double arrow

Сказание о Борисе и Глебе».



Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика её основных этапов.

1Лит-ра КиевскойРуси (11 -первая треть 12 века). един лит, опр взаимосвязью культ ц— Киева и Новгорода. Это период ученичества, в роли наставников Византия и Болгария. Переводная лит преобладает. сначала доминируют религиоз тексты, а затем светская лит. Главная тема- тема Русской земли в христ нар. 2.раздробленности(вторая треть 12-первая треть 13 в.). появлением областных лит центров во Владимире, Ростове, Смоленске и др. наметился процесс «расподобления» стилей русского летописания, Господствует монументально-исторический стиль. 3. начала татаро-монгольского ига (вторая треть 13-1380 г.). основная тема -героическая, а монументально-историч стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованност.

4. Куликовской бит(1380-80-е гг. 15 в.). Это время творческих подъёмом национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых Епифания Премудрого. интерес к беллетристической и историко-публицистич. 5.Моск централизованногогос-а (конец 15-16 в.). расцвет публицистики, период нового монументализма, интерес к биографиям. 6 переходного этапа (17 в.). В этот период происходит столкновение новых и старых принципов художественного творчества. Развитие индивидуального начала. После церк реформы Никона лит на демократическую и официальную. растёт автобио. внимание к личности человека.





 


2.Основные черты древнерусской литературы и её художественный метод.Лит др. Руси ставила своей целью создание духовного идеала человека (един эстетического и физического ). В лит-ре почти не было портретов. пейзаж использовался довольно редко и лишь с символической, отсутствовала сатира, были только элементы юмора и иронии, лишь в 17 в. появились сатирические повести. Целью написания любого произведения было поучение. историзм был обязательным в произведениях. Но была наполнена легендами. анонимной .рукописный характер.

 

Своеобразие системы жанров Н.И. Прокофьева «О мировоззрении».

В др.лит-ре взаимодействовало несколько систем жанров: фольклора и деловой письменности, переводной и оригинальной лит, богослужебного, так и светского характера. В основе жанров объект изображения. Лирич жанры: поучения и послания. Поучение — жанр, предназначенный для передачи системы политических, религиозных или нравственных взглядов были дидактическими и торжественными. Послание - жанр рассказа о событиях или изложения мыслей адресату, удалённому от автора из 4-х частей: эскрипт (внешний адрес), прескрипт (вступление, обращение), семантема (содержание послания), клаузула (доброе пожелание). вставные жанры, например, плач, похвала, молитва. Эпич ж. Житие - о жизни реального лица, канонизированного: вступление (самоуничижение автора, повествование, заключение (похвала или молитва святому). Хождение - жанр, повествующий о реально существующем путешествии -паломнические, купеческие, посольские, землепроходческие. цепь путевых очерков. Историческая повесть - о историческом событии. - воинск и о княжеских и боярских преступлениях. Притча. Символические жанры - видение, чудо, знамение. Др жанры - летопись, патерик (рассказы о жизни монахов).



 

Сказание о Борисе и Глебе».

Борису и Глебу посвящён целый цикл произведений в русской литературе. автор сосредоточил внимание на духовной стороне Задача агиографа - изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. Борис заранее знает о планах Святополка убить его выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показпсих. сложность этого выбора, для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах. Он противопоставлен и Борису и Глебу, и Ярославу, ставшему орудием божественного возмездия убийце. Чтобы окружить героев ореолом святости, автор в конце говорит об их посмертных чудесах и хвалит их, ставя в ряд с известными церковными деятелями. В отличие от традиционного жития, «Сказание» не описывает жизни героев от самого рождения, а говорит только об их злодейском убийстве. Ярко выраженный

историзм также противоречит канонам жития. Поэтому можно сказать, что «Сказание» сочетает в себе и житийные элементы, и элементы расхождения с каноном, в чём проявляется жанровое своеобразие этого произведения.

 



Сейчас читают про: