Для студентов 3 курса медико-профилактического факультета

Ситуационные задачи к курсовому экзамену по общей гигиене

 

Ситуационная задача № 1

Дайте оценку качества водопроводной воды: запах при 200С – 2 балла, цветность — 450, мутность — 2,7мг/л, сухой остаток — 220 мг/л, хлориды — 153мг/л, сульфаты — 69мг/л, железо — 2,0мг/л, марганец, медь, цинк не обнаружены, общая жесткость — 6,5мг-экв/л, водородный показатель (рН) — 7,4, мышьяк — 0,01мг/л, свинец — 0,02мг/л, нитраты — 15мг/л, фтор — 0,4мг/л, общее микробное число— 64 в 1 мл, общие колиформные бактерии — 3 в 100 мл.

Как проводится отбор проб воды для химического и бактериологического исследований?

 

Ситуационная задача № 2

К какому классу относится поверхностный водоисточник и можно ли рекомендовать его для централизованного водоснабжения?

Показатели воды: мутность - 17 мг/дм3, цветность - 300, запах - 2 балла, водородный показатель (рН) - 7,9, железо - 0,8 мг/дм3, марганец - 0,09 мг/дм3, фитопланктон - 893 клеток в 1 см3, окисляемость - 5,9 мг/дм3 О2, БПК20 - 2,4 мг в дм3, число кишечных палочек - 931 в 1 дм3.

Укажите методы обработки воды согласно классаводоисточника. Назовите показатели качества воды.

 

Ситуационная задача № 3

Оцените качество воды общественного колодца: осадок — значительный буроватый, мутность — 8 мг/л, цветность — 550, запах — 3 балла, землистый, привкус — отсутствует, общая жесткость — 14мг-экв/л, аммонийные соли — 0,5мг/л, нитриты — 0,08мг/л, окисляемость — 9мг/л О2, нитраты — 35мг/л, хлориды — 95мг/л, сульфаты — 120мг/л, железо — 0,7мг/л, фтор — 0,5мг/л, общее микробное число — 180 в 1мл, общие колиформные бактерии — 10 в 100 мл.

При необходимости предложите методы улучшения качества воды. В чем заключается значение нитратов и фтора?

 

Ситуационная задача № 4

В районе предполагаемого строительства нефтеперерабатывающего завода проводилось изучение частоты повторяемости ветров. Полученные результатырумбы/частота: С-5%, СВ-10%, СЗ-5%, З-15%, ЮЗ-20%, Ю-40%, ЮВ-10%, В-5%.

Постройте розу ветров. Укажите господствующее направление ветра в данной местности. Как должно быть расположено данное предприятие по отношению к жилой зоне? Изложите методы определения скорости движения воздуха.

 

Ситуационная задача № 5

По данным Стерлитамакского межрайонного филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в г. Ишимбае среднесуточные концентрации химических загрязнителей в атмосферном воздухе составили: диоксид серы - 0,5 мг/м3, оксид углерода - 3 мг/м3, диоксид азота - 0,09 мг/м3, сажа - 0,07 мг/м3.

Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха на данной территории. Перечислите основные источники загрязнения атмосферного воздуха в городах. Укажите меры по оздоровлению воздушного бассейна.

 

Ситуационная задача № 6

В течение суток барометрическое давление снизилось с 762 мм.рт. ст. до 740 мм. рт. ст.

Оцените перепад давления. Какие изменения в состоянии погоды можно ожидать. Перечислите приборы для определения барометрического давления. В чем заключается значение систематического измерения барометрического давления?

 

Ситуационная задача № 7

Дайте оценку типу погоды: межсуточные колебания температуры не более 20С; атмосферного давления - не более 3 мм.рт.ст., скорость движения воздуха не более 3 м/сек.

Дать определение погоды, климата, метеотропным и сезонным заболеваниям

 

Ситуационная задача № 8

В аудитории № 38 медицинского университета с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 190С поднялась до 240С, влажность воздуха - с 58% до 78%, содержание углекислого газа - с 0,7‰ до 1,6‰, скорость движения воздуха снизилась с 0,4 до 0,1м/с. Кратность воздухообмена составила 1,5 раза за час.

Оцените микроклимат и дайте рекомендации по его улучшению. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата?

 

Ситуационная задача № 9

Рассчитайте минимальную кубатуру и площадь жилого помещения на 1 человека, исходя из норматива углекислого газа, зная, что человек за 1 час в среднем выдыхает 22,6 л СО2в покое.

Какой из компонентов воздуха является критерием оценки загрязненности воздуха в жилых помещениях?

 

Ситуационная задача № 10

Рассчитайте необходимый объём воздуха и кратность вентиляции для спортивного зала объемом 420 м3, если в нем одновременно занимаются 30 человек. Спортсмен выдыхает 40 л углекислого газа в час.

Укажите гигиеническое значение этого показателя для закрытых помещений. Оцените имеющийся воздухообмен, если площадь фрамуг в зале - 0,6 м2, а скорость движения воздуха - 0,5 м/сек.

 

Ситуационная задача № 11

В учебной комнате длиной 8 м, глубиной 7 м имеется 3 окна высотой 2,0 м, шириной 1,9 м. на рамы и переплеты приходится 15% площади окон. Расстояния между окнами 0,8 м. Расстояние от окна до 1 ряда – 1 м, до 3 ряда –
5 м. Рассчитайте возможные показатели естественного освещения, оцените их и при необходимости дайте рекомендации.

 

Ситуационная задача № 12

Площадь жилой комнаты 18 м2. Размеры окна – высота 1,5 м, ширина –
2 м. Площадь оконных рам и переплетов составляет 10% общей площади окна. Естественное освещение в наиболее отдаленных точках комнаты 120 лк, единовременная освещенность под открытым небом 11000 лк. Дайте заключение об естественной освещенности комнаты и при необходимости дайте рекомендации.

 

Ситуационная задача № 13

Суточные энергетические траты женщины 32 лет, работающей врачом отдела социально-гигиенического мониторинга ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», подсчитанные по таблице с учётом бюджета времени, составляют 1900 ккал. Фактическое питание, установленное путём подсчёта суточного пищевого рациона имеет калорийность 2455 ккал. Количество белков - 62 г (в т. ч. животного происхождения - 23 г), жиров - 83 г (из них растительных - 12 г), углеводов - 365 г, фосфора - 1475 мг, кальция - 520 мг, магния - 403 мг, витамина С - 44 мг.

Оцените рацион питания. Перечислите возможные последствия его влияния на состояние здоровья. Укажите пути рационализации рациона. Перечислите основные источники указанных минеральных элементов.

 

Ситуационная задача № 14

При исследовании фактического питания мужчины пожилого возраста (пенсионера) энергетическая ценность суточного рациона составила 2800 ккал, белков содержалось 72г, жиров - 95г, углеводов - 397 г (из них простых сахаров - 120 г), кальция - 680 мг, фосфора - 1200 мг, витамина С - 60 мг, витамина А - 690 мкг.

Дайте заключение о соответствии рациона питания физиологическим потребностям этого мужчины. Укажите пути рационализации рациона. Какими пищевыми веществами желательно обогащать рационы людей пожилого и старческого возраста?

 

Ситуационная задача № 15

Оцените качество молока, поступившего в пищеблок больницы: цвет - белый с голубоватым оттенком, вкус - свойственный коровьему молоку, посторонние привкусы и запахи отсутствуют, плотность - 1,038, содержание жира - 1,2%, сухой остаток - 10,2%, кислотность – 10 0Т, микробное число - 200000, коли-титр - 0,2.

С помощью каких химических реакций можно определить фальсификацию молока?

 

Ситуационная задача № 16

Сколько витамина «С» получит человек в осеннее время года в каждом случае, если в его суточный рацион входит 250 г картофеля вареного в кожуре, вареного в очищенном виде, жаренного во фритюре. Несъедобная часть картофеля составляет - 20%. Содержание витамина С в сыром картофеле - 20 мг %. Потеря витамина С при варке картофеля в кожуре - 20%, при варке в очищенном виде - 40%, при жарении - 70%.

Путём включения каких продуктов можно довести его содержание до суточной потребности? Какие кулинарные приёмы способствуют разрушению этого витамина при термической обработке?

 

Ситуационная задача № 17

К врачу дома отдыха утром обратилось 6 человек с жалобами: тошнота, рвота, боли в животе, жидкий стул - 6-8 раз, слабость, озноб, температура 38-39 0С. Заболевшие были госпитализированы. Все остальные отдыхающие чувствовали себя хорошо. Заболевшие обычно вместе проводили время. Накануне за ужином они съели огурцы, помидоры, копчёную колбасу, утку домашнего копчения вынужденного убоя, торт.

Какое заболевание можно заподозрить? Какие лабораторные исследования необходимо провести? Что должны сделать в этой ситуации санитарный врач? Укажите меры профилактики данного заболевания.

 

Ситуационная задача № 18

Семья из 4-х человек, использовавшая в пищу свиное мясо, поступила в клинику инфекционных болезней с жалобами на резкие боли в мышцах всего тела, температуру тела 38,5-39,50С, отёк век, лица, шеи, резкую адинамию, слабость конечностей.

Какое заболевание возникло у пострадавших? Возможно ли использование мяса? Как поступают с таким мясом? Предложите методы оценки доброкачественности мяса и наличия биогельминтов.

 

Ситуационная задача № 19

За ужином семья из 3-х человек съела купленную на рынке вяленую рыбу. На следующий день заболела дочь 10-ти лет, на третий день – отец и мать. Симптомы заболевания - головокружение, кратковременная боль в животе, неравномерное расширение зрачков, двоение и туман в глазах, опущение век, гнусавая речь, частый пульс, температура - 35,50С. Санитарная экспертиза не установила наличие в продуктах и смывах с посуды патогенной и условно-патогенной микрофлоры, солей тяжелых металлов, пестицидов.

Какое заболевание можно заподозрить? Какие дополнительные исследования необходимо провести для уточнения диагноза? Укажите меры профилактики данного заболевания.

 

Ситуационная задача № 20

В спортлагере спустя 2-3 часа после ужина, во время которого спортсмены ели салат из свежих помидор, заправленный сметаной, котлеты с отварным рисом, торт со сливочным кремом и пили чай, возникло массовое заболевание с количеством пострадавших 20 человек, сопровождающееся болями в эпигастральной области, тошнотой, рвотой, поносом, слабостью. Температура тела у заболевших была в пределах 37-37,60С. При расследовании установлено, что торт был приготовлен поваром, у которого впоследствии была обнаружена фолликулярная ангина. Он хранился в кладовой пищеблока в отсутствии холода 20 часов.

Какое заболевание возникло у спортсменов? Какие лабораторные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Укажите меры его профилактики.

 

Ситуационная задача № 21

Городская школа занимает земельный участок, расположенный в угловой части жилого квартала. Радиус обслуживания детей – 2км. Школьное здание 3-х этажное, имеет один центральный вход, расположено на расстоянии 1,5-ой высоты от противостоящего жилого дома. На участке выделены учебно-опытная зона, зона отдыха и хозяйственная зона. Последняя расположена с подветренной стороны на расстоянии 15 м от здания школы. Зеленые насаждения занимают 30% территории. Деревья высажены на расстоянии 5 м от здания школы.

На 1-ом этаже здания расположены гардероб, учебные комнаты для 2 - 4-ых классов, трудовые мастерские, спортзал, химическая лаборатория. На 2-ом этаже находится актовый зал, лаборатория физики, учебные кабинеты для средних и старших классов, медицинский кабинет. 3-ий этаж отведен под учебные комнаты для 1-ых классов, библиотеку, кабинет биологии, столовую.

Дайте гигиеническую характеристику расположению, планировке земельного участка и школьного здания.

 

Ситуационная задача № 22

Школьник 14 лет 1 мес. имеет рост 160см, вес—48 кг, окружность грудной клетки — 80 см. За год вырос на 6 см, постоянных зубов – 27, половое развитие Р1Ах 1. Пульс – 75 уд/мин, АД – 105/60, частота дыхания – 20 в мин. Месяц назад у него снят гипс с левой голени, наложенный по поводу закрытого перелома большеберцовой кости. В настоящее время жалоб нет. Оцените физическое развитие комплексным методом, используя центильные таблицы. Определите группу здоровья.

 

Ситуационная задача № 23

В кузнечном цехе Уфимского завода горного оборудования нагретые слитки металла подвергаются ковке, штамповке и прессованию. В помещении цеха расположены кузнечные прессы и нагревательные печи. Температура воздуха в рабочей зоне +34 0С (температура наружного воздуха +250 С), относительная влажность воздуха - 40%, его подвижность - 0,1 м/с. Интенсивность лучистого тепла до 1950 Вт/м2. В воздухе рабочей зоны констатировано повышенное содержание окиси углерода, сернистого газа. Труд кузнеца характеризуется как тяжелый – 3,4.

Оцените условия микроклимата и возможное влияние его на здоровье работающих. Как должен быть организован воздухообмен в этом цехе? Изложите методику определения интенсивности лучистого тепла на рабочем месте?

 

Ситуационная задача № 24

В одном из цехов авторемонтного завода испытываются автомобильные двигатели. Выхлопные газы посредством гибких шлангов, присоединенных к выхлопным трубам двигателей, выводятся в атмосферу. Общая механическая приточная система вентиляции производительностью 6000 м3/час подаёт воздух в рабочую зону. Общее валовое выделение окиси углерода в помещение составляет 200000 мг/час. Анализы воздуха рабочей зоны показали, что содержание в ней окиси углерода превышает ПДК.

Определите объём воздуха, необходимый для разбавления окиси углерода до ПДК. Изложите методы отбора и исследования проб воздуха на содержание химических веществ.

 

Ситуационная задача № 25

При замере скорости движения воздуха на территории детского сада №23 города Мелеуза исходные показания чашечного анемометра составляли8600 м.

По истечении 10 минут его работы на территории они стали равны9950 м.

Определите скорость движения воздуха и дайте ей оценку? В чем заключается значение движения воздуха?

 

Ситуационная задача № 26

Дайте санитарно-гигиеническую оценку запыленности воздуха прядильного цеха УХБК и укажите на основные направления оздоровительных мероприятий, учитывая данные исследования:

Исходный вес пылевого фильтра равен 0,060500г, после пропускания через него воздуха в течении 20 минут со скоростью 10 л/мин вес стал равен 0,06300 г.

Изложите методы определения запыленности воздуха.

 

Ситуационная задача № 27

На Уфимском мясоконсервном комбинате при осмотре внутренних органов крупного рогатого скота ветеринаром в легких обнаружены многочисленные кистообразные пузыри с жидкостью размером от 30 до 43 мм.

О каком гельминтозе идет речь? Дайте санитарно-гигиеническое заключение о пригодности мяса и субпродуктов. Какие методы применяются для определения доброкачественности мяса?

 

Ситуационная задача № 28

В лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» города Салавата поступила пробы водопроводной воды. Отбор пробы проводился по жалобе жильцов, проживающих по адресу: улица Ленина, 5. Получены следующие результаты: запах при 200С – 2 балла, цветность — 60 0, мутность — 3,4 мг/л, сухой остаток — 218 мг/л, хлориды — 151 мг/л, сульфаты — 66 мг/л, железо — 5,1 мг/л, марганец, медь, цинк не обнаружены, общая жесткость — 6,4 мг-экв/л, водородный показатель (рН) — 7,4, мышьяк — 0,01мг/л, свинец — 0,02мг/л, нитраты — 15мг/л, фтор — 0,4мг/л, общее микробное число— 64 в 1 мл, общие колиформные бактерии — 3 в 100 мл.

Дайте оценку качества водопроводной воды. При необходимости предложите мероприятия по устранению недостатков? Опишите метод забора водопроводной воды.

 

Ситуационная задача № 29

Оцените качество воды общественного колодца: осадок — значительный буроватый, мутность — 6 мг/л, цветность — 450, запах — 2 балла, аммонийные соли — 0,5мг/л, нитриты — 0,1мг/л, окисляемость — 12мг/л О2, нитраты — 35мг/л, хлориды — 95мг/л, сульфаты — 120мг/л, железо — 0,6мг/л, фтор — 0,5мг/л, общее микробное число — 210 в 1мл, общие колиформные бактерии — 18 в 100 мл.

При необходимости предложите методы улучшения качества воды. Перечислите показатели свежего и старого органического загрязнения.

 

Ситуационная задача № 30

В столовую детского лагеря привезли 200 банок рыбных консервов. На 20 банках обнаружена ржавчина, 12 банок имели вздутие.

На крышке нанесена следующая маркировка: 25.06.14

561 837

Дайте заключение о пригодности консервов. Перечислите необходимые методы оценки качества консервов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: