избирательных прав буржуазии. Программа РКП(б) отмечала, "что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

 

2. В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения. Он зафиксирован, правда, не в общей норме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма.

 

Так, Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125 000 жителей (ст. 25). Примерно так же строится представительство и на областные, губернские, уездные съезды Советов (ст. 53). Представительство от городского населения, преимущественно рабочих, в несколько раз превышает представительство от крестьян. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе - по жителям, более широкой категории граждан. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 1: 3. До Конституции это преимущество было даже больше.

 

Конституция не проводит иных социальных различий - для рабочих и служащих, военнослужащих, различных категорий рабочего класса, интеллигенции. Для них избирательное право в рамках категории городских избирателей мыслится как вполне равное. Соответственно сельскохозяйственные рабочие, сельская интеллигенция, разные категории трудового крестьянства имеют вполне равные права в своем разряде сельских избирателей.

В условиях громадного численного превосходства сельского населения крестьянской России государство не могло не предоставить некоторые преимущества рабочему классу, чтобы гарантировать диктатуру пролетариата.

 

Разница в единице измерения - избиратели в городах и жители в сельской местности - вытекала из технических причин. Дело в том, что в городе легко определить число избирателей - оно равно в принципе числу работающих на предприятиях и т.п. В деревне же статистика в это время не могла дать сведений даже о возрастном составе населения, не говоря уже о социальном. З десь поэтому легче было считать по населению. Такое различие не имело принципиального значения, не нарушало равноправия избирателей, внутри групп горожан и сельских жителей, ибо процент избирателей по отношению ко всему населению в разных губерниях был примерно одинаков.

3. Конституция закрепила принцип многостепенности выборов.

 

Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов - городов и селений. Уже в волостные органы непосредственное представительство граждан исключается.

 

- Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета один депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 53). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

- Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т.е. здесь выборы тоже двухстепенные. Но норма представительства исчисляется не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов.

- Двухстепенные выборы в принципе установлены и для губернских съездов Советов. Но здесь допустима уже и третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде.

Не менее трех ступенек нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются в принципе из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на последнем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: в принципе от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: