Культуру нельзя изменить приказом или ожидать моментальной результативности от принимаемых усилий. К культуре больше всего подходит метафора сада, который надо выращивать совместно всем сотрудникам организации. К основным методам формирования, изменения и поддержания организационной культуры относят:
1. Определение руководством миссии, основных целей и ценностей (кредо), распространение их в организации.
2. Ролевое моделирование (поведение руководителя и менеджеров, их взаимоотношения с подчиненными).
3. Создание внешних символов (в частности, разработка и активизация бренда корпорации как регулятора текущих и стратегических социальных взаимодействий бренда).
4. Создание и поддержание ритуалов и традиций организаций (истории, легенды, мифы, обряды).
5. Определение приоритетов развития организации (что является предметом постоянного внимания управленцев).
6. Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.
7. Кадровая политика (разработка программ по формированию корпоративной лояльности персонала).
|
|
8. Создание программ обучения, обеспечивающих развитие корпоративной культуры.
9. Обеспечение гуманизации труда.
10. Создание и поддержание имиджа корпорации.
11. Создание протокола бизнес-норм.
12. Разработка кодекса корпоративной культуры.
Имидж организации как составная часть организационной культуры.
Имидж является составной частью организационной культуры. Имидж - это образ, самое общее представление о внешнем проявлении внутреннего содержания организации и ее деятельности. [5] Это представление формируется у всех, кто связан с организацией. У сотрудников организации имидж – образ организации - может быть зеркальным (не полностью соответствующим адекватному); идеальным (желаемым). Клиенты, партнеры организации формируют свое представление об организации на основе знакомства с руководством и сотрудниками организации, их деятельности (внешний имидж) или наблюдением за взаимоотношениями между сотрудниками (внутренний имидж). Имидж может быть корпоративным (интегральным) и множественным (представление об отдельном подразделении). Имидж может быть осязаемым (качество продуктов и услуг) и неосязаемым (реакция потребителей на эти продукты или услуги).
К факторам, формирующим положительный имидж организации относятся:
- компетентность сотрудников (наличие необходимых знаний и навыков);
- надежность (принятые обязательства выполняются);
- отзывчивость (быстро, всегда и везде клиентам отвечают на их запросы);
- доступность (легкий и приятный контакт с сотрудниками);
- понимание (стремление понять специфические запросы клиентов);
|
|
- коммуникация (язык общения понятен клиентам);
- доверие (репутация фирмы, ее честность и гарантия серьезного отношения к клиентам);
- безопасность (защита от риска);
- обходительность (вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие персонала);
- осязаемость (помещение, персонал реально проявляют необходимые качества).
Каждая организация адаптирует эти нормы к условиям своей работы.
[1] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационная культура.
[2] Э. Шейн. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002, 35-44.
[3] См.: Хрестоматия, 1.6. Метафизические основания теории.
[4] См.: Т.П.Фокина, С.Н. Спиридонова. Организационная культура. Саратов, ПАГС, 2006.
[5] См.: Хрестоматия, 2.10. Организационный имидж.