Изучение нового материала. Правовые акты исполнительной власти

ЛЕКЦИЯ 12.

Правовые акты исполнительной власти.

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о понятии, юридическом значении и видах правовых актов исполнительной власти, о порядке и стадиях принятия актов исполнительной власти, а также об отмене, приостановлении и изменении актов исполнительной власти».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Понятие и юридическое значение правовых актов исполнительной власти. Виды правовых актов исполнительной власти.

2.3. Порядок и стадии принятия актов исполнительной власти. Отмена, приостановление и изменение актов исполнительной власти.

2.4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Опишите правотворческую форму государственного управления.

3.2. Опишите правоприменительную форму государственного управления.

3.3. Назовите и опишите формы государственного управления.

3.4. Опишите административные методы государственного регулирования.

3.5. Опишите экономические методы государственного регулирования.

3.6. В чем отличие методов убеждения от методов принуждения?

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим вопросы, связанные с правовыми актами, издаваемыми исполнительной властью. Под запись. «Правовые акты органов исполнительной власти – односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению. Такие акты регулируют управленческие отношения, разрешают конкретное управленческое дело (спор), устанавливают новый правовой статус субъектов права, обладают государственно-властным характером, издаются субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций. Юридическое значение правовых актов органов исполнительной власти состоит в следующем:

1. Они выступают в качестве юридических фактов, т. е. являются фактическими основаниями для формирования новых правоотношений, изменения или отмены старых отношений, создания нового правового статуса различных субъектов права;

2. Если они относятся к нормативным актам, то устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, регулируют одинаковым образом для неограниченного круга лиц общественные отношения, определяют порядок управления, возможность назначения административных наказаний. Если они относятся к индивидуальным актам, то регламентируют поведение того или иного субъекта, возлагая на него конкретные обязанности и/или предоставляя определенные права;

3. Могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов (постановление Правительства РФ является основанием для издания федеральным министерством или различными ведомствами конкретизирующих административных актов);

4. Могут выступать и в качестве юридических документов — доказательств в юридическом процессе (при возбуждении или рассмотрении судом гражданского, уголовного или иного другого дела);

5. Могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц (например, выдача решения о государственной регистрации юридического лица дает возможность ему участвовать в различных гражданско-правовых и административно-правовых отношениях);

6. Являются правовыми средствами: достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан».

4.2. Под запись. «Акты исполнительной власти имеют определенный порядок и стадии своего принятия. Существуют характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы:

1. Наличие нормативной установленной процедуры издания или принятия актов управления.

2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.

3. Подготовка проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется разработка проекта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами.

4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте. Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях (например, на антикоррупционную составляющую).

6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание (подписание, утверждение) правового акта исполнительной власти.

8. Направление принятого (утвержденного) правового акта в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если это является обязательным).

9. Доведение принятого акта до сведения лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения (устное ознакомление; ознакомление "под расписку"; направление по почте; публикация в периодических изданиях; комментирование в СМИ; издание специальных сборников как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях).

В связи с изменениями законодательства правовые акты исполнительной власти также могут изменяться или отменяться полностью. Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

- признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным);

- отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:

- незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

- практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления;

- необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

- истечение срока действия акта управления.

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

- не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

- приостанавливает его действие (исполнение) на протяжении решения вопроса о его законности;

- в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части».

4.3. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Виды правовых актов исполнительной власти», перейдите по ссылке http://bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/27.htm, найдите и перечертите в тетрадь схему 13, после чего запишите в тетради вопрос «Возможны ли иные виды классификации правовых актов исполнительной власти?» и ответьте на него письменно.

 

С.Р. № 7. Подготовка сообщения «Требования, предъявляемые к правовым актам исполнительной власти, и последствия несоблюдения этих требований».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: