Сущность, цель и задачи менеджмента инвестиций

 

В зарубежной экономической литературе под инвестиционным менеджментом или менеджментом инвестиций подразумевают процесс управления денежными средствами.

Сегодняшние понимание менеджмента инвестиций состоит в том, что – это система методов управления инвестиционной деятельностью субъекта предпринимательства. Следует отметить, что это непрерывный процесс, т.к. только эффективный менеджмент способен обеспечить экономическое развитие производства, укрепить его финансовое положение, обеспечить достаточный уровень доходности в условиях конкурентной среды.

Менеджмент инвестиций не ограничивается только удачным, обоснованным выбором направлений вложений финансовых ресурсов. В его задачи входит контроль и управление прохождением инвестиционного процесса, принятие корректирующих воздействий при выявлении отклонений вплоть до разработки и внедрения альтернативных вариантов.

При реализации цели менеджмента инвестиций могут решаться следующие задачи:

- обеспечение высокого темпа экономического развития субъекта предпринимательства за счет повышения эффективности производства, качества выпускаемой продукции, работ, услуг, увеличения объемов производства, диверсификации рынка, исходя из специфики рынка с учетом анализа спроса и предложения и общих тенденций развития;

- максимизация прибыли от инвестиционной деятельности. Эта задача прежде всего решается путем отбора вариантов инвестиционных проектов, учета альтернативных путей развития, возможного прогнозирования результата. Основным механизмом здесь является проведение тендеров;

- обеспечение финансовой стабильности и устойчивости субъекта предпринимательской деятельности в процессе реализации инвестиционного проекта. Отвлечение значительных финансовых ресурсов на реализацию инвестиционного проекта приводит к снижению платежеспособности фирмы на определенный период времени. Задачей менеджера по инвестициям становится обеспечение своевременности расчетов с поставщиками, бюджетом, кредиторами с целью недопущения ситуаций технического банкротства. Одним из инструментов избежания такой ситуации является составление календарного плана инвестиций, с одной стороны, календарного плана платежей, с другой.

Цель и задачи менеджмента инвестиций позволяют формулировать основные функции, которые реализуются в ходе инвестиционного процесса:

1. Исследование инвестиционный среды с целью прогнозирования конъюнктуры инвестиционный деятельности.

2. Разработка вариантов инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее развития.

3. Выбор и формирование инвестиционных ресурсов субъекта инвестиционной деятельности.

4. Поиск и оценка инвестиционных проектов.

5. Экспертиза и отбор инвестиционных проектов в соответствии с целью и задачами развития фирмы.

6. Текущее и оперативное планирование и управление реализацией инвестиционных проектов. Распределение рисков.

7. Мониторинг инвестиционного проекта.

8. Контроллинг инвестиционного проекта.

Одним из условий успешной реализации инвестиционного проекта является разработка бизнес-плана проекта.

10.3 Бизнес-планирование инвестиционных проектов

Бизнес-план – это стандартный документ, в котором детально обосновывается концепция инвестиционного проекта, приводятся основные технические, экономические, финансовые и социальные характеристики.

Бизнес-план позволяет обобщить результаты, которые будут достигнуты в результате внедрения инвестиционного проект, определить его эффективность и жизнеспособность, установить направления возможного детального развития.

Бизнес-план является основанием для получения финансовых ресурсов, правовой и организационной поддержки.

Процесс бизнес-планирования состоит в проведении исследований и расчетов экономических показателей, анализа конкурентной среды и места предприятия в ней, видов продукции (услуг), правового и организационного обеспечения, обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами и др. Вся эта информация структурируется и сводится в один документ, который и называется бизнес-план инвестиционного проекта.

В самом общем случае бизнес-план может иметь следующую структуру:

1. Резюме (общая информация о предприятии).

Здесь указывается полное название предприятия; организационно-правовая форма; юридический и фактический адрес; основные виды деятельности; общие сведения о проекте: цель проекта, вид деятельности, которую необходимо проинвестировать; инвестиционные затраты.

2. Анализ отрасли, где реализуется проект.

В данном разделе предоставляется информация об основных тенденциях в развитии отрасли, а также направления и задания проекта.

3. Характеристика продукции (работ, услуг).

Составляется подробная характеристика продукции с приведением качественных характеристик, которые могут быть подтверждены патентами и лицензиями. Приводится наличие торговых марок, ноу-хау.

4. Размещение объекта.

Данный раздел посвящен детальной характеристике территории размещения объекта, обязательно указывается его адрес.

5. Анализ рынка.

Здесь проводится оценка или результаты исследования рынка, то есть наличие потенциальных потребителей; наличие потенциальных конкурентов; тенденции развития данного рынка; прогнозируемая доля на рынке. При анализе рынка необходимо учитывать требования действующего законодательства, в частности, антимонопольного законодательства.

6. Планирование объемов и структуры производства.

В данном разделе приводятся сведения об общим объемах производства, структуре производства, его влиянии на окружающую среду.

7. Обеспеченность производства ресурсами.

Здесь указываются затраты по видам ресурсов, а также наличие (фактическое или потенциальное) данных видов ресурсов:

- наличие сырья и материалов, а также их источников;

- наличие водных и энергетических ресурсов;

- наличие транспортных коммуникаций и связи;

- наличие необоротных активов (машин механизмов, зданий, сооружений и т.д.);

- наличие технологий;

- особо выделяется подраздел «Трудовые ресурсы». Здесь указывается не только количественное наличие сотрудников (рабочих), но и уровень менеджмента, наличие обслуживающего персонала, квалификационные характеристики.

8. Стратегия маркетинга.

Приводятся данные о ценах на продукцию; ценовая политика предприятия; каналы сбыта и затраты на сбыт; затраты на рекламу и механизмы продвижения продукта с помощью рекламы; прогнозирование новых видов продукции.

9. Управление реализацией инвестиционного проекта.

Данный раздел для инвестора представляет особый интерес, так как в нем регламентируются права инвестора, стратегия и тактика управления. Прежде всего, здесь указываются права собственности и организационно- правовая форма предприятия; организационная структура менеджмента; руководящий состав и его квалификация; обеспечение и условия инвестирования (поэтапно); график инвестирования.

10. Оценка рисков и форма их страхования.

В этом разделе может приводится перечень рисков, которые возникают при реализации проекта, более детально останавливаются на слабых сторонах предприятия, проекта; проводят предварительную оценку ресурсов. Обязательно дается перечень мер по предупреждению рисков и методы страхования. Проводится разработка мероприятий, предусматривающих выход из рисковых ситуаций, а также возможные альтернативные стратегии.

11. Финансовый план.

Данный раздел является заключительным. В нем описываются финансовые показатели проекта, а именно:

- общий объем инвестиций;

- структура инвестиционных затрат;

- формы привлечения инвестиций;

- оценка результатов инвестирования;

- план доходов и расходов;

- денежные потоки;

- чистая прибыль за каждый год инвестиционного соглашения;

- показатели ожидаемые от реализации проекта (NPV, DPV,IRR, PI),

- точка безубыточности.

12. Приложение.

Иногда к бизнес-плану предоставляются приложения, которые позволяют инвестору более подробно узнать об объекте вложения. К таким информационным материалам могут относиться данные об истории компании, прейскуранты и справочники по ценам, контракты или заказы на изготовление продукции и прочее.

При небольших инвестиционных проектах допускается сокращенный вариант бизнес-плана, который в самом общем виде описывает концепцию проекта, организационно-правовую форму, менеджмент предприятия, финансовые затраты по проекту собственника.

Вопросы для самоконтроля

1. Цель менеджмента инвестиций.

2. Какие задачи решает менеджмент инвестиций?

3. Что такое тендер? Его виды.

4. Кратко опишите процедуру тендерных торгов.

5. Что такое бизнес-планирование?

6. Основные разделы бизнес-плана и их краткое содержание.

7. Какие методы применяются при разработке календарного плана? Кратко опишите их.

8. Структура календарного плана.

 

Литература

 

1. Методические рекомендации по подготовке инвестиционных проектов, к реализации которых привлекаются иностранные инвесторы. Утверждено коллегией Минэкономики Украины, протокол № 7/16 от 19.12.1994 (вторая редакция 1999 г.)

2. Постанова КМУ №704, 15.05.2003 р. “Про внесення змін до типового договору (контракту) на реалізацію інвестиційного проекту на території приоритетного розвитку в спеціальності (вільній) економічній зоні”.

3. Майорова Т.В. Інвестиційна діяльність. Навчальний посібник. – Київ: ЦУЛ, 2003.

4. Шарп У., Олександр Г., Бєйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ.– М.: ИНФРА-М, 2004.-XII.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: