Методы формирования управленческих решений

1. Мозговой штурм (мозговая атака) -первоочередной целью является нахождение альтернативных вариантов решения в проблемной ситуации.

Стадии мозгового штурма:

Предоставление проблемы для рассмотрения

Выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы

Выбор нескольких идей для дальнейшей проработки

Разработка альтернативного решения.

Виды мозгового штурма:

Анонимный сбор предложений и идей до совещания, посвященных решению проблемы;

Дидактический (техника «Литта») о точной постановке проблемы известно только ведущему и он постепенно знакомит с ней участников;

Деструктивно-конструктивный на первой стадии выявляются все явные и неявные недостатки нынешнего решения проблемы, на второй ведется поиск новых и лучших идей относительно устранения выявленных недостатков.

Конференция идей

Высокий темп проведения совещания по выдвижению идей, допускается добровольная критика в виде реплик и комментариев.

Виды конференции идей:

Конференция идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников которые постоянно имеют дело с этой проблемой

Метод 635 участники 6 человек анализируют и четко формулируют проблему, каждый пишет по 3 предложения, а затем передает соседу и т.д.

3. Синектика – метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций Автор У. Гордон.

В синектике используются следующие виды аналогий:

Первая (прямая) аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями.

Личная аналогия означает, что специалист, решающий проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Решатель как бы «вживается» в роль покупателя, стремясь лучше понять его.

Символическая аналогия – это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель. Эта модель может описать какое-либо явление с помощью математических символов и приемов (уравнений, таблиц, графиков и т.д.).

4. Пул мозговая запись - предполагает внесение предложений по решению выявленной проблемы в специальные формуляры на заседании группы из 4 – 8 человек. В начале заседания на середину стола («пула») кладут формуляр с заранее сформулированными руководителем проектными решениями. Участники заполняют персональные формуляры своими идеями (количество предложений не ограничено). Обработанные формуляры отправляют в «пул», из которого его может извлечь любой другой член группы, чтобы вдохновиться новыми предложениями и дополнить их.

5. Метод Дельфи представляет собой процесс многоуровнего анкетирования экспертов по данной проблеме. На первом этапе от 5 до 20 участников независимо друг от друга в течение 14 дней разрабатывают и представляют письменные предложения.

На втором этапе список решений, очищенный от повторов, рассылают участникам опроса для новых разработок или дополнений к уже существующим.

На третьем этапе эксперты оценивают поступившие предложения по различным критериям (срокам реализации, окупаемости, издержкам и т.д.). Составляется выборка предложений для возможного группового обсуждения в дальнейшем.

6. Метод идейной инженерии позволяет при решении управленческой проблемы учесть и обработать идеи сотрудников функционального отдела благодаря чередованию коротких дискуссий в группах из 4 – 6 человек и фазы записи предложений и идей (5 – 10 минут дискуссии, затем 5 – 10 минут записи). Применение метода предполагает проведение следующих этапов:

1) определение цели руководителем организации;

2) выбор участников;

3) анализ трудностей и причин возникновения проблемы рабочей группой, при этом все гипотезы, аргументы и предположения записываются на карточки, формулируются как вопросы и передаются участникам для осуществления следующего этапа;

4) бор предложений по решению проблемы и фиксация их на карточках;

5) составление согласованной программы действий после проверки и оценки предложений специалистами.

7. Метод коллективного блокнота исключает необходимость выбора времени и места для проведения группового заседания. Членам группы выдаются блокноты для записи идей, содержащие формулировку и точное описание проблемы. Каждый участник должен ежедневно фиксировать все идеи по данной проблемы в своем блокноте. Через месяц все блокноты передают координатору, который систематизирует и резюмирует получен-ный материал, извлекая принципиальные решения. Результаты анализа могут предлагаться для последующего изучения и обсуждения всеми участниками.

8. Триггерная техника используется для поиска новых идей. На первом этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко записывает свое решение по рассматриваемой проблеме, после чего участники по очереди излагают свою позицию. Одинаковые решения не должны предлагаться дважды. Во время выступлений могут появиться новые предложения, которые также следует записать. Второй этап начинается с объявления новых подходов, которые не обсуждались на первом этапе.

9. Метод контрольных вопросов используют и индивидуально, и в процессе групповой работы. Он позволяет подвести к оптимальному решению проблемы с помощью наводящих вопросов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: