Полученные психологические данные и результаты

Первичное психологическое заключение.

Биографические данные

..

….. 2008 г.р.

Семья:

Отец __, год рождения, образование.

Мать __, год рождения, образование высшее педагогическое.

В разводе с 2010 года, Татьяна второй раз замужем с 2010 г.

Образование: Виктория посещала детский сад с 3-х лет. В настоящее время перешла в 4 класс школы, посещает танцевальную студию/кружок?

Повод для обследования

 

Целью данного исследования является оценка детско-родительских отношений, эмоционального состояния ребёнка, проживающего в данной семье. Необходимо оценить отношение ребенка к матери, к отцу; прояснить степень влияния матери на отношение к отцу; выявить уровень тревожности девочки в настоящее время.

Краткие сведения из истории развития ребенка

 

На момент обследования девочке 9 лет. Беременность у матери протекала хорошо. Родилась доношенной в срок, роды длительные. До года девочка практически не болела, развитие соответствовало возрасту, без особенностей.

Родилась в браке, проживала с отцом и матерью в 2-х комнатной квартире. Со слов Шимко Т.П., муж не оказывал должного финансового обеспечения, в связи с этими обстоятельствами ей пришлось с ребёнком переехать к своей матери ….. (имя).

Виктория, со слов матери, особых проблем в воспитании не доставляла, однако с 3-х лет начала проявлять активность и непослушание, агрессивную позицию в отстаивании своих желаний, что связано с возрастным периодом.

С отцом у ребенка отношения напряжённые. Как утверждает мать, наблюдаются эпизоды, когда девочка жалуется на давление отца, отказывается говорить с ним по телефону.

Мать описывает характер дочери так: «Целеустремленная, любит и чувствует людей, плаксивая, имеет лидерские качества, любит командовать, хочет получать все, что пожелала». На вопрос, чем дочь похожа на нее, отвечает «неуверенностью в себе, тревожностью», а также «жизнелюбием». На вопрос, чем дочь походит на отца, ответила «стремится все доводить до конца».

В квартире, где проживает сейчас Виктория с матерью 2 комнаты, у девочки имеется своя комната и кровать, выделена игровая зона.

С отцом Виктория видится редко, но часто общается по интернет-связи.

4. Содержание обследования.

 

Проведена анамнестическая беседа с матерью, в ходе которой были записаны необходимые биографические и другие сведения, а также за ребенком и отношениями мать-ребенок произведено наблюдение. Для диагностики отношения матери к ребёнку был проведён «Опросник родительского отношения» (ОРО) В.В. Столина и А.Я. Варга.

Для диагностики эмоционального состояния ребёнка, его эмоционального отношения к членам семьи были использованы и проведены в отсутствие матери следующие методики:

1) Тест Рене Жиля (исследование межличностных отношений ребёнка);

2) Проективная методика «Рисунок семьи» (исследование межличностных отношений ребёнка, а также личностных характеристик);

3) Метод незаконченных предложений в детской адаптации (исследование направленности личности учащегося, системы его отношений);

4) Проективная методика «Несуществующее животное» (изучение уровня тревожности и самооценки).

Также был проведен опрос по отношениям с отцом и матерью и наблюдение в ходе игровой деятельности ребенка.

Полученные психологические данные и результаты.

При первом впечатлении ребенок приветлив: девочка улыбается, здоровается. Адекватно реагирует на общение с психологом. Проявляет активность, задает специалисту вопросы. Виктория спокойно отпускает мать из кабинета психолога и демонстрирует готовность к сотрудничеству.

Девочка социально адаптирована, легко устанавливает контакт. В начале беседы охотно подчиняется правилам, высказанным доброжелательным тоном. На вопросы отвечает охотно. В незнакомом помещении ведет себя свободно, творчески исследуя его в установленных границах. В контакте со специалистом заинтересована.

При выполнении заданий Виктория сохраняет устойчивое внимание. Инструкции понимает.

Внешние эмоциональные проявления отчетливо выражены, разнообразны. Обладает жестикуляцией. Выражение лица также подвижно, как и тело. С эмоциями справляется, речь логически обоснована.

В своих рассказах Виктория много говорит о межличностных отношениях с ровесниками и окружающем мире. На вопросы об отношении к матери и отчиму отвечает положительно, с теплотой. Даёт резко негативный ответ об отношении к отцу. На вопрос, с кем бы она хотела проживать, отвечает прямо, без размышлений – с мамой и отчимом. Рассказала о негативных воспоминаниях – «папа не разрешал мне ходить в школу», «папа мне ничего не разрешает», «он мне не нравится».

По результатам тестирования выявлено, что самой значимой фигурой для девочки является её мать - разрыв с матерью для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы. Предложенный рисунок семьи выполняет охотно. На рисунке изображена мама и сама девочка. Фигура отца отсутствует. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании – платье матери тщательно прорисовано. Если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Результаты теста по методике Р. Жиля в рамках поставленных перед специалистом задач были проинтерпретированы по двенадцати шкалам: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям как супружеской чете, отношение к бабушкам и дедушкам, отношение к отчиму, отношение к друзьям, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, закрытость/осторожность, социальная адекватность поведения.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Рассмотрим наиболее значимые для нас шкалы.

1) Отношение к матери.

Девочке было предъявлено 20 стимулов в виде графических рисунков и высказываний. На 70% стимульного материала Виктория выбрала мать. Это указывает на наиболее тесную эмоциональную связь ребёнка с матерью.

2) Отношение к отцу.

Виктории было предъявлено 20 стимулов в виде графических рисунков и высказываний. Отец из 20 стимулов не упомянулся ни разу.

 

3) Отношение к матери и отцу как родительской чете.

Не воспринимает родителей как супружескую пару. Размещает вместе с мамой отчима.

4) Отношение к отчиму.

На первой стимульной картинке, где присутствует отчим, поставила себя рядом с ним. Это говорит о положительных взаимоотношениях. В целом, отношение с отчимом определяется 70% положительных выборов рисунков.

Виктория отметила положительное отношение к бабушке и дедушке – размещала их рядом с собой и мамой с отчимом. На вопрос, по кому ты тосковал сильнее бы всего, девочка ответила – по маме, отчиму, бабушке.

По другим критериям данной методики можно сказать, что у ребёнка высокий уровень любознательности, социальная адекватность поведения в норме, общительность и стремление доминировать на среднем уровне, Возможна закрытость и осторожность.

Метод незаконченных предложений направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки, и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные. В данном исследовании мы выявили, что отношение к матери и отчиму позитивное, к отцу – индифферентное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: