double arrow

Объект и предмет исследования

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс­кой деятельности можно считать объект и предмет исследова­ния. В настоящее время существует множество самых разнооб­разных подходов к определению данных понятий. Для того что­бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите­ратуре.

В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объек­та и предмета следующим образом: «Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом». «Предмет - все, что представляется чувствам. «Предмет сочинения - основа, смысл его».

Несколько отличное определение указанных научных по­нятий предлагает С. И. Ожегов:

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате­риальная действительность.

2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко полагает, что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея­тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект» и «предмет исследования».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем­ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со­знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо­гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту­альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.

Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо­жительны, отражают не природу существующей действитель­ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз­можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта­ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.

В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.

Предмет - это то, что находится в рам­ках, в границах объекта.

Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще­ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен­но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова­ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.

В биологии - морфология и физиология, систематика и эво­люционная теория и др.

В изучении общественной жизни - эко­номика, политика, социология.

В изучении языка - лингвисти­ка, фонетика, синтаксис и др.

Многообразие возможных «сре­зов» исследования объектов порождает многопредметность на­учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе­нием его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет ис­следования как научные категории соотносятся как общее и ча­стное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследо­вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб­ранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес­кая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то при­чинам перестает работать методологическое требование об ис­пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив­ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со­вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу­чае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от­дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци­альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.

От человека за­висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен­ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно­сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек­ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы­деляется определенное свойство объекта исследования. Неко­торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож­дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак­тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис­следования.

Итак, объект исследования в нашем случае - это:

- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со­циальные, экономические, технические, организационные, произ­водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе­мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

- внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет­ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат­риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор­мация, финансовые ресурсы),

организационных (технология, мето­ды и системы управления, организационная структура),

результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле­дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль­ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко­торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внеш­ней среды:

- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно­го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

- макро­среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо­вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

взаимосвязанность фак­торов внешней среды,

уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш­ней среды и адекватно их учитывать.

Итакпредмет исследования в нашем случае - это то, на что направ­ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре­ния, познания и разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ­ционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле­ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирова­ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле­дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а предметомиссле­дования - про­блемы, возникающие в этой системе.


Сейчас читают про: