Тема 11. Психологические аспекты менеджмента в сфере культуры
Основные вопросы:
1. Связь теории управления с науками о человеке, о развитии личности.
2. Учет особенностей психических процессов личности в управлении.
3. Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности (проблемы стресса, фрустрации, готовности к экстренным действиям, понятие резистентности).
4. Мотивы и характеристики культурного поведения.
1. Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств. Анализ управленческой деятельности показывает комплексность и ее высокую сложность, обусловленную следующими основными обстоятельствами:
— высокой степенью ответственности и жесткостью предъявляемых к ней требований; многообразием внешних и внутриорганизационных факторов, требующих учета; неопределенностью условий реализации;
|
|
— большим количеством функций, которые составляют структуру управленческой деятельности;
— требованием «включения» всего комплекса присущих руководителю психических и личностных особенностей при реализации управленческих функций в совместной деятельности.
Психология управления — наука, объединяющая теорию управления и психологию, базирующаяся на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены психологические знания о взаимодействии людей с внепсихологическими представлениями об особенностях строения и функционирования организационных систем.
Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД.
Общая психология – изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека, познавательную и практическую деятельность: общие закономерности психических процессов, состояний, свойств и особенностей личности.
Возрастная психолог ия исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности – все это необходимо для эффективной организации информационно-просветительной, художественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются в досуговых коллективах и творческих объединениях для создания оптимальной психологической атмосферы в развитии всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий.
|
|
Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах.
Кросс-культурная психология – наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. Учитывается культурный контекст, чтобы понимать психологические явления на индивидуальном уровне, сравнивая при этом разные культуры: это совместно «культурный» и «компаративистстский» (сравнительный) подходы. Поведение и культура взаимосвязаны: индивиды создают культуру, а культура влияет на индивидуальное поведение.
2. Человек постигает мир прежде всего через его восприятие (перцепцию). Это процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: зрительные, слуховые, осязательные [1], кинестетические [2], обонятельные, вкусовые восприятия. В зависимости от формы существования материи различают восприятие пространства, направления, величины (где, в свою очередь, выделяют восприятие формы, удаленности, глубины, перспективы и т.д.) и восприятие времени. Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции): обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в управленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информации. Они образуют собой механизмы формирования чувственного опыта руководителя.
Существуют два основных стиля восприятия — аналитический и синтетический и два дополнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный.
Если перцептивные процессы обеспечивают прием профессионально-значимой для управленческой деятельности информации, то мнемические процессы обеспечивают ее сохранение. Память – отражение человеком опыта посредством запоминания (процесс запечатления и закрепления, фиксации информации), сохранения (удержание и активная переработка, систематизация, обобщение зафиксированной информации) и последующего воспроизведения (процесс актуализации, «воспоминание» зафиксированной ранее информации). Сюда же включается и процесс забывания (селективная, т.е. избирательная утрата части запомненной ранее информации или ее редукция, т.е. упрощение).
Память подразделяется на ряд основных видов.
1. Память произвольная (при наличии осознаваемой цели что-либо запомнить) и непроизвольная (помимо осознания, попутно с решением каких-либо иных задач и выполнением других действий, т.е. механическая, «автоматическая».
2. Память двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем), эмоциональная (на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности), образная (на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира)[3], словесно-логическая (на вербальную, смысловую, знаковую информацию).
3. Память разделяется также по признаку анализатора, предоставляющего информацию для запоминания: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, кинестетическая.
4. По времени сохранения информации память подразделяют на долговременную и кратковременную. Специфическим видом памяти, имеющим черты как кратковременной, так и долговременной памяти, является оперативная память, обеспечивающая запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей по ходу выполнения действий и необходимой для достижения цели данного конкретного действия.
|
|
Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя обусловлена меньшей «привязкой» к текущей ситуации и ее большим объемом, что требует согласования индивидуальной ограниченности мнемических процессов с огромным объемом управленческой информации. При этом различные способы долговременного запоминания разнородного по характеру материала и соответственно разные типы памяти могут «накладываться» друг на друга и мешать друг другу. Это явление известно в психологии как феномен интерференции.
В зависимости от индивидуальных различий мнемических процессов, существует разделение на типы памяти — наглядно-образный, словесно-логический и комбинированный (промежуточный).
Главные специфические особенности памяти руководителя заключены не в уровне ее развитости (результативных параметров), а в способах запоминания, сохранения и воспроизведения. На успешность управленческой деятельности влияет не абсолютный уровень мнемических способностей, а наличие специфических особенностей организации процессов памяти, которые состоят следующем:
— информация о субъектах, а не о предметах;
— большой объем информации, подлежащей фиксации и сохранению в памяти руководителя для эффективной деятельности;
— разнообразие информации, обусловленное социотехническим характером организационных систем; наличием двух принципиально разных категорий информации — субъектной и объектной;
— разнотипность фиксируемой информации (информация о «фактах», о «мнениях», «об отношениях», «о системе», «о среде» и др.);
— взаимосвязанность практически всех информационных источников, что требует не их механического запоминания, а постоянной и активной систематизации, выделения, а затем запечатления лишь главного;
— динамичность изменения оперативных ситуаций управления, невозможность точно спрогнозировать, какая именно информация потребуется в ближайшее время, и, следовательно, необходимость постоянной готовности памяти к актуализации информации;
|
|
— жесткий временной режим многих ситуаций управления, требующий скорости воспроизведения нужной информации в памяти;
— необходимость учитывать как общие особенности управленческих ситуаций, так и их «детали» (которые, в действительности, могут оказаться совсем не деталями и содержать ключ к решению ситуации);
— повышенная напряженность управленческой деятельности, оказывающая отрицательное влияние на мнемические процессы.
Под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памятиформируется личный профессиональный опыт руководителя, который являетсяочевидным и значимым регулятором управленческой деятельности ( также как и интеллект). Опыт, сформировавшись и закрепившись в долговременной памяти, начинает оказывать безусловное и очень сильное активное воздействие на само содержание управленческой деятельности.
Главной характеристикой профессионального опыта считается его «богатство» —объем и разнообразие. Основными «единицами» опыта являются целостные ситуации управления, встречавшиеся ранее, являющиеся наиболее поучительными и полезными для последующей деятельности. Информация хранится в долговременной памяти в основном не в форме «следов» отдельных информационных признаков, особенностей (хотя, конечно, и так тоже), а в форме «следов» целостных событий. Причем это — информация не только о содержании ситуаций как таковых, но и о причинах их возникновения, о наиболее действенных способах выхода из них. Поэтому считается, что основной «единицей» опыта является не столько ситуация, сколько определенный, соотносимый с нею сценарий (script). Главное предназначение опыта, чтобы он «работал» на практике, был не только информацией, но и руководством к действию.
Характеристики опыта: упорядоченность, структурированность через типологизацию основных управленческих ситуаций; степень его дифференцированности, т.е. меры разнообразия; интегрированность т.е. мера скоординированности компонентов опыта (их упорядоченность и не противоречивость); эмоциональность, субъективность, пристрастность;индивидуализированность; избирательность (селективность – отфильтровывание всего менее существенного).
Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними.
Основные свойства мышления: неразрывная связь с речью, социальный характер, обобщенность, опосредованность, проблемность. Процесс мышления осуществляется посредством системы основных операций. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений; это — мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Синтез — объединение выделенных анализом компонентов целого. Обобщение — это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а также их объединение в группы на основе общих свойств. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон. Конкретизация — это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям. Сравнение есть установление сходства и различия сопоставляемых объектов. Эта операция наиболее простая, но с нее начинается весь процесс мышления. Производной от нее является категоризация — объединение процессов и явлений в классы, роды, виды на основе сходства их главных признаков.
Основные формымышления:понятие – способ оформления и обозначения мысли, в котором отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности; суждение – отражение и фиксация связей и отношений между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, а также оценочного отношения к ним человека; умозаключение – связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одной или нескольких посылок (исходных мыслей) человек получает новое суждение — следствие, вывод, т.е. новое для него знание. Умозаключения существуют в двух основных видах — индуктивном («от частных посылок к общим выводам») и дедуктивном («от общих посылок к частным выводам»).
Выделяется три основных вида мышления: наглядно-действенное – «привязанное» к ситуации, осуществляемое через манипуляции (действия) с предметами; наглядно-образное – объектами и содержанием мыслительных операций выступают образы; словесно-логическое (отвлеченное) мышление – не имеет непосредственной связи с конкретной ситуацией, оперирует понятиями. Существуют и иные способы выделения различных видов мышления, например, теоретическое и практическое мышление; дискурсивное (логическое, последовательное) и интуитивное мышление, а также ряд других.
В структуре мыслительного процесса необходимо (в самом общем виде) различать четыре основных этапа: возникновение проблемной ситуации, ее осознание и представление этой ситуации как задачи; собственно мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи; нахождение принципа решения; конкретизация и детализация общего решения и его реализация в поведении..
3. Основная особенность строения управленческой деятельности заключается в выполнении совокупности главных управленческих функций. Перечень функций фактически идентичен составу интегральных, регулятивных психических процессов. Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. Раскрытие содержания этого обобщенного понятия требует определения трех других, входящих в него, понятий – эмоций, воли, состояний, а также особенностей их проявления в деятельности.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. В зависимости от окраски, тона выделяют две их основные группы – положительные (стенические) и отрицательные (астенические).
Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия – волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.
В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое – это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап – фаза "борьбы мотивов", связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап – реализация принятого решения.
Все этапы волевого акта требуют специфического напряжения – преодоления человеком себя, т.е. волевого усилия. Это – усилие, связанное с преодолением импульсивных и очень сильных желаний и потребностей ("хочу") и осознанной ориентации поведения на достижение поставленных целей ("надо"). Разные формы: 1) побуждения – инициации деятельности (усилие заставить себя что-либо делать); 2) запрета – торможения (усилие удержаться от того, чтобы сделать что-либо); 3) поддержания работоспособности (усилие по преодолению утомления); 4) контроля; 5) сопротивления внешним воздействиям (помехам). Различают также уровень волевых свойств личности: самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание. Производными от них, но имеющими более общий характер являются также свойства дисциплинированности, смелости, стойкости. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. В реальном поведении субъекта они практически неразделимы и переживаются в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это – вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут сильно меняться – при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучает это направление – психология функциональных состояний.
В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).
В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны – содержательную и динамическую ("энергетическую"). Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления – наоборот), так и его интенсивность, "энергетическая насыщенность".
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.
"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" (Г. Селье). При этом "неспецифичный" ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен".
В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.
Фрустрация (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Резистентность (лат resistentia - сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) организма - устойчивость организма к воздействию повреждающих факторов. Неспецифическая Р. - способность организма противостоять воздействию разнообразных по своей природе факторов; специфическая характеризует высокую степень противодействия организма воздействию определённых факторов или их близких групп. В формировании Р. важную роль играют активные защитно-приспособительные реакции, направленные на сохранение гомеостаза при потенциально вредных воздействиях факторов внешней среды или неблагоприятных сдвигах во внутренней среде организма. Эффективность таких реакций и, следовательно, степень Р. к различным факторам зависит от врождённых и приобретённых индивидуальных особенностей организма.
Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывания готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности к мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду как механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы. Главная зависимость – от мотивационно-личностной сферы, а не подчинение простым психофизиологическим закономерностям.
4. В реальной действительности всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто невозможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свободного времени иная картина: возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации, привлекает само действие как таковое.
В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей – физических, интеллектуальных, эмоциональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.
Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности составляет в современных условиях сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.
Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потребность выступает в форме интереса.
Человек представляет собой в совокупности социальное и психологическое образование. Индивидуально-психологическое во многом определяет участие личности в культурном потреблении и освоении созданных и создаваемых человечеством ценностей. Мотивационная сфера личности (как базовая система) является источником побудительных сил поведения, динамической основой для деятельности личности.
Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Психология рассматривает потребность как особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», т.е. отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах.
Сама потребность не наблюдаема, это абстрактное понятие введенное для объяснения причин человеческой деятельности. Личности (живому социализированному индивиду) свойственны три типа потребностей:
— естественно-физиологические;
— материально-преобразовательные;
— духовные (культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности).
[1] также тактильные, т.е. кожные, двигательные
[2] посредством некоторых чувствительных окончаний на теле восприятие внешних импульсов.
[3] Особой разновидностью и высшим проявлением образной памяти является эйдетическая память, позволяющая видеть образ в мельчайших подробностях.