Ответ:Олигополией называется рыночная структура, на которой действует несколько соперничающих фирм.Отличительной чертой является немногочисленность фирм.Фундаментальной характеристикой олигополии является осознание фирмами своей взаимозависимости. При олигополии каждая фирма в состоянии определить своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.
Существуют следующие основные формы олигополистической конкуренции за счет:
-изменения объема выпуска;
-изменения цены;
-дифференциации продукта.
В поведении олигополии возможен отказ от соперничества и сговор в той или иной форме (единая политика цен, продаж и т.д.).
Монополистическая конкуренция (1-10% продаж на рынке в течении года)- это рыночная структура, при которой группа взаимозаменяемых товаров производится большим количеством независимых фирм. Основные черты конкуренции такого типа:
-производимые товары являются несовершенными заменителями друг друга. Это означает, что покупатели способны дифференцировать продукты по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п.;
|
|
-большое количество продавцов, каждый из которых занимает небольшую (но не микроскопическую, как в случае совершенной конкуренции) долю рынка;
-продавцы не считаются с реакцией конкурентов, изменяя свое рыночное поведение. Если какая-то фирма снижает цену, то расширяет свой сбыт за счет большого количества других фирм, каждая из которых теряет при этом немного. Поэтому у конкурентов нет причин менять свою ценовую политику в ответ на действия фирмы;
-отсутствуют серьезные ограничения на вход на рынок и выход с него. При этом вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
Дифференциация продукции —предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Дифференциация товаров может быть основана на:
-физических характеристиках товара;
-месторасположении;
-"мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы,
рекламированием.
Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:
-вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"
-горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.