Ситуационная задача 13

Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 4

Задание 4. 5

Задание 5. 6

Задание 6. 6

Задание 7. 9

Задание 8. 10

Задание 9. 11

Задание 10. 12

Задание 11. 13

Ситуационная задача 12. 14

Ситуационная задача 13. 16

Задание 1

Определить свободную отпускную цену на товар, если себестоимость его выпуска 40 рублей за единицу, приемлемая для производителя рентабельность = 20% к себестоимости, ставка акциза = 14,4 руб., ставка НДС = 18%.

Рассчитайте розничную цену товара, если товар продается производителем оптовику. Посредническая надбавка составляет 5%. Магазин розничной торговли приобретает товар у оптовика и реализует его в рознице. (а)Торговая надбавка = 20%; (б) Торговая скидка =20%.

Решение

Цена с прибылью производителя:

40 + 40 20% = 48 руб. / ед.

Свободная отпускная цена на товар:

(48 + 14,4) + 18 % (48 + 14,4) = 73,63 руб. / ед.

Оптовая цена товара без НДС:

62,4 1,05 = 65,52 руб. / ед.

Оптовая цена товара с НДС:

65,52 1,18 = 77,31 руб. / ед.

а) если товарная надбавка 20%

Розничная цена товара без НДС:

65,52 1,2 = 78,62 руб. / ед.

Розничная цена товара с НДС:

78,62 1,18 = 92,77 руб. / ед.

б) если товарная скидка 20%

Розничная цена товара без НДС:

65,52 / 0,8 = 81,9 руб. / ед.

Розничная цена товара с НДС:

81,9 1,18 = 96,64 руб. / ед.

 

 

Задание 2

Определите какой удельный вес в розничной цене может занимать торговая скидка, если установлено, что торговая надбавка для данного товара = 15% к цене закупки у поставщика.

Решение

Не более 13,4 %, иначе нет смысла заниматься розничной торговлей.

0,8695

 

 

Задание 3

Определите возможную рентабельность производства товара, если по условиям реализации он может успешно продаваться по розничной цене не выше 10 рублей за единицу при планируемом объеме выпуска. Обычная торговая скидка для аналогичной продукции = 15%, ставка акциза 1,66 руб., ставка НДС = 18%, себестоимость изготовления одного изделия = 4 рубля.

Решение

Торговая скидка:

10 15 % = 1,5 руб.

Цена закупки с НДС и акцизом:

10 - 1,5 = 8,5 руб.

Цена закупки без НДС но с акцизом:

7,20 руб.

Цена закупки без НДС и акциза:

7,20 - 1,66 = 5,54 руб.

Возможная рентабельность производства товара:

38,58 %

 

 

Задание 4

Рассчитайте максимальный уровень отпускной цены, по которой продукция может быть предложена торговле, если по условиям реализации розничная цена на товар не может превышать 7 рублей, торговая скидка по данной группе товаров = 10% от розничной цены.

Определите, можно ли признать рассчитанную цену приемлемой для производителя, если полная себестоимость изготовления единицы продукции = 3 рубля, приемлемая для производителя рентабельность = 25% к себестоимости, ставка НДС = 18%. (акцизом товар не облагается).

Возможен ли посредник между производителем и торговлей? Оцените эту возможность количественно - величиной посреднической надбавки в рублях и в % к отпускной цене.

Решение

Торговая скидка составит:

7 10% = 0,7 руб.

Максимальный уровень отпускной цены:

7 - 0,7 = 6,3 руб.

Максимальный уровень отпускной цены без НДС:

5,33 руб.

Цена производителя с прибылью:

3 + 3 25% = 3,75 руб.

Цена производителя с НДС:

3,75 1,18 = 4,43 руб.

Цена приемлема для производителя. Поскольку между максимальной отпускной ценой (6,3 руб.) и ценой производителя (4,43), то между производителем и торговле возможен посредник:

Количественная надбавка посредника составит:

6,3 - 4,43 = 1,87 руб.

в % к отпускной цене составит:

42,21 %

 

 

Задание 5

Имеет ли смысл заниматься посреднической деятельностью, если ваша цена закупки равна 130 руб., издержки обращения составляют 30 руб. на единицу продукции, приемлемая для вас рентабельность = 20% к издержкам обращения, максимально возможная цена реализации продукции на рынке 180 руб.? Товар облагается НДС по ставке 18%. Рассчитайте возможную прибыль посредника при продаже по максимальной цене.

Решение

Минимальная возможная цена реализации без НДС:

130 + 30 + 30 20% = 166 руб.

Минимальная возможная цена реализации с НДС:

130 + 36 1,18 = 172,48 руб.

Возможная прибыль посредника при продаже по максимальной цене:

- 30 = 12,37 руб. с ед.

 

 

Задание 6

Предприятие выпускает два вида продукции: изделие № 1 и изделие № 2. Затраты на их изготовление (в рублях на единицу продукции) следующие:

Виды затрат Изделие 1 Изделие 2
1.Сырье и основные материалы    
2.Покупные комплектующие изделия    
3.Топливо и энергия на технологические цели 3,5 4,5
4.Основная зарплата производственных рабочих    

 

Дополнительная заработная плата производственных рабочих составляет 30% к основной. Отчисления на социальные нужды - 26% к сумме основной и дополнительной зарплаты. Общий фонд зарплаты производственных рабочих составляет 109200 рублей в год.

Общепроизводственные расходы - 300тыс. рублей, а общехозяйственные расходы - 80 тыс. рублей в год. Коммерческие расходы составляют 1% к производственной себестоимости.

Определите:

1) сокращенную себестоимость единицы каждого вида продукции;

2) полную себестоимость единицы каждого вида продукции, если косвенные затраты по видам продукции распределяются:

а) пропорционально фондам заработной платы производственных рабочих (основная + дополнительная зарплата)

б) пропорционально доле вида продукции в общем объеме производства. Общий объем производства составляет 5000 изделий в год, в том числе изделие № 1 - 2000 штук.

Сравните полученные варианты расчета полной себестоимости.

Решение

1) сокращенную себестоимость единицы каждого вида продукции представим в таблице:

Таблица 1

Виды затрат Изделие 1 Изделие 2
1.Сырье и основные материалы    
2.Покупные комплектующие изделия    
3.Топливо и энергия на технологические цели 3,5 4,5
4.Основная зарплата производственных рабочих    
5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих 3,6  
6. Отчисления на социальные нужды 4,06 6,76
Итого 38,16 49,26

 

2) косвенные затраты в год без коммерческих расходов составят:

300 + 80 = 380 тыс. руб.

а) рассчитаем полную себестоимость каждого вида продукции, если косвенные затраты распределяются пропорционально фондам заработной платы производственных рабочих.

Фонд основной заработной платы по изделию №1 составит:

12 2000 = 24000 руб.

Фонд дополнительной заработной платы производственных рабочих составит:

24000 30% = 7200 руб.

Общий фонд по изделию №1 составит:

24000 + 7200 = 31200

Фонд основной заработной платы по изделию №2 составит:

20 3000 = 60000 руб.

Фонд дополнительной заработной платы производственных рабочих составит:

60000 30% = 18000 руб.

Общий фонд по изделию №2 составит:

60000 + 18000 = 72000 руб.

Итак пропорция распределения 34,07: 65,93.

Таблица 2 а

Виды затрат Изделий 1 Изделий 2
Сокращенная себестоимость    
Общепроизводственные расходы    
Общехозяйственные расходы    
Коммерческие расходы 2057,78 3983,14
Итого 207835,78 402297,1

 

Таблица 2 б

Виды затрат Изделие 1 Изделие 2
Сокращенная себестоимость 38,16 49,26
Общепроизводственные расходы 51,11 65,93
Общехозяйственные расходы 13,63 17,58
Коммерческие расходы 1,03 1,33
Итого 103,92 134,10

 

б) рассчитаем полную себестоимость каждого вида продукции, если косвенные затраты распределяются пропорционально доле вида продукции в общем объеме производства.

Итак пропорция распределения 40: 60.

Таблица 3 а

Виды затрат Изделий 1 Изделий 2
Сокращенная себестоимость    
Общепроизводственные расходы    
Общехозяйственные расходы    
Коммерческие расходы 2283,12 3757,80
Итого 230595,12 379537,8

Таблица 3 б

Виды затрат Изделие 1 Изделие 2
Сокращенная себестоимость 38,2 49,3
Общепроизводственные расходы 60,0 60,0
Общехозяйственные расходы 16,0 16,0
Коммерческие расходы 1,1 1,3
Итого 115,3 126,5

 

Итак, при первом варианте распределения, полная себестоимость выше в изделии 2, а во втором в изделии №1.

 

 

Задание 7

На основе данных предыдущей задачи определите рентабельность изделий №1 и №2 по отношению к полной себестоимости (оба варианта) и к сокращенной себестоимости, если известно, что по условиям реализации отпускные цены без НДС составляют для изделия №1 – 110 рублей, а для изделия №2 - 150 рублей. На основании проведенных расчетов сделайте вывод о наиболее выгодном для предприятия изделии. Какой из вариантов расчета позволяет более обоснованно судить о вкладе каждого продукта в общую прибыль компании.

Решение

Рентабельность изделий (1 вариант):

R1 = 5,5 %

R2 = 11,86 %

Рентабельность изделий (2вариант):

R1 = -4,60%

R2 = 18,58 %

Рентабельность изделий по сокращенной себестоимости:

R1 = 188,25%

R2 = 204,5 %

Наиболее выгодным является изделие №2. Второй вариант расчетов, по моему мнению, является более обоснованным поскольку позволяет разделить постоянные расходы пропорционально объемам производства.

 

 

Задание 8

Определите коэффициент ценовой эластичности спроса, если при повышении цены с 20 рублей до 25 рублей за единицу объем покупок снизился с 200 000 до 180 000 штук данного товара. Эластичен ли спрос на данный товар?

Решение

Ценовая эластичность спроса может быть рассчитана по следующей формуле:

где Q - объем предложения;

Р - цена.

0,4

Спрос изменяется меньше, чем цена: спрос неэластичен.

 

 

Задание 9

Определите выгодно ли для производителя снижение цены товара на 1 рубль, если ценовая эластичность спроса по нему - 1,5. Первоначальные: цена - 12 рублей, объем продаж - 100тыс. штук изделий, полные затраты - 900 тыс. рублей, соотношение между постоянными и переменными затратами: а) 20:80; б) 80:20.

Решение

Из формулы ценовой эластичности спроса находим падение объема продаж.

1,5

0,125

Х = 112500 (составят продажи при снижении цены на 1 рубль)

Выручка от реализации при падении продаж:

112500 11 = 1237,5 тыс. руб.

Полные затраты при падении продаж:

а) соотношение между постоянными и переменными затратами 20:80

постоянные - 20 % 900 = 180 тыс. руб.

переменные затраты на единицу продукции: 7,2 руб.

Итого, полные затраты при падении продаж = 180 + 7,2 87,5 = 810 тыс. руб.

Прибыль производителя составит: 1237,5 - 810 = 427,5 тыс. руб.

б) соотношение между постоянными и переменными затратами 80:20

постоянные - 80 % 900 = 720 тыс. руб.

переменные затраты на единицу продукции: 1,8 руб.

Итого, полные затраты при падении продаж = 720 + 1,8 87,5 = 877,5 тыс. руб.

Прибыль производителя составит: 1237,5 - 877,5 = 360 тыс. руб.

Поскольку при палении цены на 1 рубль произойдет рост продаж на 12,5 тыс. штук изделий, производитель получит прибыль в размере 427,5 тыс. руб. (если соотношение между постоянными и переменными затратами 20:80) и 360 тыс. руб. (если соотношение между постоянными и переменными затратами 80:20). Исходя из этого для производителя падение цены является приемлемым, то есть производить выгодно.

 

 

Задание 10

Предприятие реализует 100 000 штук изделий по отпускной цене (без НДС) 10 рублей за единицу. При этом переменные затраты равны 2 руб. на единицу продукции, а постоянные составляют 500 тыс.рублей для всех объемов производства от 100 000 до 200 000 штук включительно. Получено предложение о дополнительной продаже 100 тыс. штук изделий на новом (изолированном) рынке.

Определите минимальную цену изготовителя (без НДС), которую он может назначить для проникновения на новый рынок, если объемы и условия продажи на старом рынке сохранятся.

Решение

Рассчитаем размер выручки от действующего объема производства:

100 тыс. шт. 10 руб. = 1000 тыс. руб.

Расходы при действующем объеме производства:

500 тыс. руб. + 2 руб. 100 тыс. шт. = 700 тыс. руб.

Рентабельность действующего производства:

42,86 %

Минимальной ценой при увеличении объемов производства может быть цена 2 руб. При сохранении действующего уровня рентабельности (42,86 %) цена единицы изделия может быть равна:

2 + 2 42,86 % = 2,86 руб.

 

 

Задание 11

Фирма продает свой товар по 120 руб. за штуку. Переменные затраты на его изготовление составляют 80 руб.

Рассчитайте, какими будут:

1) безубыточный прирост продаж (в %) при снижении цены на 5%;

2) безубыточное сокращение продаж (в %) при повышении цены на 12%.

Решение

Величина безубыточного прироста продаж находится за формулой:

где - изменение цены;

СМ0 - прежняя абсолютная величина удельного выигрыша;

- изменение величины переменных затрат.

1) цена при снижении на 5% составит: 120 0,95 = 114 руб.

17,65 %

Итак, при снижении цены на 5%, безубыточный прирост продаж составит 17,65 %.

2) цена при росте на 12% составит: 120 1,12 = 134,40 руб.

-56,25%

Итак, при росте цены на 12%, безубыточное сокращение продаж составит 56,25%.

 

Ситуационная задача 12

по определению верхнего уровня цены, приемлемой для потребителя

Верхний уровень цены, приемлемый для потребителя, или максимально приемлемая для него цена – это цена, соответствующая нулевому выигрышу потребителя от использования товара.

Методика определения верхнего уровня цены, приемлемой для потребителя.

1)определить возможные сферы и условия использования товара потребителем;

2)определить объективные и субъективные неценовые достоинства товара для потребителя;

3)определить все неценовые издержки потребителя при использовании товара (измеримые и неизмеримые);

4)определить верхний уровень цены, приемлемой для потребителя, как разность «достоинств» и «издержек», то есть определить чистый экономический эффект потребителя.

Задача

Товар «Д» служит добавкой к реагентам для смягчения воды, используемой в технологическом процессе на промышленном предприятии. Цель применения этой добавки – повысить степень смешивания реагентов, увеличив тем самым срок их службы. Кроме того добавка замедляет образование ржавчины на поверхности котлов.

Неценовыми достоинствами товара «Д» потребитель считает:

Ø обеспечение экономии реагентов на 35%;

Ø защита от коррозии внутренней поверхности котлов;

Ø поставка в комплекте с добавкой «Д» автоматического дозатора жидкости;

Ø крупный поставщик.

К неценовым издержкам потребитель относит:

Ø установку емкости и дозатора, их обслуживание (измеримые издержки)

Ø риск выхода установки из строя, необходимость модификации технологического процесса, непроверенный поставщик (неизмеримые издержки)

Известно, что средний расход реагента-смягчителя на предприятии составляет 50000т/год. Цена одной тонны реагента-смягчителя – 6 рублей. Расход добавки «Д» на 1т смягчителя составляет 1/8 т. Экономия реагента-смягчителя при использовании добавки «Д» составляет 35%. Расходы на установку емкости и дозатора оцениваются в 500 рублей единовременно и 100 руб./год в течение 5 лет. Расходы на обслуживание установки составляют 140 руб./год.

Необходимо определить верхний уровень приемлемой для потребителя цены на товар «Д».

Решение

Расход реагента-смягчителя на предприятии:

50000 6 = 300 000 рублей

Расход добавки-смягчителя:

1/8 50000 = 6250 т.

Экономия реагента в денежном эквиваленте:

35 % 300 000 = 105000 руб.

Дополнительные расходы при использовании реагента-смягчителя:

500 + 100 5 + 140 5 = 1700 руб.

Верхний уровень приемлемой для потребителя цены на товар «Д» (при условии эксплуатации 5 лет):

16,7456 руб. / т

 

Ситуационная задача 13

по определению оптимальной ценовой стратегии географического ценообразования.

Полные затраты производителя продукции, включая доставку на склад, составляют 30 рублей на единицу продукции. Приемлемая для производителя рентабельность составляет 10 % к затратам. Производитель собирается поставлять продукцию четырем потребителям, о которых известно следующее:

Потребители А Б В Г
Расстояние от производителя до потребителя (км)        
Сложившийся объем поставки (шт.)        
Стоимость доставки продукции от склада производителя до склада потребителя(руб.)        

 

(Транспортировка осуществляется независимым перевозчиком, то есть стоимость доставки уже включает НДС перевозчика)

1.Рассчитать отпускную цену единицы продукции на условиях франко-склад производителя. НДС - 18%.

2.Проанализировать возможность и целесообразность установления единых или поясных цен на условиях франко-потребитель (1 пояс - до 100км, 2 пояс - свыше 100км), если стоимость покупки аналогичного продукта у конкурентов с учетом затрат на доставку составит для потребителей А - 46,2 руб., Б - 43,0 руб., В - 62,8 руб., Г - 68 руб.

3.Определить ценовую стратегию, которая позволит продавцу только за счет транспортных расходов предложить свою продукцию всем четырем покупателям по ценам более выгодным, чем цены конкурентов.

Решение

1. Определим отпускную цену продукции на условиях франко-склад производителя:

Цс НДС = 30 + 3 (30 10%) + (30 + 3) 18 % = 38,94 руб.

2. Для начала рассчитаем единую цену на условиях франко-потребитель.

Средние расходы на транспорт составят:

16,37 руб.

Единая цена франко-потребитель составит:

38,94 + 16,37 = 55,31 руб.

Рассчитаем средние расходы на транспорт для 1 пояса (до 100 км):

3,5 руб.

Цена составит:

38,94 + 3,5 = 42,44 руб.

Рассчитаем средние расходы на транспорт для 2 пояса (свыше 100 км):

27,72 руб.

Цена составит:

38,94 + 27,72 = 61,66 руб.

Сопоставим данные в таблице:

Потребители А Б В Г
Стоимость 1 ед. продукции с учетом фактических затрат на доставку, руб. 39,94 43,69 61,44 66,94
Поясная цена, руб.:        
1 пояса 42,44 42,44    
2 пояса     61,66 61,66
Переплата (+) или недоплата (-), руб. 2,5 -1,25 0,22 -5,28
Цены конкурентов, руб. 46,2 43,0 62,8  

 

 

3. С учетом всех рассмотренных вариантов целесообразно установить цены: для всех потребителей поясную цену, что позволит привлечь всех потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: