Тема 10. Роль государства в рыночной экономике

«Государство – форма человеческого

общежития, среда вполне счастливой жизни,

где оно воспитывает человека в добродетели»

Аристотель (384–322 до н.э.)

«Сильное государство подавляет

нас, а при слабом мы погибнем»

Поль Валери

 

10.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику

 

В экономической теории современная теория государства представлена двумя основными направлениями: кейнсианским и неоклассическим.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал выдающийся английский экономист и государственный деятель, лорд Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). Он и его последователи исходили из посылки, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость населения, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кейнсианская концепция косвенного макроэкономического регулирования ставила целью обеспечение занятости населения и стабильности экономического роста, а инструментами регулирования рекомендовала госбюджет и денежно-кредитную политику.

Доктрина Кейнса воплотилась в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав хорошие результаты.

Противники же кейнсианской школы–сторонники неоклассической теории во главе с американским экономистом, основателем школы монетаризма, Нобелевским лауреатом Милтоном Фридменом (1912–2006) – исходят из постулата о тенденции рыночной экономики к равновесию, устойчивости и стабильности, о способности рынка и конкуренции, гибкости цен установить экономическое равновесие. Особенно резко М. Фридмен выступал против вмешательства государства в денежное обращение. Идеи Фридмена отразились в «рейганомике».

Таким образом, госрегулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. «Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой» (Пол Самуэльсон, род.1915).

Вместе с тем не следует преступать допустимые пределы государственного вмешательства в экономику. Экономическими стимулами надо пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы. В сфере распределения доля государства велика, в производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене – практически равным нулю.

Государственный сектор обычно понимается как совокупность государственных предприятий. В последние же 30–40 лет стали формироваться смешанные государственно–частные предприятия и корпорации. Государство часто не является собственником, но ведет жесткий контроль. Такой сектор стал называться «третьим», т.е. не частным и не государственным.

Итак, государственное регулирование должно вестись по принципу: «Конкуренция– везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо!».

10.2. Основные функции государства: внешние эффекты,

общественные блага, три глобальных функции.

 

Рынок–хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако существуют «провалы» (фиаско) рынка (market failures) –случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяют 4 типа таких неэффективных ситуаций:

1. Монополия.

2. Несовершенная (асимметричная) информация.

3. Внешние эффекты.

4. Общественные блага.

Неэффективная деятельность монополий была подробно рассмотрена в теме 6 «Конкуренция и рыночная власть. Антимонопольное регулирование».

 

Несовершенная (асимметричная) информация

 

Асимметрия информации (information asymmetry) – ситуация, при которой одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. В результате рыночный механизм оказывается несостоятельным из-за неполноты (асимметрии) информации о качестве и конкурентоспособности продукции, ценах, надбавках и т.п.

 

Внешние эффекты

 

Внешние эффекты, экстерналии (externalities)– издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражения в ценах. Внешние потому, что касаются не только экономических агентов, участвующих в данной операции, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные (связанные с издержками) и положительные (с выгодами для третьих лиц).

Классические примеры отрицательного эффекта:

– строительство плотины в верховьях реки, в результате чего ухудшаются условия ловли рыбы для проживающих ниже течения реки;

– загрязнение предприятием окружающей среды и др.

Примеры положительного внешнего эффекта:

– фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев;

– предприятие строит очистные сооружения и не наносит вред природе;

– развитие образования, здравоохранения, просвещения и др., от которого выигрывают все члены общества.

Внешние эффекты, внешние предельные издержки – MEC (marginal external cost) равны разности между предельными общественными, социальными издержками (выгодами) – MSC (marginal social cost) и предельными частными издержками (выгодами) – MPS (marginal private cost):

 

MEC = MSC – MPS, тыс. руб.

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает когда деятельность одного экономического агента (сброс загрязненных сточных вод целлюлозно–бумажным комбинатом) вызывает издержки у других (затраты на их очистку).

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (например, образованного человека, специалиста) приносит выгоды другим (ценные советы, решения).

Чтобы компенсировать влияние отрицательных и положительных внешних эффектов государство использует:

корректирующий налог – устанавливает предельно допустимые нормативы сбросов и выбросов вредных веществ, платежи за загрязнение окружающей среды и т.п.;

корректирующую субсидию – предоставляет студентам бесплатное или льготное обучение, льготы производителям и т.п.

 

Общественные блага

 

Чистое общественное благо (pure public good) – благо, потребляемое коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет (национальная оборона, охрана общественного порядка, госуправление, ж.д. и автодороги, единая энергетическая система и т.п.). Оно характеризуется 2 свойствами:

– неизбирательностью – потребление блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Чистые общественные блага неконкурентны – предельные издержки для дополнительного потребителя отсутствуют;

– неисключаемостью в потреблении – ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.Чистое общественное благо обладает положительным внешним эффектом – как только кто-то начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чистое частное благо (pure private good)– благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату (платное образование).

Во всех отмеченных выше 4 типах неэффективных ситуаций на помощь приходит государство, пытаясь решить эти проблемы. Следовательно, существуют объективные причины участия государства в рыночной экономике (лист 1).

Кроме этого, необходимо выполнение государством еще трех глобальных функций. Ему следуетобеспечить:

1. Эффективность – эффективное функционирование производства,антимонопольное регулирование рыночного механизма, поддержание и активизация конкуренции, поскольку государство само является регулирующим экономическим субъектом. Но всякий экономический субъект сопоставляет затраты и результаты своей деятельности и государство не должно быть исключением. Но здесь возникают сложности.

Проблемы определения издержек у государства нет, так как госрасходы достаточно точно рассчитываются национальной статистикой и законодательно ограничиваются бюджетами всех уровней. Также точно в рублях или в валюте определить результаты деятельности государства очень сложно, так как неочевиден сам результат деятельности государства. Оценить эффект функционирования государства возможно косвенным путем, определив существует ли социальная устойчивость, стабильность в обществе, имеют ли экономические субъекты возможность реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью. Только для региона Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» установлены 43 показателя оценки.

Как видим, реализация функции эффективности сочетается с обеспечением социально–политической стабильности. Но здесь следует указать, что государство (в лице госчиновников) имеет и собственные, корпоративные интересы, которые могут не совпадать с интересами общества. В этом случае результат реализации государством функции эффективности становится сомнительным даже при социально–политической стабильности в стране. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, пусть даже весьма инициативной части представителей частного бизнеса. К сожалению, гражданское общество в России отсутствует и государственным чиновникам предоставлена возможность контролировать самих себя.

2. Справедливость. Рыночная экономика не обеспечивает справедливое с общечеловеческих позиций распределение доходов, полную занятость населения, не гарантирует получение прожиточного минимума, в ней неизбежна вынужденная безработица. Устранение и смягчение всех этих негативных черт рынка призвано взять на себя государство.

3. Стабильность. Циклические формы развития рынка, инфляция требуют сглаживания циклов и макроэкономической поддержки стабильности рынка государством, проведение антиинфляционной политики.

Как видим, на государство возложено множество разнообразных функций.

 

Функции государства (см. лист 1).

 

Чтобы реализовать все приведенные функции, государство использует разнообразные способы, методы и инструменты регулирования рыночной экономики.

Способы: экономические, законодательно–административные, судебные.

Методы:

прямые (ограничение частного бизнеса, государственное предпринимательство);

косвенные (денежно-кредитные, налоговые, бюджетные, индикативное планирование).

Инструменты:

планирования и прогнозирования (планы и комплексные программы, средне– и долгосрочные прогнозы, индикативные /рекомендательные/ нормативы);

госбюджетные (государственные заказы, инвестиции, займы, дотации, субсидии, компенсации, установление минимального размера оплаты труда);

налоговые (налоговые ставки и льготы, таможенные пошлины);

финансовые (учетная ставка, резервная ставка, операции открытого рынка, сеньораж, валютные интервенции, кредитные льготы);

административные (лицензирование, регистрация и регламентация деятельности, антимонопольные запреты, лимиты цен, квотирование, стандарты, нормативы, тарифы).

10.3. Общее равновесие и благосостояние.

Распределение доходов. Неравенство

 

В отличие от отдельного равновесия, складывающегося на отдельном рынке, общее равновесие возникает в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции впервые была высказана швейцарским экономистом Леоном Вальрасом (1834–1910). Выразив модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.

Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса в микроэкономике предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономике – уравнивание совокупного спроса и предложения. Иными словами, если на каких–то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю.

Достижение равновесия по Вальрасу предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются, поэтому общее равновесие не типичное, а мимолетное явление, характеризующее идеальное состояние конкретной экономики.

Теория общего равновесия определяет научные основы политики в сфере экономики благосостояния. Она используется для анализа эффективности или не эффективности экономики, например, потерь от несовершенной конкуренции.

 

Критерии оценки благосостояния

 

Итальянский экономист Вильфредо Парето (1828–1923) отверг количественную полезность и предложил критерий – любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственным оценкам), является улучшением.

В 30–е годы Н. Калдор и Дж. Хикс выдвинули другой критерий: благосостояние повышается, если те, кто выигрывают, оценивают свои доходы выше убытков потерпевших.

Обоснование критериев оценки благосостояния – чрезвычайно актуальная задача. Они помогают определить издержки перераспределения и размеры компенсационных платежей бедным слоям населения, принять экономически эффективные решения.

 

Распределение доходов. Неравенство

 

Современная теория распределения включает анализ «социальных доходов», т.е. доходов, предоставляемых экономическим субъектам независимо от их вклада в создание совокупного общественного продукта. Государство с помощью налоговой системы изымает часть доходов производителей в госбюджет, а затем перераспределяет их через статьи гос. расходов или расходов на социальные нужды.

Индивидуальное распределение означает определение доходов отдельных лиц, семей, домашних хозяйств, а также факторов их определяющих.

На микроуровне анализ индивидуального распределения определяет элементы отдельного человека – зарплата, проценты за ссуженный капитал, дивиденды,прибыль, пенсии, пособия по безработице, наследство и др..

На макроуровне индивидуальное распределение означает распределение национального дохода среди отдельных лиц. Различают трансферты (безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц):

государственные – пенсии, проценты по гос. долгу;

социальные – выплаты из фондов социального страхования, семейные пособия;

– трансферты между фирмами, предприятиями;

некоммерческие трансферты (спонсорские отчисления).

Неравенство доходов осуждалось во все времена. В начале ХХ века во всех странах стала популярна политика справедливого распределения национального дохода. Выделились три наиболее влиятельных направления, обосновывающих необходимость достижения большего равенства в обществе:

социализм, выступающий против частной собственности, «незаработанных» доходов и права наследования;

индивидуалистические доктрины, утверждающие достоинство личности и связанное с ним право всех людей на социальный минимум;

кейнсианская концепция, доказывающая, что неравенство ослабляет спрос на потребительские товары, сдерживает экономический рост.

 

Показатели неравенства доходов

 

Для определения степени неравенства все население в зависимости от уровня дохода делится на:

– 10 групп по 10% населения в каждой – децили. В первый дециль входят 10% наиболее бедного населения, в последний – 10% наиболее богатого.

Коэффициент фондов – децильный коэффициент – отношение пограничного значения дохода между 9-м и 10-м децилями к пограничному значению дохода между 1-м и 2-м децилями, т.е. показывает во сколько раз доходы самой богатой части общества превышают доходы его беднейшей части;

– 5 групп по 20% населения в каждой – квинтили. Квинтильный коэффициент – соотношение пограничных значений дохода между 4-м и 5-м и 1-м и 2-м квинтилями;

– 4 группы по 25% населения в каждой – квартили. Квартильный коэффициент – соотношение пограничных значений дохода между 3-м и 4-м и 1-м и 2-м квартилями;

Коэффициент Джини (Gini) д ) – отношение площади между кривой Лоренца и линией равного распределения доходов к площади треугольника под линией равного распределения. Коэффициент Джини колеблется от 0 до 1.

При Кд = 0 доходы распределены абсолютно одинаково (справедливо?).

При 0 < Кд < 1 возрастает неравенство в распределении доходов населения. При Кд = 1 все доходы сосредоточены в руках одного человека.

Таблица 1

Распределение денежных доходов населения России в 1991–2000 годах, %

 

Показатели                    
Доходы, всего                    
1 группа (min ходы) 11,9 6,0 5,8 5,3 5,5 6,2 6,2 6,2 6,2 6,1
2 группа 15,8 11,6 11,1 10,2 10,2 10,7 10,6 10,5 10,6 10,3
3 группа 18,8 17,6 16,7 15,2 15,0 15,2 15,1 14,9 14,9 14,5
4 группа 22,8 26,5 24,8 23,0 22,4 21,5 21,4 21,0 21,0 20,5
5 группа (max доходы) 30,7 38,3 41,6 46,3 46,9 46,4 46,7 47,4 47,3 48,6
Коэф. фондов 4,5 8,0 11,2 15,1 13,5 13,0 13,2 13,2 14,5 14,1
Коэф. Джини 0,260 0,289 0,398 0,409 0,381 0,375 0,381 0,379 0,394 0,395

 

Источник: Экономическая теория. Микроэкономика–1,2. Под ред. Г.П. Журавлевой, 2007. – С. 670.

Таблица 2

Значения коэффициента Джини по странам в 2000 году

 

Страна Коэфф. Люксембург 0,261 Великобритания 0,326
Дания 0,225 Норвегия 0,261 Греция 0,345
Швеция 0,243 Франция 0,273 Италия 0,347
Нидерланды 0,251 Германия 0,277 США 0,357
Австрия 0,252 Канада 0,301 Россия 0,395
Чешская респуб. 0,260 Австралия 0,305 Турция 0,439

 

Источник: Курс экономической теории. Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, 2007. С. 646.

 

По данным Отчета Всемирного банка «От плана к рынку» (1996) на 1989 г. страны со средним уровнем ВВП на душу населения ($726 – $8 955) имели коэффициент Джини 0,45, а страны ОЕСD (Организации экономического сотрудничества и развития) – 0,35. В СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., по данным Всемирного банка, уже 0,496. Очевидно, что переход к рыночному механизму распределения ресурсов и доходов неизбежно сопровождается большей дифференциацией доходов населения, нежели в условиях уравнительного распределения в период социалистического хозяйства. При этом необходимо сделать оговорку, что расчеты официальных статистических органов могут не учитывать доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан, далеких от законопослушания. Следовательно, в России коэффициент Джини может оказаться величиной еще большей по сравнению с официальными данными.

Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва доходов различных групп населения. Так, в советский период разрыв доходов наименее обеспеченных и наиболее обеспеченных групп населения не превышал, согласно официальным расчетам, 4 раз, то в период перехода к рынку децильный коэффициент резко вырос, составляя по разным регионам России от 6 до 15 раз [Курс экономической теории Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 2007. С. 645 – 646.].

Таблица 3

Динамика коэффициента Джини и коэффициента фондов

по отдельным субъектам Российской Федерации в 2002–2007 годах

 

Регионы РФ            
Динамика коэффициента Джини
Российская Федерация 0,398 0,400 0,407 0,405    
Ленинградская область 0,304 0,313 0,321 0,350    
Республика Карелия 0,343 0,342 0,346 0,343 0,352  
Республика Коми 0,411 0,427 0,427 0,426    
Тюменская область 0,448 0,450 0,450 0,451    
г. Москва 0,609 0,615 0,578 0,567    
Динамика коэффициента фондов
Российская Федерация 14,0 14,3 15,0 14,8    
Ленинградская область 7,3 7,7 8,2 10,0    
Республика Карелия 9,5 9,5 9,8 9,5 10,1  
Республика Коми 15,4 17,4 17,4 17,3    
Тюменская область 20,3 20,6 20,6 20,8    
г. Москва 51,0 51,8 44,0 38,6    
             

Источники: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006. Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. С. Республика Карелия в цифрах. Статистический сборник / Карелиястат. – Петрозаводск, 2007. – С. 68, 76.

 

 

Рис. 25.1 Кривая Макса Лоренца для России, 1997 г.

 

 

Рис.25.2. Кривая Лоренца для налогов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: