Ф КГМУ 4/3-06/02
ИП №6 от 14 июня 2007 г.
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра истории Казахстана и социально-политических дисциплин
Методические рекомендации для практических занятий
Тема: Современные нетрадиционные культы
Дисциплина: Основы религиоведения
Специальность: Общественное здравоохранение-«5В 110 200»
Курс: 2
Составитель: преподаватель Мустафина Т.В.
Караганда 2013 г.
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры
Протокол № __ от __.__. 20__г.
зав. кафедрой: Темиргалиев К.А.
Тема: Современные нетрадиционные культы
· Цель: Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно-духовного вакуума, имевшего место в советский период истории Казахстана.
· Задачи обучения: Возникновение радикальных религиозных сообществ, расширение поля деятельности нетрадиционных религиозных верований, усиление влияния иностранного миссионерского движения и рост социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи - все эти изменения следует квалифицировать как наиболее актуальные тенденции в развитии современной религиозной ситуации в Казахстане.
|
|
Основные вопросы темы:
1.Особенности и классификация нетрадиционных культов
2.Тоталитарные религиозные течения
3.Радикализм в современных религиозных течениях
«Нетрадиционные культы», «религии Нового века» «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии» - так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психоогическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали. Последователями "нетрадиционных культов" была преимущественно молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, «нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «Нового века» их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.
|
|
Особенности Новые «нетрадиционные культы» представляя и классификация ют специфический тип религиозной «нетрадиционных культов» организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чувство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется "техника" психологического манипулирования, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптировани в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп.
1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны", "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного света" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др. Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.
Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размышление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружающей природы) включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний выступает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами.
2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации", "Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайентологии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", проповедующие связь Земли и высших космических сил, "космического разума". В этих культах различным физическим приборам приписывается мистическое значение, утверждается возможность регистрации
или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.
|
|
5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака, его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны", например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства. Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию", учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же время неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую черпают из христианской и светской западной философии. В целом это синтетические, синкретичные, эклектичные культы. Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и культовой практики последователей многих "религий XX века", в них на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона культа.
· Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стадии и т.д.)
· Литература:
1. Е. Э. Эгильский, А. В. Матецкая, Ю. Д. Самыгин Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М., 2011.
2. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность. М., 2003.
3. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2004.
4. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М., 2000.
· Контроль:
1. Одним из ведущих представителей биологического и психологического подхода к религии является:
|
|
а) 3. Фрейд,
б) М. Вебер,
в) Л. Фейербах,
г) П.-А. Гольбах.
Е) К.Маркс
2. Тотемизм — это:
а) вера в существование души и духов,
б) вера в некую сверхъестественную силу, правящую миром,
в) вера в сверхъестественное родство людейс животными и растениями,
г) вера в сверхъестественные возможности материальных предметов
е) вера во множество богов
3. Мировые религии — это:
а) буддизм, христианство, ислам,
б) христианство и ислам,
в) индуизм, христианство, ислам,
г) иудаизм, христианство, буддизм.
е) ислам, брахманизм, христианство
4. Бог израильского народа:
а) Амон-Ра,
б) Ахурамазда,
в) Яхве,
г) Брахма.
е) Агаро-Майну
5. Основоположник даосизма:
а) Лао цзы,
б) Кун цзы,
в) Чжуан цзы,
г) Янцзы.
е) Мэн-цзы
6. Основоположником протестантизма в Германии является:
а) Ульрих Цвингли,
б) Жан Кальвин,
в) Мартин Лютер,
г) Филипп Меланхтон.
д) 710
7. Крещение Руси по летописным известиям произошло в:
а) 988 г.,
б) 966 г,
в) 989 г,
г) 1088 г.
е) 1888 г.