содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии); классификации растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной, кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения); внутренней среде, об иммунитете, органах чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания: о системной организации живой природы, об экологических факторах, о взаимодействии разных видов в природе; об естественных и искусственных экосистемах и о входящих в них компонентах, пищевых связях; об экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; о правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
|
|
3. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Диагностическая работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой ситуации.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
В работе используются задания базового, повышенного уровней сложности.
4. Продолжительность диагностической работы по биологии
На выполнение диагностической работы отводится 3 часа (180 минут).
5. Дополнительные материалы и оборудование
На диагностической работе по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
|
|
За верное выполнение каждого из заданий 1-22 выставляется 1 балл, в другом случае - 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий 23-27 выставляется 2 балла.
За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.
За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Приложение
Обобщенный план варианта КИМ
по БИОЛОГИИ
Уровни сложности заданий: Б — базовый; П — повышенный.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды требований к уровню подготовки выпускников | Уровеньсложностизадания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) | ||
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей | 1.1 | 2.1.1 | Б | 1,5 | ||||
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 2.1 | 1.1.2, 2.3.1, 2.5 | Б | 1,5 | ||||
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы | 2.2, 3.1, 3.2 | 1.1.1, 1.2.1, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 | Б | 1,5 | ||||
Царство Растения | 3.3 | 2.3.3, 2.3.5, 2.6, 3.4 | Б | 1,5 | ||||
Царство Растения | 3.3 | 2.3.3, 2.3.5, 2.5, 2.6, 3.4 | Б | 1,5 | ||||
Царство Животные | 3.4 | 2.3.4, 2.3.5, 2.5, 2.6, 3.4 | Б | 1,5 | ||||
Царство Животные | 3.4 | 2.3.4, 2.3.5, 2.5, 2.6, 3.4 | Б | 1,5 | ||||
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека | 4.1, 4.10 | 2.1.7, 1.3, 2.1.10, 2.3.2, 2.5 | Б | 1,5 | ||||
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 4.2 | 1.3, 2.1.11, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Опора и движение | 4.11 | 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Внутренняя среда | 4.5 | 1.3, 2.1.10, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Транспорт веществ | 4.6 | 1.2.1, 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Питание. Дыхание | 4.3, 4.4 | 1.2.1, 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 4.7, 4.8, 4.9 | 1.2.1, 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Органы чувств | 4.12 | 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Психология и поведение человека | 4.13 | 1.3, 2.3.2 | Б | 1,5 | ||||
Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи | 4.14, 4.15 | 2.1.9, 2.7, 3.13.2 | Б | 1,5 | ||||
Влияние экологических факторов на организмы | 5.1 | 1.1.3, 1.2.2, 2.1.4, 2.1.9, 2.4 | Б | 1,5 | ||||
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира | 3.5, 5.2, 5.3 | 1.1.3, 1.2.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5, 2.1.6, 2.7 | Б | 1,5 | ||||
Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме | 2, 3, 4, 5 | 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6 | Б | 1,5 | ||||
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | 2, 3, 4, 5 | 2.5, 2.6, 2.7 | Б | 1,5 | ||||
Умение оценивать правильность биологических суждений | 2, 3, 4, 5 | 1.1, 1.2, 1.3, 2.5, 2.6 | Б | 1,5 | ||||
Умение проводить множественный выбор | 2, 3, 4, 5 | 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 | П | |||||
Умение проводить множественный выбор | 2, 3, 4, 5 | 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 | П | |||||
Умение устанавливать соответствие | 1, 2, 3, 4, 5 | 2.5, 2.6 | П | |||||
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 2, 3, 4, 5 | 2.2, 2.2.2, 2.6, 2.7 | П | |||||
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных | 1, 2, 3, 4, 5 | 2.2.2, 2.5, 2.6, 2.8 | П | |||||
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | 3.3, 3.4, 4.1 | 2.2.2, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.6 | П | |||
Всего заданий –28. по уровню сложности: Б - 22; П - 7. Общее время выполнения работы - 180 минут. |
|
|