Тема 8. Ценообразование на предприятиях

1. Что такое цена? Виды цен.

 

Цена – сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.

Цена товара – денежное выражение его стоимости.

- цена предприятия;

- оптовая отпускная цена;

- оптовая закупочная цена;

- розничная цена

 

Национальные цены:

- Оптовые цены

- Закупочные цены

- Цены на строительную продукцию

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта

- Цены на потребительские товары

- Тарифы на услуги

Внешнеторговые цены

- Экспортные цены

- Импортные цены

В зависимости от сферы регулирования:

- Рыночные цены

· Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения.

· Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон.

· Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия

- Регулируемые цены

Виды цен Роль государства Формы государственного воздействия
Фиксированные государственные цены Цены устанавливает само государство 1. Государственные прейскурантные цены 2. «Замораживание» рыночных цен 3. Фиксирование монопольных цен
Регулируемые государством цены Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены 1. Установление предельного уровня цен 2. Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта 3. Установление предельных значений элементов розничной цены 4. Установление предельного уровня разового повышения цен 5. Государственный контроль за монопольными ценами 6. Регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятиям
Свободная (договорная) цена Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию 1. Запрет на горизонтальное фиксирование цен 2. Запрет на вертикальное фиксирование цен 3. Запрет на ценовую дискриминацию 4. Запрет на демпинг 5. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу

2. Какова структура цены?

Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие.

1. Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.

2. Прибыль - показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме.

3. Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия. На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д.

Надбавка оптовой организации. Оптовые организации являются, как правило, тем звеном на пути движения товаров от производителя к потребителю, через которое реализуется большая часть продукции производителя. Величина надбавки оптовой организации, как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной цены производителя и торговой надбавки оптовой организации составляет цену оптовой организации.

Надбавка розничной организации. Через розничные торговые организации продукция предприятия-изготовителя попадает непосредственно к потребителю. В состав торговой надбавки розничных организаций входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения. Сумма цены оптовой организации и надбавки розничной торговой организации составляет розничную цену товара, по которой конечный потребитель приобретает товар. Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.

Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены. Структура цены показывает, какой вклад делает каждый участник товародвижения в уровень цен. Чем больше посредников на пути движения товара от производителя к конечному потребителю, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.

 

3. Какова функция цены?

- Измерительная; Первичной функцией цены является измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. какое количество денег покупатель заплатит, а продавец получит за товар. Цены дают возможность дать количественную оценку единицы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг.

- Соизмерительная; Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цены получаем возможность определять дорогие и дешевые товары. Сравнивая цены можно судить и о полезности товаров и услуг.

- Учетная функция; Учетная функция характеризует еще одну сторону цены. Показатели количества и качества, переведенные в денежное выражение, становятся инструментом учета. Учетная функция цены позволяет оценить стоимость имущества предприятия, учитывать затраты на производство продукции. Цена как измеритель может быть инструментом анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей), так и качественные (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоотдача и др.).Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

- Распределительная; Цена выполняет распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее секторами, предприятиями различных форм собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными слоями населения.Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Пенсионного фонда. Фонда социального страхования. Фонда занятости населения, дорожных фондов и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

- Стимулирующая; В рыночной экономике особенно важна стимулирующая функция цены. Она влияет на заинтересованность производителей в увеличении объемов продаж. Это влияние может прослеживаться через желание производителя увеличивать доход и прибыль, расширяя производство дорогих или дефицитных товаров. Они непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

- Социальная;Одна из важных функций цены – социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каждого человека. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги, считается что, рост цен, снижает уровень жизни. При этом не принимаются во внимание неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

- Внешнеэкономическая; Вместе с внутренними функциями, которые реализуются внутри страны, цены выполняют внешнеэкономическую функцию, выполняя роль инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Многообразие функций цены, а также противоречивость целей осуществления отдельных функций приводят к тому, что использовать все функции единовременно невозможно. Говоря о рациональных и оптимальных ценах, имеются в виду определяющие функции и их сочетание, при которых цены реализуются в полной мере. В рыночной экономике цены являются регуляторами и стимуляторами производства. Величина цены обусловлена действием закона спроса и предложения, но при этом нельзя полностью избежать регулирующего воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

 

4. Как формируется структура цены предприятия, промышленности и розничной цены?

 

При рассмотрении структуры цены отметим, прежде всего, отпускную (оптовую) цену предприятия — это цена изготовителя продукции, по которой он реализует произведенную продукцию потребителям. По своему экономическому содержанию она является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. Реализуя свою продукцию, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка. При этом оптовая цена предприятия по своему составу состоит всегда из себестоимости и прибыли. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

 

5. Какую роль в образовании цены играют издержки?

 

6. Что такое франкирование цены?

Франкирование – оплата за перевозку груза от производителя до потребителя.

Группировка цен по их транспортной составляющей в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов.

«Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

 

7. Как формируются мировые цены на нефть и газ?

 

на основе спроса и предложения;

плановых затрат по выпуску продукции;

на основе договора

 

8. Как влияет цена на производственно-хозяйственную деятельность предприятия?

 

9. Как формируются цены в нефтяной промышленности?

 

10. В чем особенности ценообразования в газовой промышленности?

Оптовые цены на газ установлены на условиях франко-граница раздела газотранспортных и газораспределительных сетей.

Оптовые цены на газ устанавливаютсяна объемную единицу измерения газа – 1000 м/куб., приведенную к определенным условиям температуры (20оС), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0%), расчетной теплоте сгорания (7900+100 ккал/м. куб.).

 

Розничные цены на газ, реализуемый населению и предприятиям организациями ОАО «Росгазификации» формируются на основе оптовых цен на газ с учетом покрытия издержек и величины расчетной прибыли организаций «Росгазикфикации»

Тема 9. Прибыль и рентабельность предприятия: основа для оценки экономической эффективности.

1. В чем состоит сущность прибыли и ее значение?

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) – разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции (работ, услуг).

Происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.

 

2. Каковы факторы, влияющие на величину прибыли?

Факторы, влияющие на величину прибыли:

I. Внутренние

1. Производственные (характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов)

а) экстенсивные – количественные изменения средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.

б) интенсивные – качественные показатели: повышение производительности оборудования, совершенствование технологических процессов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда, более эффективное использование финансовых ресурсов и т.д.

2. Внепроизводственные

а) снабженческо-сбытовая деятельность

б) природоохранная деятельность

в) социальные условия труда и быта и др.

Важнейшие внутренние факторы: изменение объема производства и реализации продукции, уровень себестоимости продукции, цены, изменения в структуре производимой и реализуемой продукции.

II. Внешние

 

3. Что вкладывается в понятие выручки?

 

Выручка от реализации: выручка от реализации товаров, работ и услуг собственного производства, товаров ранее приобретенных, имущества (включая ценные бумаги), имущественных прав.

На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, уровень цен, формы расчетов и др. Важным моментом в процессе формирования выручки является своевременность поступления средств.

 

4. Назовите основные виды прибыли предприятия.

5. Как формируется валовая (балансовая) прибыль предприятия?

6. Как определяется величина налогооблагаемой прибыли?

7. Как формируется и распределяется чистая прибыль предприятия?

 

Балансовая (валовая прибыль) – конечный результат хозяйственной деятельности предприятия:

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг):

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов (для некоторых товаров), себестоимости продукции, экспортных тарифов

- прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия:

Выручка от реализации основных фондов, излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг и др за вычетом расходов на реализацию (реклама, транспортировка, подготовка к реализации и пр.) и остаточной стоимости

- финансовые результаты от внереализационных операций:

Доходы: сдача имущества в аренду/субаренду; купля-продажа валюты; долевое участие в других организациях; доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам других эмитентов, принадлежащих предприятию; посредническая деятельность; процент по договорам займа, кредита, банковского вклада, по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; стоимость излишков товароматериальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, и др.

Расходы: проценты по долговым обязательствам (кредитам, займам текущим и инвестиционным); организация выпуска ценных бумаг (подготовка эмиссии, бланки ценных бумаг, содержание реестра ЦБ, их хранение и пр.); судебные расходы и арбитражные сборы; оплата услуг банков; ликвидация выводимых из эксплуатации основных средств, демонтаж, вывоз, охрана недр и пр.; содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; штрафы и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, в т.ч. за возмещение причиненного ущерба и пр.

Пвал = Прп + Прип + Пвро

 

Налогооблагаемая прибыль = Валовая прибыль – (доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по ним + прибыль предприятия от других видов деятельности + резервный (страховой фонд) + сумма убытка предыдущего налогового периода).

Чистая прибыль = Балансовая (валовая) прибыль – Сумма налога на прибыль

 

8. Как определяется величина налоговой базы и налога на прибыль?

Налогооблагаемая база – прибыль, подлежащая налогообложению; определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база этого периода признается равной нулю.

Доходы, полученные учредителем от имущества, переданного в доверительное управление, включают в состав внереализационных доходов, независимо от фактического перечисления дохода учредителю. Подлежат налогообложению в общем порядке.

Убытки предыдущего налогового периода (периодов) могут уменьшить налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы (перенос убытков на будущее). Убытки можно переносить на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток (сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы). Если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в какой они понесены.

 

Налог на прибыль (сумма) = Налогооблагаемая база * ставка налога на прибыль

Налоговая ставка на прибыль устанавливается в размере 20% и распределяется между бюджетами различных уровней в процентном отношении в соответствии с законодательством (c 1.01.09 2% в федеральный бюджет, 18% в бюджеты субъектов РФ п.1 ст. 284 НК РФ)

 

9. Как рассчитываются показатели рентабельности?

 

Рентабельность активов определяется по балансовой и чистой прибыли:

RА=(ПБ/А)×100или RА=(ПЧ/А)×100,

где ПБ и ПЧ – прибыль соответственно балансовая и чистая, руб.,

А – величина активов предприятия (на начало или конец года, или среднегодовая), руб.

 

Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в предприятие собственниками:

RСК = (ПНР / КС) × 100или RСК = (ПЧ / КЧ) × 100,

где ПНР – прибыль предприятия нераспределенная;

КС – собственный капитал предприятия.

 

Рентабельность продаж (реализации) характеризует процент прибыли, получаемый предприятием с каждого рубля выручки от реализации продукции:

RВ = (Пвал / Врп) × 100

где Врп – выручка от реализации продукции (без НДС и таможенной пошлины).

 

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных (ОС) средств:

RПФ = (Пвал / (ОПФсрг + ОбСн)) × 100

где ОПФсрг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

ОбСн – среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

 

Рентабельность продукции определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции:

RС = (Пвал / Спр) × 100 илиRС = (∑(Ц-С)*Qi / Спр) × 100

 

Порог рентабельности – это такой объем производства продукции (объем бурения, добычи, транспорта, переработки) и выручка от ее реализации, при которых предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка от реализации продукции только покрывает затраты.

ПР =[ЗПост/(ВР–ЗПер)]/ВР,

где ЗПост, ЗПер – постоянная и переменная части затрат на производство продукции (в нефтедобыче примерно 65% и 35% соответственно);

ВР – выручка от реализации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: