Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД

Тема 11. Психологические аспекты менеджмента в сфере культуры

Основные вопросы:

1. Связь теории управления с науками о человеке, о развитии личности.

2. Учет особенностей психических процессов лич­ности в управлении.

3. Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности (проблемы стресса, фрустрации, готовности к экстренным действиям, понятие резистентности).

4. Мотивы и характеристики культурного поведения.

 

1. Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамич­ных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на дос­тижение целей путем использования запланированных, организованных и кон­тролируемых средств. Анализ управленческой деятельности показывает комплексность и ее высокую сложность, обусловленную следующими основными обстоятельствами:

— высокой сте­пенью ответственности и жесткостью предъявляемых к ней требований; многообразием внешних и внутриорганизационных факторов, требу­ющих учета; неопределенностью условий реализации;

большим количеством функций, которые составляют структуру управленческой деятельности;

— требованием «включения» всего комплекса присущих руководителю психических и личностных особенностей при реализации управленческих функций в совместной деятельности.

Психология управления — наука, объединяющая теорию управления и психологию, базирующаяся на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены психологические знания о взаимодействии людей с внепсихологическими представления­ми об особенностях строения и функционирова­ния организационных систем.

Психология, как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД.

Общая психология – изучает закономерности психологического становления, развития и деятельности человека, познавательную и практическую деятельность: общие закономерности психических процессов, состояний, свойств и особенностей личности.

Возрастная психолог ия исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности – все это необходимо для эффективной организации информационно-просветительной, художественно-творческой и других видов социально-культурной деятельности.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Ее данные используются в досуговых коллективах и творческих объединениях для создания оптимальной психологической атмосферы в развитии всех участников коллектива с учетом индивидуально-психологических различий.

Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных группах.

Кросс-культурная психология – наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных. Учитывается культурный контекст, чтобы понимать психологические явления на индивидуальном уровне, сравнивая при этом разные культуры: это совместно «культурный» и «компаративистстский» (сравнительный) подходы. Поведение и культура взаимосвязаны: индивиды создают культуру, а культура влияет на индивидуальное поведение.

2. Человек постигает мир прежде всего через его восприятие (перцепцию). Это процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: зрительные, слуховые, осязательные [1], кинесте­тические [2], обонятельные, вкусовые восприятия. В зависимости от формы существования материи различают восприятие пространства, направления, величины (где, в свою очередь, выделяют воспри­ятие формы, удаленности, глубины, перспективы и т.д.) и вос­приятие времени. Процесс восприятия включает ряд закономерно сменяющих друг друга стадий (фаз перцепции): обнаружение, различение, идентификация, категоризация, узнавание, опознание. Все эти виды, свойства, фазы, закономерности сохраняются и в управ­ленческой деятельности, обеспечивая адекватное и осмысленное, предметное и структурированное отражение внешней информа­ции. Они образуют собой механизмы формирования чувствен­ного опыта руководителя.

Существуют два основных стиля восприятия — аналитический и синтетический и два до­полнительных — аналитико-синтетический и эмоциональный.

Если перцептивные процессы обеспечивают прием профессио­нально-значимой для управленческой деятельности информации, то мнемические процессы обеспечивают ее сохранение. Памятьотражение челове­ком опыта посредством запоминания (процесс запечатления и закрепления, фиксации информации), сохранения (удер­жание и активная переработка, систематизация, обобщение зафиксированной информации) и последую­щего воспроизведения (процесс актуализации, «воспоминание» зафиксированной ранее информации). Сюда же включается и процесс забывания (селек­тивная, т.е. избирательная утрата части запомненной ранее информации или ее редукция, т.е. упрощение).

Память подразделяет­ся на ряд основных видов.

1. Память произвольная (при наличии осознаваемой цели что-либо запомнить) и непроизвольная (помимо осознания, попутно с решени­ем каких-либо иных задач и выполнением других действий, т.е. механическая, «автомати­ческая».

2. Память двига­тельная (запоминание, сохранение и воспроизве­дение различных движений и их систем), эмоциональная (на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности), образная (на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира)[3], словесно-логическая (на вербальную, смысловую, знаковую информацию).

3. Память разделяется также по признаку анализатора, предоставляющего информацию для запомина­ния: зрительная, слуховая, осязательная, обоня­тельная, вкусовая, кинестетическая.

4. По времени сохранения информации память подразделяют на долговременную и кратковременную. Специфическим видом памяти, имеющим черты как кратко­временной, так и долговременной памяти, является оперативная память, обеспечиваю­щая запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей по ходу выполнения действий и не­обходимой для достижения цели данного конкретного дей­ствия.

Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя обусловлена меньшей «привяз­кой» к текущей ситуации и ее большим объемом, что требует согласования индивидуальной ограниченности мнемических процессов с огромным объемом управленческой информации. При этом различные способы долговременного запоминания раз­нородного по характеру материала и соответственно разные типы памяти могут «накладываться» друг на друга и мешать друг другу. Это явление известно в психологии как феномен интерференции.

В зависимости от индивидуальных различий мнемических процессов, существует разделение на типы памяти — наглядно-образный, словесно-логический и комбинирован­ный (промежуточный).

Главные специфические особенности памяти руководителя заключены не в уровне ее развитости (результативных параметров), а в способах запоминания, сохранения и воспроизведения. На успешность управленческой деятельности влияет не абсолютный уровень мнемических способностей, а наличие специфических осо­бенностей организации процессов памяти, которые состоят следующем:

— инфор­мация о субъектах, а не о предметах;

большой объем информации, подлежащей фиксации и сохранению в памяти руководителя для эффективной деятель­ности;

разнообразие информации, обусловлен­ное социотехническим характером организационных систем; на­личием двух принципиально разных категорий информации — субъектной и объектной;

разнотипность фиксируемой информации (информа­ция о «фактах», о «мнениях», «об отношениях», «о системе», «о среде» и др.);

взаимосвязанность практически всех информационных ис­точников, что требует не их механического запоминания, а по­стоянной и активной систематизации, выделения, а затем запечатления лишь главного;

динамичность изменения оперативных ситуаций уп­равления, невозможность точно спрогнозировать, какая именно информация потребуется в ближайшее время, и, следовательно, необходимость постоянной готовности памяти к актуализации информации;

— жесткий временной режим многих ситуаций управления, требующий скорости вос­произведения нужной информации в памяти;

— необходимость учитывать как общие особенности управлен­ческих ситуаций, так и их «детали» (которые, в действительнос­ти, могут оказаться совсем не деталями и содержать ключ к решению ситуации);

повышенная напряженность управленческой деятельности, оказывающая отрицательное влияние на мнемические процессы.

Под непосредственным воздействием основных свойств долговременной памятиформируется личный профессиональный опыт руководителя, который являетсяочевидным и значимым регулятором управленческой деятельности ( также как и интеллект). Опыт, сформировавшись и закрепившись в долговременной памяти, начинает оказывать безусловное и очень сильное активное воз­действие на само содержание управленческой деятельности.

Главной характеристикой профессионального опыта считается его «богатство» —объем и разнообразие. Основными «единицами» опыта являются целостные ситуации управления, встречавшиеся ранее, являю­щиеся наиболее поучительными и полезными для последующей деятельности. Информация хранится в долговременной памяти в основном не в форме «следов» отдельных информационных при­знаков, особенностей (хотя, конечно, и так тоже), а в форме «следов» целостных событий. Причем это — информация не только о содержании ситуаций как таковых, но и о причинах их возникновения, о наиболее действенных способах выхода из них. Поэтому считается, что основной «единицей» опыта является не столько ситуация, сколько определенный, соотносимый с нею сценарий (script). Главное предназначение опыта, чтобы он «работал» на практике, был не только информацией, но и руководством к действию.

Характерис­тики опыта: упорядоченность, структурированность через типологизацию основных управленческих ситуаций; степень его дифференцированности, т.е. меры разнообразия; интегрированность т.е. мера скоординированности компонентов опыта (их упоря­доченность и не противоречивость); эмоциональность, субъективность, пристраст­ность;индивидуализированность; избирательность (селективность – отфильтровывание всего менее существенного).

Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Мышление является наиболее сложным среди всех когнитивных процессов и в то же время играет наиболее важную роль в деятельности руководителя. Мышление — это социально обу­словленный, неразрывно связанный с речью процесс обобщенного опосредованного отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях между ними.

Основные свойства мышления: неразрывная связь с речью, социальный характер, обобщен­ность, опосредованность, проблемность. Процесс мышления осуществляется посредством систе­мы основных операций. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, свойств, элементов, связей и отношений; это — мысленное расчленение его на отдельные компоненты. Синтез — объединение выде­ленных анализом компонентов целого. Обобщение — это установление и выделение в объектах их сходных существенных признаков, а также их объединение в группы на основе общих свойств. Абстрагирование — это мысленное отвлечение от определенных свойств объекта, как правило, не существенных и выделение в нем наиболее значимых его сторон. Конкретизация — это операция перехода от общего к частному, применение общих знаний по отношению к частным, конкретным случаям и ситуациям. Сравнение есть установление сходства и разли­чия сопоставляемых объектов. Эта операция наиболее простая, но с нее начинается весь процесс мышления. Производной от нее является категоризация — объединение процессов и явлений в классы, роды, виды на основе сходства их главных признаков.

Основные формымышления:понятие – способ оформления и обозначения мысли, в котором отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности; суждение – отражение и фиксация связей и отношений между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками, а также оценочного отношения к ним человека; умозаключение – связь между понятиями и суждениями, в результате которой из одной или нескольких посылок (исходных мыслей) человек получает новое суждение — следствие, вывод, т.е. новое для него знание. Умозаключения существуют в двух основных видах — индуктив­ном («от частных посылок к общим выводам») и дедуктивном («от общих посылок к частным выводам»).

Выделяется три основных вида мышления: наглядно-дей­ственное – «привязанное» к ситуации, осущест­вляемое через манипуляции (действия) с предметами; наглядно-образное – объектами и содержанием мыслительных операций выступают образы; словесно-логическое (отвлечен­ное) мышление – не имеет непосредственной связи с конкретной ситуацией, оперирует понятиями. Существуют и иные способы выделения различных видов мышления, например, теоретическое и практическое мышление; дискурсивное (логи­ческое, последовательное) и интуитивное мышление, а также ряд других.

В структуре мыслительного процесса необходимо (в самом общем виде) различать четыре основных этапа: возникнове­ние проблемной ситуации, ее осознание и представление этой ситуации как задачи; собствен­но мыслительный поиск, направленный на анализ, осмысление, разрешение задачи; нахождение принципа решения; конкретизация и детализация общего решения и его реализация в поведении..

 

3. Основная особенность строения управленческой деятельности заключается в выполнении совокупности главных управленческих функций. Перечень функций фактически идентичен составу интегральных, регулятивных психических процессов. Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. Раскрытие содержания этого обобщенного понятия требует определения трех других, входящих в него, понятий – эмоций, воли, состояний, а также особенностей их проявления в деятельности.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства – это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. В зависимости от окраски, тона выделяют две их основные группы – положительные (стенические) и отрицательные (астенические).

Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия – волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.

В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое – это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап – фаза "борьбы мотивов", связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап – реализация принятого решения.

Все этапы волевого акта требуют специфического напряжения – преодоления человеком себя, т.е. волевого усилия. Это – усилие, связанное с преодолением импульсивных и очень сильных желаний и потребностей ("хочу") и осознанной ориентации поведения на достижение поставленных целей ("надо"). Разные формы: 1) побуждения – инициации деятельности (усилие заставить себя что-либо делать); 2) запрета – торможения (усилие удержаться от того, чтобы сделать что-либо); 3) поддержания работоспособности (усилие по преодолению утомления); 4) контроля; 5) сопротивления внешним воздействиям (помехам). Различают также уровень волевых свойств личности: самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание. Производными от них, но имеющими более общий характер являются также свойства дисциплинированности, смелости, стойкости. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. В реальном поведении субъекта они практически неразделимы и переживаются в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это – вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут сильно меняться – при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучает это направление – психология функциональных состояний.

В психологии функциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны – содержательную и динамическую ("энергетическую"). Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления – наоборот), так и его интенсивность, "энергетическая насыщенность".

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" (Г. Селье). При этом "неспецифичный" ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. Стресс - не всегда результат повреждения: "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен".

В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.

Фрустрация (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Резистентность (лат resistentia - сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) организма - устойчивость организма к воздействию повреждающих факторов. Неспецифическая Р. - способность организма противостоять воздействию разнообразных по своей природе факторов; специфическая характеризует высокую степень противодействия организма воздействию определённых факторов или их близких групп. В формировании Р. важную роль играют активные защитно-приспособительные реакции, направленные на сохранение гомеостаза при потенциально вредных воздействиях факторов внешней среды или неблагоприятных сдвигах во внутренней среде организма. Эффективность таких реакций и, следовательно, степень Р. к различным факторам зависит от врождённых и приобретённых индивидуальных особенностей организма.

Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывания готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности к мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду как механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы. Главная зависимость – от мотивационно-личностной сферы, а не подчинение простым психофизиологическим закономерностям.

 

4. В реальной действительности всегда имеет место деятельность, движимая мотивом необходимости, долженствования. Без этого нормальное функционирование общества было бы просто невозможным. Однако такое положение характерно, прежде всего, для рабочего и определенной части внерабочего времени. В сфере свободного времени иная картина: возникают действия, которые не имеют ни чисто биологической, ни прямой материальной детерминации, привлекает само действие как таковое.

В качестве основного стимулятора тут чаще всего выступает удовольствие от свободной реализации функциональных возможностей – физических, интеллектуальных, эмоциональных. В данной ситуации мы сталкиваемся с характерным для социокультурной деятельности фактом: даже четко фиксируемый результат важен не сам по себе, а как условие и средство продуктивного проявления определенных способностей.

Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности составляет в современных условиях сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

Для практического включения человека в то или иное занятие необходимо, чтобы его потребность обрела четкую предметную направленность. Такая опредмеченная, конкретизированная потребность выступает в форме интереса.

Человек представляет собой в совокупно­сти социальное и психологическое образование. Индиви­дуально-психологическое во многом определяет участие личности в культурном потреблении и освоении созданных и создаваемых человечеством ценностей. Мотивационная сфера личности (как базовая система) является источником побудительных сил поведения, динамической основой для деятельности личности.

Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Психология рассматривает потребность как особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», т.е. отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности; обнаруживается во влечениях и мотивах.

Сама потребность не наблюдаема, это абстрактное понятие введенное для объяснения причин человеческой деятельности. Личности (живому социализированному индивиду) свойственны три типа потребностей:

— естественно-физиологические;

— материально-преобразовательные;

— духовные (культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности).


[1] также тактильные, т.е. кожные, двигательные

[2] посредством некоторых чувствительных окончаний на теле восприятие внешних импульсов.

[3] Особой разновидностью и высшим проявлением образной памя­ти является эйдетическая память, позволяющая видеть образ в мель­чайших подробностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow