double arrow
Понятие «человек», «индивид» и «личность». Трактовка человека в историческиз типах философии.

1

Роль географической среды и народонаселения в развитии общества

Философы, анализируя развитие общества стремились найти ответ на вопрос какой же фактор в развитии общества является определяющим?

1. Географическая среда- та часть земли, которая вовлечена в хозяйственную деятельность человека. Действительно, там где богатые ресурсы легче развивать хоз.деятельность, но это не самый главный фактор.

В философии существуют направления которые считают, что географическая среда это решающий фактор

-географический дереминизм(Ш.Монтескье) доказывал что власть климата сильнее всех властей

-геополитика(решающим для развития общества является размер территории отсюда политика захвата чужих земель вполне приемлема

2. народонаселение-там где больше людей, легче развивать производство. Однако прямой связи между численностью народонаселения и высокого уровня жизни не существует.

Существует теория, доказывающая, что народонаселение это главный фактор(теория Мальтуса)-мальтузианство. Все беды и страдания людей вызваны чрезмерным размножением. В мире много лишних ртов. Средства существования людей растут в арифметической прогрессии, а рождаемость в геометрической. Отсюда он делает вывод, что оправданы все варианты сокращения численности людей на Земле: землетрясения, наводнения, эпидемии.

3.главный фактор-уровень развития производительных сил и производительных отношений.

Понятие «человек», «индивид» и «личность». Трактовка человека в историческиз типах философии.




Человек-предмет исследования многих наук: педагогики, психологии, истории, но только философия изучает человека в целом.

Вопрос что есть человек является одним из важнейших в философии. Чтобы анализировать вопрос надо уточнить понятия:

Человек-родовое понятие, совокупность всех черт homosapiens.Человек способен действовать по мерке любого вида животных. Франклин: «человек- это животное, производящее орудия труда».

Индивид- отдельный человек со свойственными ему наряду с общими и индивидуальными чертами(задатки, интересы, потребности, таланты, мысли, фантазии)

Личность-система устойчивых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества.

Признаки личности:

-разумность

-ответственность за свои действия

-личные достоинства

На вопрос что есть человек каждая эпоха дает свой специфический ответ:



1. Античность. Характерен космоцентризм- человек это малое подобие большого космоса

2. Средневековье. Характерен теоцентризм- человек это образ и подобие Бога, осуждаются его пороки(гордыня, самолюбие, эгоизм)

3. Эпоха Возрождения. Зарождается и развивается антропоцентризм –воспевается величие человека, человек рассматривается как венец, завершение эволюции в природе.

4. Русскими религиозными философами (XIX-XX в.в.): делается акцент на духовные качества человека: сострадание, милосердие, добро. Человек рассматривается как носитель жизни и ее продолжитель. Русские философы таким образом реагируют на негативные стороны рационального антропоцентризма.

5. Классический марксизм: появился социоцентризм. Человек неразрывно связан с окр.средой.

6. Современная философия XX в.: неограниченнон развитие техники, урбанизация, рост городов ведет к негативным проявлениям в образе жизни людей, а именно рост алкоголизма, наркомании, проституции. Установка на потребительский образ жизни развивает в человеке жажду обладания, мщения, эгоизма. Жестокий современный мир развивает в человеке безразличие, равнодушие. Отсюда одиночество в мире. На смену биологически природному существу идет иное социотехнотнологическое существо или постчеловек. Его характеристики: человек утратил способность к физическим нагрузкам, к деторождению, ослабилось зрение, слух.

Вывод:видят в том, чтобы в погоне за прогрессом не забывали о духовных качествах личности. Важно соблюдать принцип коэволюции.

 

 

1





Сейчас читают про: