Ответственность хозяйствующих субъектов за правонарушения в сфере цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Что касается субъектов РФ, то в них приняты свои законодательные и подзаконные акты[4].
К правонарушениям в данной сфере относятся такие нарушения как:
а) завышение или занижение регулируемых цен;
б) завышение или занижение предельных цен;
в) нарушение порядка декларирования или регистрации цен;
г) завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд;
д) взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством должна быть предоставлена бесплатно и другие нарушения.
Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
1) за завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги,
2) ответственность за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а также устанавливается ответственность за иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Эти правонарушения наказываются штрафом: для граждан — в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
При этом следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица не исключает ответственности самого хозяйствующего субъекта.
[1] Ценовая политика организации может быть пассивной или активной. Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование предполагает установление цен в рамках политики управления сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.
[2] Например, в информационном письме валютно-кредитного департамента МВЭС мировые цены на металлы приводились по данным биржевой котировки Лондонской биржи металлов, цены на уголь — по данным Канадской, Европейской и Американской бирж.
[3] К примеру, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет государственную регистрацию согласованных с Федеральной службой по тарифам предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и ведет Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственные средства. Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей лекарственных средств определен постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782.
[4] Закон города Москвы от 28 января 2004 г. № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен».






