| 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Теория электросвязи
|
| Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Результаты освоения дисциплины
| Уровень освоения
|
|
|
|
| |
|
| Раздел 1.
Общие сведения о системах электросвязи
|
|
|
|
| Тема 1.1.
Введение
Основные понятия и определения
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Краткая история развития электросвязи и современные тенденции.
|
| ОК 1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами.
|
|
|
|
| Тема 1.2
Сигналы электросвязи и их спектры
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Классификация сигналов электросвязи. Параметры аналоговых и цифровых сигналов. Периодические сигналы и их спектры. Непериодические сигналы и их спектры.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 1.«Исследование спектра последовательности прямоугольных импульсов»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| 2.«Исследование спектра речевого сигнала»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 1. «Временное и спектральное представление сигналов»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
подготовка ответов на контрольные вопросы лабораторных работ, решение задач,
изучение особенностей спектрального состава различных сигналов электросвязи
|
|
|
| Раздел 2.
Методы и устройства преобразования и формирования сигналов
|
|
ОК 1, ПК 1.2
|
| Тема 2.1.
Преобразование гармонического и бигармонического сигналов в нелинейной цепи
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Анализ спектра отклика на гармоническое и бигармоническое воздействия.
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 2. «Расчет спектра отклика нелинейной цепи на бигармоническое воздействие»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач, подготовка к практическому занятию.
|
|
|
| Тема 2.2
Умножение частоты
| Содержание учебного материала
|
|
ОК 1, ПК 1.2
|
|
|
| Принцип умножения частоты. Схема умножителя частоты. Область применения.
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 3. «Исследование умножителя частоты»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 3. «Расчет умножителя частоты методом угла отсечки»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Построение спектральных диаграмм сигналов в различных точках схемы умножителя для заданных коэффициентов усиления, подготовка ответов на контрольные вопросы.
|
|
|
| Тема 2.3
Преобразование частоты
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Принцип преобразователя частоты. Схема преобразователя частоты. Область применения.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 4. «Исследование преобразователя частоты»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 4. «Расчет преобразователя частоты»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Изучить построение преобразователя на параметрических элементах, подготовка ответов на контрольные вопросы.
|
|
|
|
| Тема 2.4
Автоколебательные системы
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Общие сведения и классификация автогенераторов. Работа автогенератора в стационарном режиме.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
|
| Схема автогенератора LC типа. Стабилизация частоты, формы и мощности.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Лабораторные работы
|
| |
|
| 5. «Исследование работы автогенератора LC типа»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
| |
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
| Изучить принцип построения автогенератора RC типа.
|
|
|
|
| Раздел 3.
Формирование и детектирование модулированных сигналов
|
|
ОК 1, ПК 1.2
|
| Тема 3.1
Амплитудная модуляция
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Временное и спектральное представление АМ сигнала. Характеристики АМ сигнала Амплитудный модулятор Детектирование АМ сигнала
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 5. «Расчет и построение временных и спектральных диаграмм АМ сигналов»
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами с целью определения применения АМ в технике электросвязи. Подготовка к практическому занятию
|
|
|
|
| Тема 3.2.
Частотная модуляция
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Временное и спектральное представление ЧМ сигнала. Характеристики ЧМ сигнала. Частотный модулятор
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 6. «Расчет спектра ЧМ при различных индексах модуляции»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
|
| Работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами с целью определения применения ЧМ в технике электросвязи. Подготовка к практическому занятию.
|
|
|
|
| Тема 3.3.
Фазовая модуляция
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Временное и спектральное представление ФМ сигнала. Детектирование сигналов с угловой модуляцией
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами с целью определения применения ФМ в технике электросвязи.
|
|
|
| Раздел 4.
Принципы построения цифровых систем передачи
|
|
|
| Тема 4.1
Функциональная схема цифровой системы передачи
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
| Достоинства цифровых систем перед аналоговыми. Последовательность преобразований сигналов и данных, их назначение
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами с целью определения видов и параметров цифровых сигналов.
|
|
|
|
| Тема 4.2.
Цифровое представление аналоговых сигналов
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Временное и спектральное представление дискретизированного сигнала. Теорема В. А. Котельникова.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
|
| Процесс квантования. Шум квантования. Связь с разрядностью кодирования. Линейное и нелинейное квантование. Процесс кодирования.Определение скорости цифрового потока.
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 6. «Формирование ИКМ сигнала»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2, 1.4
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
|
| Формирование ДИКМ сигнала. Подготовка к защите лабораторной работы.
|
|
|
|
| Тема 4.3.
Дельта модуляция
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Принцип преобразования непрерывного сигнала в ДМ сигнал. Структурная схема системы передачи, использующей ДМ.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
|
| Решение задач по преобразованию непрерывного сигнала в ДМ сигнал, сравнительная характеристика ДМ и ИКМ.
|
|
|
|
| Раздел 5.
Помехоустойчивое кодирование
|
|
|
| Тема 5.1
Основные принципы помехоустойчивого кодирования
| Содержание учебного материала
| 2 2
|
|
| Основные определения. Виды помехоустойчивых кодов. Расчет скорости цифрового потока.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Определение исправляющей способности кода при различном расстоянии Хэмминга
|
|
|
|
| Тема 5.2.
Блоковые коды
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Принцип блокового кодирования. Виды блоковых кодов, их избыточность и исправляющая способность
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 7. «Исправление ошибки с помощью блокового кода»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию. Изучение принципа кодирования и исправляющей способности кода Рида-Соломона
|
|
|
|
| Тема 5.3
Сверточное кодирование
| Содержание учебного материала
|
|
ОК 1, ПК 1.2
|
|
|
| Основные определения. Принципы сверточного кодирования и декодирования
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 8. «Исправление ошибки с помощью сверточного кода»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к практическому занятию.
|
|
|
|
| Тема 5.4
Исправление пакетных ошибок
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Перемежение.Внутреннее и внешнее кодирование. Назначение. Используемые коды.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Определение максимальной пакетной ошибки, исправляемой системой помехоустойчивого декодирования
|
|
|
|
| Раздел 6.
Основы теории цифровой модуляции и детектирования
|
|
|
|
| Тема 6.1
Общие сведения о цифровой модуляции
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Определения и назначение цифровой модуляции. Векторное представление сигналов. Когерентное и некогерентное обнаружение сигналов. Корреляция и корреляционный приемник.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка ответов по изучаемой теме, выполнение упражнений по построению корреляционного приемника.
|
|
|
|
| Тема 6.2
Базовые виды цифровой модуляции
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Амплитудная манипуляция (ASK).Частотная манипуляция (FSK). Фазовая манипуляция (PSK).
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 7. «Исследование оптимальных когерентных демодуляторов»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка ответов на вопросы по изучаемой теме.
|
|
|
|
| Тема 6.3
Цифровые виды модуляции на основе квадратуроной модуляции
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Четырехпозиционная фазовая манипуляция (QPSK).Функциональная схема формирования QPSK радиосигнала.
Квадратурная амплитудная модуляция (QAM).Структурная схема модулятора. Пропускная способность и помехоустойчивость многопозиционных видов модуляций.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 8. «Исследование цифровых видов модуляции»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2, 1.4
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к обязательной контрольной работе.
|
|
|
|
| Тема 6.4
Метод частотного уплотнения несущих
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Межсимвольные искажения, защита от них. Определение параметров сигнала OFDM, спектр OFDM. Функциональные схемы модулятора и демодулятора.
|
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 9. «Определение параметров и расчет пропускной способности системы передачи с OFDM»
|
| ОК3, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка ответов на вопросы по изучаемой теме. Подготовка к практическому занятию.
|
|
|
|
| Раздел 7.
Каналы связи
|
|
|
| Тема 7.1
Основные характеристики каналов передачи
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Классификация каналов. Основные характеристики каналов. Типовые каналы
Преобразование сигналов в каналах. Аддитивные помехи и квантовый шум.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой и Интернет ресурсами.
|
|
|
|
| Тема 7.2
Проводные линии
| Содержание учебного материала
|
|
|
|
|
| Общие сведения о цепях с распределенными параметрами. Первичные и вторичные параметры Режимы волн.
|
| ОК 1, ПК 1.2
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| 9. «Исследование режима работы длинной линии»
|
| ОК2,3,6 ПК1.2
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| 10. «Расчет вторичных параметров длинной линии»
|
| ОК 3, ПК 1.1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой. Подготовка к практическому занятию и защите лабораторной работы.
|
|
|
|
| Тема 7.3
Волоконно-оптические кабельные линии
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Конструктивные особенности. Области применения.
|
| ОК 1, ПК 1.1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с интернет ресурсами, подготовка рефератов.
|
|
|
|
| Тема 7.4
Радиолинии
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Принципы построения систем радиосвязи.
|
| ОК 1,ОК 3, ПК 1.1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка ответов на контрольные вопросы.
|
|
|
|
| Тема 7.5
Волноводы
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Конструктивные особенности. Типы электромагнитных волн, распространяемых в волноводах.
|
| ОК 1, ПК 1.1
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с основной и дополнительной литературой, подготовка ответов на контрольные вопросы.
|
|
|
|
|
всего
|
|
|
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
| | | | | | | |