Роль географической среды и народонаселения в развитии общества
Философы, анализируя развитие общества стремились найти ответ на вопрос какой же фактор в развитии общества является определяющим?
1. Географическая среда- та часть земли, которая вовлечена в хозяйственную деятельность человека. Действительно, там где богатые ресурсы легче развивать хоз.деятельность, но это не самый главный фактор.
В философии существуют направления которые считают, что географическая среда это решающий фактор
-географический дереминизм(Ш.Монтескье) доказывал что власть климата сильнее всех властей
-геополитика(решающим для развития общества является размер территории отсюда политика захвата чужих земель вполне приемлема
2. народонаселение-там где больше людей, легче развивать производство. Однако прямой связи между численностью народонаселения и высокого уровня жизни не существует.
Существует теория, доказывающая, что народонаселение это главный фактор(теория Мальтуса)-мальтузианство. Все беды и страдания людей вызваны чрезмерным размножением. В мире много лишних ртов. Средства существования людей растут в арифметической прогрессии, а рождаемость в геометрической. Отсюда он делает вывод, что оправданы все варианты сокращения численности людей на Земле: землетрясения, наводнения, эпидемии.
|
|
3.главный фактор-уровень развития производительных сил и производительных отношений.
Понятие «человек», «индивид» и «личность». Трактовка человека в историческиз типах философии.
Человек-предмет исследования многих наук: педагогики, психологии, истории, но только философия изучает человека в целом.
Вопрос что есть человек является одним из важнейших в философии. Чтобы анализировать вопрос надо уточнить понятия:
Человек-родовое понятие, совокупность всех черт homosapiens.Человек способен действовать по мерке любого вида животных. Франклин: «человек- это животное, производящее орудия труда».
Индивид- отдельный человек со свойственными ему наряду с общими и индивидуальными чертами(задатки, интересы, потребности, таланты, мысли, фантазии)
Личность-система устойчивых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества.
Признаки личности:
-разумность
-ответственность за свои действия
-личные достоинства
На вопрос что есть человек каждая эпоха дает свой специфический ответ:
1. Античность. Характерен космоцентризм- человек это малое подобие большого космоса
2. Средневековье. Характерен теоцентризм- человек это образ и подобие Бога, осуждаются его пороки(гордыня, самолюбие, эгоизм)
3. Эпоха Возрождения. Зарождается и развивается антропоцентризм –воспевается величие человека, человек рассматривается как венец, завершение эволюции в природе.
|
|
4. Русскими религиозными философами (XIX - XX в.в.): делается акцент на духовные качества человека: сострадание, милосердие, добро. Человек рассматривается как носитель жизни и ее продолжитель. Русские философы таким образом реагируют на негативные стороны рационального антропоцентризма.
5. Классический марксизм: появился социоцентризм. Человек неразрывно связан с окр.средой.
6. Современная философия XX в.: неограниченнон развитие техники, урбанизация, рост городов ведет к негативным проявлениям в образе жизни людей, а именно рост алкоголизма, наркомании, проституции. Установка на потребительский образ жизни развивает в человеке жажду обладания, мщения, эгоизма. Жестокий современный мир развивает в человеке безразличие, равнодушие. Отсюда одиночество в мире. На смену биологически природному существу идет иное социотехнотнологическое существо или постчеловек. Его характеристики: человек утратил способность к физическим нагрузкам, к деторождению, ослабилось зрение, слух.
Вывод:видят в том, чтобы в погоне за прогрессом не забывали о духовных качествах личности. Важно соблюдать принцип коэволюции.