Вопросы к экзамену по дисциплине «Методология и методика социологических исследований» 1 семестр

 

1. Место и роль курса «Методология и методика социологических исследований» в системе социологического знания. Цель, задачи, содержание и логика построения курса.

2. Уровни социологического знания. Теоретическая и прикладная социология. Взаимосвязь теоретических и прикладных исследований. Научная и практическая значимость социологических исследований.

3. Понятие методологии, методики, техники и процедуры социологических исследований.

4. Структура и логика социологического исследования.

5. Классификация видов эмпирических социологических исследований в зависимости от характера исследовательских задач.

6. Изучение социальных общностей и социальных групп, исследование проблем группового поведения.

7. Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. Проблемы выбора типа социологического исследования.

8. Роль методологии в социологическом исследовании. Метод как путь исследования и способ построения системы социологического знания.

9. Методика как совокупность конкретных правил, процедур, операций и требований проведения социологического исследования, решения его задач. Связь методологии и методики социологического исследования.

10. Техника как конечная конкретизация методологии и методики социологического исследования.

11. Процедура социологического исследования как система определенных предписаний и последовательных действий в процессе осуществления конкретных видов работ.

12. Организация социологического исследования. Определение этапов, видов и последовательности работ.

13. Определение сроков и трудоемкости исследования, финансовых и материальных затрат. Кадровое обеспечение исследования.

14. Сущность и роль программы в социологическом исследовании. Программа как документ, логически организующий исследовательскую работу. Программа как концептуальная схема исследования. Требования, предъявляемые к разработке программы.

15. Теоретическое обоснование выбора методологического подхода и методического обеспечения изучения социальных явлений и процессов.

16. Структура программы социологического исследования и краткая характеристика ее основных разделов.

17. Характеристика методологического раздела программы. Определение типа исследования.

18. Формулировка проблемной ситуации, цели и задач исследования. Определение и описание объекта и предмета исследования.

19. Теоретическое уточнение, интерпретация и операционализация основных понятий.

20. Предварительный системный анализ объекта исследования. Разработка рабочих гипотез исследования. Виды гипотез. Роль гипотез. Требования к формулировке гипотез. Способы проверки гипотез.

21. Характеристика методического раздела программы. Характер взаимосвязи методологического и методического разделов программы.

22. Анализ обследуемой совокупности. Отбор и обоснование методов построения репрезентативной выборки. Выбор и обоснование методов и процедур сбора первичной информации.

23. Разработка макета инструментария социологического исследования. Разработка методик обработки и анализа социологической информации.

24. Стратегический и рабочий план социологического исследования. Разведывательный, аналитический и экспериментальный планы исследований.

25. Необходимость количественного измерения социальной информации. Измерение как определение отношения одной величины к другой. Особенности измерения в социологии.

26. Понятие измерения. Общие принципы измерения. Множественность, многозначность, многофакторность, динамизм измеряемых социальных явлений.

27. Измерение и шкалирование. Уровни измерения и типы шкал, их измерительные способности и области применения. Одномерное и многомерное шкалирование.

28. Шкалы Богардуса и Гутмана. Принципы и алгоритм построения, область применения, преимущества и недостатки.

29. Шкала Лайкерта. Принципы и алгоритм построения, область применения, преимущества и недостатки.

30. Шкалы Терстоуна. Принципы и алгоритм построения, область применения, преимущества и недостатки.

31. Проблемы надежности социологического измерения. Устойчивость и обоснованность измерительных процедур в социологических исследованиях.

32. Сплошные и выборочные исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Функции выборочного метода.

33. Основные принципы формирования выборочной совокупности. Типы выборок.

34. Случайные (вероятностные) выборки. Особенности применения случайных выборок. Простая случайная выборка. Механический отбор.

35. Стратифицированная выборка. Основы выделения страт. Гнездовая выборка.

36. Неслучайные виды отбора и их особенности. Стихийная выборка.

37. Квотный отбор. Принципы построения квотных выборок и их эффективность.

38. Метод основного массива, типический отбор, метод «снежного кома».

39. Многоступенчатые, многофазные и взаимопроникающие выборки.

40. Определение объема выборки. Случайные и систематические ошибки выборки и их причины. Смещение выборки. Репрезентативность выборки.

41. Сущность и специфика полевого этапа исследования. Роль достоверной информации в социологическом исследовании. Каналы получения необходимой социологической информации.

42. Общая схема методов сбора эмпирического материала. Основные процедуры сбора социологической информации. Необходимость комплексного использования методов сбора эмпирических данных.

43. Обоснование использования конкретных методов сбора социологической информации. Ответственность социолога за обеспечение исследования надежной информационной базой. Организация полевых исследований.

44. Понятие наблюдения в социологии. Особенности социологического наблюдения: связь наблюдателя с объектом наблюдения, эмоциональность восприятия, сложность повторного наблюдения. Условия и этапы наблюдения. Организация наблюдения.

45. Виды наблюдения: по степени формализованности; по степени контроля; по положению наблюдателя; по условиям проведения; по регулярности проведения.

46. Разработка программы и документов регистрации результатов наблюдения. Пути и способы повышения надежности и достоверности информации, получаемой методом наблюдения.

47. Возможности и ограничения использования метода наблюдения. Место наблюдения среди других методов сбора первичной социологической информации.

48. Понятие документа в социологии. Ценность использования документальных источников в социологическом исследовании.

49. Классификация документов, используемых в качестве источников в социологическом исследовании.

50. Традиционный анализ документов (внешний, внутренний, юридический, психологический). Формализованный анализ документов.

51. Принципы контент-анализа. Основные направления и условия использования контент-анализа. Категории анализа. Единицы анализа. Единицы счета.

52. Проблемы качества документальной информации. Оценка достоверности информации в документе. Преимущества и недостатки метода анализа документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: