Расчет выбросов загрязняющих веществ от стоянок.
Могут применяться три схемы расчета, в зависимости от расположения и способа хранения автомобилей или подвижного состава:
1-ая схема – для обособленных открытых стоянок или отдельно стоящих зданий или сооружений, имеющих непосредственный въезд и выезд на дороги общего пользования;
2-ая схема – для открытых или закрытых стоянок не имеющих непосредственное выезда на дороги общего пользования и которые расположены в границах предприятия для которого производится расчет;
3-я схема – многоэтажных стоянок.
Расчет выбросов от стоянок производится по 6 веществам:
1. СО – оксид углерода;
2. СН – углеводороды;
3. NOx – NO2 – диоксид азота;
4. Сx – сажа;
5. S – SO2 – оксид серы;
6. Pb– свинец.
1,2,3,5,6 – бензиновые ДВС
1,2,3,5 – газовые
1,2,3,4,5 – дизельные
Рассмотрим методику расчета выбросов загрязняющих веществ по 2-ой схеме, как наиболее типичной для АТП, СТО.
Расчет ведется по каждому i-тому веществу отдельно для выезда и въезда одиночного автомобиля.
, (1)
, (2)
где
M – масса выбросов веществ,
1-выезд,
2-въезд,
i-тое вещество,
к-тая группа автомобилей (карбюратор малого класса, дизель большого класса и т. д.)
mпр – удельный выброс при прогреве двигателя, г/мин,
ml – удельный выброс на пробег, г/км,
mхх – удельный выброс при работе двигателя на холостом ходе, г/мин,
tпр,tхх – время работы двигателя при прогреве и работе двигателя на холостом ходу соответственно, мин.,
L1,L2 – средний пробег по территории стоянки, км.
Значения удельных нормативов приведенных в методике (таблица).
Значения выбросов приведенные в табл. Приведены для автомобилей у которых не проводится контроль отработавших газов в соответствии с ГОСТ-ами. Если проводится регулярный контроль, то удельные нормативы корректируются и удельные значения принимаются по формулам:
(3)
(4)
кi - корректирующий коэффициент по соответствующему веществу, зависит от типа ДВС.
Тип ДВС | Значение кi | |||||
СО | СН | NOx | C | SO2 | Pb | |
Б | 0,80 | 0,90 | 1,0 | - | 0,95 | 0,95 |
Д | 0,90 | 0,90 | 1,0 | 0,80 | 0,95 | - |
При использовании удельных нормативов необходимо учитывать периоды года.
Принимаются:
1. холодный период <-5 0C
2. теплый период >+5 0C
3. переходный-5 0C<tпер>+50C
Время прогрева зависит от t0 окружающего воздуха.
Кат. | t’пр, мин. | ||||||
<-5 0C | от +5 0C до -5 0C | от -50C до -100C | от -100C до -150C | от -150C до -200C | от -200C до -250C | >-250C | |
л/а | |||||||
груз. |
Для маршрутных автобусов на открытых стоянках без подогрева при от t0 окружающего воздуха <(-10 0C) принимается tпр=80C, при условии периодичности прогрева равным 15 минут, при этом данный дополнительный выброс должен учитываться при расчете выбросов по формуле (1).
Для грузовых и автобусов, хранящихся при t<-50Ctпр=60C.
В неучтенных ситуациях время прогрева может приниматься по фактическим замерам.
Средние значения пробегов принимаются:
;
.
Валовый выброс рассчитывается раздельно для каждого периода года.
, т/год,
-коэффициент выпуска а/м на стоянку;
Для СТО и АС:
.
- кол-во а/м данной группы, прошедших ТО и Р за расчетный период;
- потенциал по кол-ву провод.а/м;
- кол-во а/м к-ой группы на терр-ии стоянки (в помещении) за рассч. период;
- кол-во раб.дней в периоде (теплый, переходный, холодный).
Общий валовый выброс равен сумме выбросов по периодам.
Mгi = Мгхi+ MгТi+ Mгni, т/год.
Максимальный разовый выброс i-го в-ва рассчитывается для каждого месяца по формуле:
, г/сек,
где Аiк – кол-во а/м к-ой группы, выезжающих со стоянки за 1 час, который хар-сяmax интенсивным выездом а/м.
Из полученных значений выбирается максимальное.
На втором этапе опред-ся выбросы для каждого внутреннего проезда при выезде или возврате.
, т/год,
где – валовый выброс для соотв. периода за выезд и въезд;
- протяженность проезда;
- ср. кол-во а/м по к-ой группе, проезж. по р-ому проезду (в сут.).
Общий годовой выброс:
,
максимальный разовый выброс для р-ого внутреннего проезда
, г/сек,
где - кол-во а/м к-ой группы, проезжающей по р-ому проезду за 1 час при наибольшей интенсивности движения.
Выбросы загрязняющих веществ от зоны ТО и Р
В зонах технического обслуживания и ремонта источниками выделения загрязняющих веществ являются автомобили, перемещающиеся по помещению зоны. ВЗВ те же, что и от стоянок.
Для помещения зоны ТО и Рваловый выброс i-го вещества рассчитывается по формуле:
, т/год,
где mLiк - пробеговый выброс i-го вещества автомобилем к-й груп- пы, г/км;
mпрiк - удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя
к-й группы, г/мин;
l T - расстояние от ворот помещения до поста ТО и Р, км;
nк - количество ТО и Р, проведенных в течение года для ав- томобилей к-й группы;
tпр - время прогрева, tпр =1,5 мин.
Максимально разовый выброс i-го вещества Gтi рассчитывается по формуле:
(2mLik• l Т + mnpik • tпр) •A'тk
GТi= ------------------------------------------, г/с,
где A'Tк - наибольшее количество автомобилей, находящихся на постах в течение часа.
При наличии нескольких зон ТО и Р расчет проводится по каждой зоне, а затем суммируется.
При нахождении в зоне ТО и Р поста контроля токсичности отработавших газов максимальный разовый выброс от зоны ТО и Р и поста контроля суммируется.
Выбросы ВЗВ от зоны мойки а/м.
Источник загрязнения: работа двигателя. ВЗВ: те же, что от стоянки и зоны ТО и Р.
Валовые выбросы i-го вещества и максимально разовые выбросы рассчитываются по формулам:
для помещения мойки с тупиковыми постами:
, т/год;
(2mLik• l Т + mnpik • tпр) •А’Мк
GMTi= ------------------------------------------, г/с;
где l Т - расстояние от ворот до поста мойки;
tпр – время прогрева = 0,5мин;
- количество а/м к-ой группы, прошедших мойку за год;
А’Мк - количество а/м, прошедших мойку за час.
для помещений мойки с поточными линиями при перемещении автомобиля самоходом:
, т/год;
(mLik • l n + mпpik • tпр • b) • А’мкп
GМП 1i= -----------------------------------------------------, г/с,
где b - среднее число пусков двигателя одного автомобиля в помещении мойки.
при перемещении автомобиля с помощью конвейера
, т/год;
(mLik • (l 1 + l 2)+ mпpik • tпр • b) • А’кп 2
GМП 2i = -----------------------------------------------------, г/с,
где l 1, l 2 - расстояние от въездных ворот до конвейера и от конвей- ера до выездных ворот, км
При наличии нескольких зон моек расчет проводится по каждой из них. Валовый выброс принимается суммарно. Максимальный разовый принимается для а/м, имеющих наиб.уд. выброс по i-ому компоненту.
Выброс загрязняющих веществ от поста контроля токсичности отработавших газов автомобилей
,т/год;
, г/сек;
где tпр - время прогрева автомобиля на посту контроля (принимается равным 1,5 мин);
tис1 - среднее время работы двигателя на малых оборотах холостого хода при проверке (принимается равным 3 мин.);
Куд - коэффициент, учитывающий увеличение удельного выброса i-го вещества к-й группы при работе двигателя автомобиля на повышенных оборотах холостого хода (принимается равным 1,8);
tис2 - среднее время работы двигателя на повышенных оборотах холосто- го хода (принимается равным 1,5 мин.);
Ак - кол-воа/м К-ой группы.
Автомобили с дизельными двигателями
, т/год,
где tпр = 3мин, tис1 = 4мин.
, г/сек.