Освободительное движение в России в первые годы после отмены крепостного права проходило в обстановке общественно-политического подъема, начавшегося в конце 50-х годов XIX в.
Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения выразилось в массовых волнениях весной—летом 1861 г. и произвело сильное впечатление и на правительство, и на все общественные круги, которые считали вполне реальным повторение новой волны крестьянского протеста весной 1863 г., когда минет указанный в Манифесте 19 февраля 1861 г. двухлетний срок введения в действие законов об отмене крепостного права, и крестьяне окажутся обманутыми в своих ожиданиях "новой воли". Революционные демократы верили в возможность и близость народной революции, готовили себя к ней и надеялись ее возглавить.
16 апреля 1861 г. студенты Казанского университета и Духовной академии организовали панихиду по убитым крестьянам с. Бездны. В кладбищенской церкви Казани собралось около 400 человек. Перед собравшимися выступил профессор университета, видный историк А. П. Щапов. Он произнес страстную речь в защиту угнетенного народа, воздал должное крестьянским мученикам и закончил ее словами: "Да здравствует демократическая конституция!" Щапов был арестован, отстранен от преподавания, а Священный Синод постановил "подвергнуть вразумлению и увещеванию в монастыре". Однако под давлением протеста общественности Александр II отменил решение Синода. Щапову разрешили проживание в Петербурге под надзором полиции. В 1864 г. он "за связь с лондонскими пропагандистами" (А. И. Герценом и Н. П. Огаревым) был выслан в Сибирь (умер в 1864 г. в Иркутске).
|
|
Манифест об освобождении крестьян сначала был восторженно воспринят А. И. Герценом. "Александр II сделал много, очень много; его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников... — писал Герцен в "Колоколе", — мы приветствуем его именем Освободителя". Однако до Герцена дошли вести о расправе флигель-адъютантов А. С. Апраксина и А. М. Дренякина над восставшими безоружными крестьянами Бездны и Кандеевки. Он откликнулся серией гневных статей в "Колоколе" под характерными
названиями: "12 апреля 1861 года. Апраксинские убийства", "Русская кровь льется", "Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ". Н. П. Огарев поместил в "Колоколе" подробный критический анализ царской реформы под выразительным названием "Разбор нового крепостного права, обнародованного 19 февраля 1861 года в Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", в конце которого сделал вывод: "Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут".
|
|
15 августа 1861 г. в III отделение попала прокламация "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон". В ней в доступной крестьянам форме разъяснялся грабительский смысл реформы 1861 г. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю, ибо он заодно с помещиками, призывала крестьян избегать разрозненных бунтов и готовиться к организованному выступлению: "Что толку-то, ежели в одном селе булгу поднять, когда в других селах готовности нет? Это значит только дело портить, да себя губить". А вот "когда приготовленность будет", говорилось в прокламации, то крестьянам их "доброжелатели" пришлют "объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать".
Прокламацию передал властям предатель Всеволод Костомаров, которому было поручено напечатать ее в подпольной московской типографии. Таким образом попытка ее распространения была пресечена в самом начале. В конце мая 1862 г. Вс. Костомаров дал устное показание в Московской следственной комиссии, в котором указал на Н. Г. Чернышевского как на вероятного автора прокламации. Об этом показании был поставлен в известность сам Александр П. 5 июля 1862 г. Чернышевский был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. Два года велось следствие. Чернышевский категорически отрицал свою причастность к составлению прокламации. Обвинение его в авторстве прокламации строилось на подложных уликах и не было юридически доказано (авторство Чернышевского до сих пор остается под сомнением). Тем не менее царский суд приговорил Чернышевского к 14 годам каторги, сокращенной по конфирмации (утверждению) царя наполовину, с последующим пожизненным поселением в Сибири. 19 мая 1864 г. на Мытнинской площади Петербурга состоялся унизительный "обряд гражданской казни". Чернышевский на четверть часа был выставлен к "позорному столбу", после чего царский чиновник преломил шпагу над его головой в знак "лишения всех прав состояния". Чернышевский был сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири. По истечении срока каторги его отправили в самое глухое место Сибири Вилюйск. Русские революционеры неоднократно предпринимали попытки освободить Чернышевского из сибирской ссылки. В 1883 г. Чернышевский был переведен "на жительство" в Астрахань под наблюдение полиции, а затем в 1889 г. (за несколько месяцев до смерти) — на родину в Саратов.
Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабительскую сущность крестьянской реформы в написанной им в 1862 г. статье "Письма без адреса" (по смыслу их текста они адресовались Александру II). Статья была предназначена для "Современника", но публикацию ее запретила цензура.
В 1861 г. появились другие прокламации. В июле в лондонской типографии Герцена была напечатана, а затем отправлена в Россию прокламация "К молодому поколению", автором которой был сотрудник "Современника" Н. В. Шелгунов. В составлении прокламации принимал участие и поэт-переводчик М. И. Михайлов. Авторы прокламации обращались к радикально настроенной интеллигенции, прежде всего к студенчеству. В ней в острой форме критиковалась крестьянская реформа и вся политика правительства, выдвигалась программа первоочередных преобразований: создание выборных органов управления, введение свободы слова, равенства всех перед законом, гласного суда, развитие самоуправления, сохранение общинного владения землей. Прокламация призывала молодежь к развертыванию революционной пропаганды в народе и армии, к организации кружков и выдвижению вожаков, "способных на все". Власти не смогли установить авторство Шелгунова. По делу об этой прокламации был осужден на 6 лет каторги Михайлов (умерший в 1865 г. от чахотки в Сибири).
|
|
В июне—октябре 1861 г. появились три номера "Великорусса" — первого нелегального периодического органа в России (последний, четвертый, вышел в 1863 г.), издаваемого кружком "Великорусе". Все его номера затем перепечатывались в "Колоколе" Герцена. "Великорусе" придерживался умеренных взглядов и был адресован к "образованным классам", т. е. ко всем оппозиционным течениям в России — от революционных демократов до представителей либерально-помещичьей оппозиции. К изданию "Великорусса" были причастны сотрудник "Современника" В. А. Обручев и друг Герцена ученый-химик В. Ф. Лугинин. "Великорусе" подвергал критике реформу 1861 г., требовал возвратить крестьянам отрезки от их наделов, а выкуп земли возложить "на счет нации". Он выступал за свободу печати и вероисповедания, ликвидацию сословных привилегий, признание "прав национальностей" — в первую очередь, предоставление независимости Польше. "Великорусе" предлагал начать с кампании подачи адресов царю с требованием созыва свободно выбранных представителей для выработки конституции, далее приступить к широкой пропаганде и созданию на местах конспиративных кружков ("комитетов").
Студенческие волнения. Распространение прокламаций. Значительным фактором общественного движения начала 60-х годов явились студенческие волнения осенью 1861 г. Поводом к ним послужили изданные правительством в июле 1861 г. "Временные правила", которые усиливали надзор за студентами и ограничивали доступ в университеты разночинцам. Начавшиеся в сен-
тябре 1861 г. в Петербурге волнения в октябре перекинулись в Москву, Казань и в другие университетские города. Массовая уличная демонстрация студентов Петербургского университета была разогнана полицией, сотни студентов препровождены в Петропавловскую крепость. В защиту студентов выступили передовые профессора университета, среди них Н. И. Костомаров и П. В. Павлов, подвергшиеся за это правительственным гонениям. В Москве студенческая демонстрация закончилась избиением ее участников полицией и арестами. Ответом правительства на выступления студентов в Петербурге, Москве и Казани явилось временное закрытие университетов. Герцен на страницах "Колокола" обратился к студенчеству с призывом "идти в народ". Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влиянием правительство приступило к разработке университетской реформы.
|
|
1861—1863 гг. называют также "прокламационным периодом" в освободительном движении. Наиболее значительное количество прокламаций распространилось весной-летом 1862 г.: "К крестьянам", "К солдатам", "К народу", "К офицерам", "К образованным классам", "Земская дума" и др. Среди них большое впечатление произвела "Молодая Россия", распространившаяся в мае 1862 г. в Петербурге. Автором ее был московский студент П. Г. Заичневский — руководитель подпольного студенческого кружка. Заичневский написал ее, находясь в заключении за издание нелегальных брошюр. Прокламация представляет интерес как выражение экстремистского направления в русском освободительном движении, которое затем получит свое развитие в нечаевщине, русском бланкизме, в теории и практике крайне левых, "максималистских", организаций конца XIX — начала XX в.
"Молодая Россия" выступала за создание "социальной и демократической республики Русской" в виде "республиканско-федеративного союза областей", составленных из земледельческих общин, за всеобщее избирательное право, выборность всех государственных и судебных органов власти, справедливое распределение налогов, предоставление политических прав женщинам, общественное воспитание детей, национализацию земель, предоставление независимости Польше. "Молодая Россия" подвергла суровой критике и герценовский "Колокол" и "Великорусс", считая их недостаточно радикальными. Она ратовала за "близкую революцию, кровавую и неумолимую", которая призвана коренным образом изменить все основы современного общества, призывала быть последовательнее "не только жалких революционеров [18]48 года, но и великих террористов [17]92 года, пролить,.если потребуется, "втрое больше крови, чем пролито якобинцами в [17]90-х годах". Прокламация высказывалась за установление жесткой революционной диктатуры для подавления возможных контрреволюционных выступлений и введение "в наивозможно скорейшем времени новых основ общественного и экономического быта". Хотя грядущая рево-
люция мыслилась как народная, но инициативу и руководство ею должно взять на себя "молодое поколение", на которое автор прокламации возлагал свою "главную надежду".
Из агитационных воззваний, обращенных непосредственно к крестьянству, заслуживает внимания прокламация "Долго давили вас, братцы... ", изданная в ноябре 1862 г. студентами Казанского ' университета. Цель ее — рассеять надежды крестьян на дарование царем в ближайшее время "новой воли" и убедить их самим
добиваться ее — организованно "подняться за святое дело, за волю вольную".
Характерным явлением в России в начале 60-х годов было распространение нигилизма. Нигилизм как направление общественной мысли возникает в кризисные моменты общественно-политической жизни страны, ломки ее общественных устоев. Ему присущи гипертрофированное сомнение в общепринятых ценностях, их отрицание (идеалов, формы общественной жизни, ее моральных норм и эстетических принципов), абсолютизация индивидуального начала.
Наиболее видным представителем нигилизма в России тех лет считается талантливый публицист и литературный критик Д. И. Писарев. Основную силу переустройства общества он видел в деятельности "критически мыслящих реалистов", вооруженных последними достижениями науки. Большую роль Писарев придавал просвещению народных масс, в особенности популяризации среди них материализма и естествознания. Писарев оказал значительное влияние на русских народников, хотя сам и не был народником. Себя он не называл нигилистом. Впервые этот термин ввел И. С. Тургенев в романе "Отцы и дети", в котором воплощен образ "русского нигилиста" начала 60-х годов.
В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация "Земля и воля". Она представляла собой своеобразную "федерацию" объединившихся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших действовать самостоятельно. О ее создании еще в мае-июне 1861 г. договорились ближайшие друзья Герцена и Огарева — братья Александр и Николай Серно-Соловьвичи, Николай Обручев, Александр Слепцов и Александр Путята. Идею создания "Земли и воли" активно поддержал Н. Г. Чернышевский, а Герцен и Огарев оказывали ей всяческую помощь как в своих печатных изданиях, так и организацией сбора денежных средств. Программным документом "Земли и воли" стала опубликованная в "Колоколе" 1 июля 1861 г. статья Н. П. Огарева "Что нужно народу?" (затем перепечатанная в виде прокламации). На поставленный в заглавии вопрос Огарев отвечал: "Очень просто, народу нужна земля и воля". Так возникло название тайной организации. Изложенная в статье программа, рассчитанная на сплоче-
ние всех оппозиционных сил, носила умеренный характер. В ней выдвигались следующие требования: передача крестьянам земли (и даже прирезки к недостаточным наделам), которой они владели до реформы, замена правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, избрание центрального народного представительства, сокращение расходов на войско и на царский двор. Помещики получают от казны вознаграждение за уступаемую ими крестьянам землю. Основным средством воздействия на крестьян должна была стать пропаганда, но в дальнейшем предусматривались и активные действия. Крестьянству предлагалось "сближаться с войском,... молча собираться с силами... чтоб можно было умно, твердо, спокойно, дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую".
В "Землю и волю" вошли кружок "Великорусе", Харьковско-Киевское тайное общество, возникшее еще в 1858 г., Казанское и Пермское революционные общества, "комитеты" Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов, а позднее — военная организация "Комитет русских офицеров в Польше" во главе с А. А. Потебней. Всего в "Земле и воле" насчитывалось, как полагают, до 400 членов. В конце 1862 г. был образован ее руководящий центр — "Русский центральный народный комитет", находившийся в Петербурге. Комитет составили инициаторы создания "Земли и воли", затем к руководству пришли Н. И. Утин и Г. Е. Благосветлов. В 1863 г. организация выпустила два номера своей нелегальной газеты "Свобода", а также ряд воззваний и прокламаций (все их Герцен перепечатал в "Колоколе").
Деятельность "Земли и воли" была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию, которое, как уже говорилось, ожидали к весне 1863 г. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Предполагалось предъявить императору требование созвать всесословный Земский собор, а в случае отказа — приступить к решительным действиям, опираясь на крестьянское восстание.
Когда надежды на него не сбылись, в деятельности "Земли и воли" на первое место выдвинулась связанная с -начавшимся в январе 1863 г. польским восстанием задача координации сил русских и польских революционеров. Но к этому времени в "Земле и воле" возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством. Лишь немногие ее члены подверглись арестам, но не по причине принадлежности к ней, а по обвинению в связях с "лондонскими пропагандистами".
Либерально-оппозиционные выступления В начале 60-х годов происходили и либерально-оппозиционные выступления, среди которых наиболее значительным явилась акция тверских либералов во главе с губернским предводителем дворянства А. М. Унков-
ским. Собравшийся в декабре 1861 г. съезд тверских мировых посредников заявил, что "законоположение 19 февраля не удовлетворило народных потребностей", и высказался за немедленный обязательный выкуп крестьянских наделов при содействии государства, за ликвидацию сословных привилегий дворянства и слияние сословий, введение независимого суда и гласности в управлении, за преобразование финансовой системы. Эти требования были изложены в составленном 3 февраля 1862 г. "Всеподданнейшем адресе", который был подписан 112 дворянами Тверской губернии, в том числе губернским и 9 уездными предводителями дворянства, и направлен Александру II. Одновременно мировые посредники Тверской губернии объявили о решении руководствоваться в своей деятельности постановлениями губернского дворянского съезда. "Адрес" вызвал сильное недовольство Александра II. 22 февраля 1862 г. он приказал тринадцать инициаторов его составления — мировых посредников и председателей уездных мировых съездов — заключить в Петропавловскую крепость на два года (через несколько месяцев они были освобождены, но отданы под надзор полиции). Выступление тверских либералов нашло отклик среди либерального меньшинства калужского, воронежского, московского, рязанского и тульского дворянства.
Направлением "культурного консерватизма" в общественно-литературной жизни России начала 60-х годов являлось так называемое "почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах "Время" (1861 — 1863) и "Эпоха" (1864 — 1865), издаваемых Н. Н. Страховым и братьями М. М. и Ф. М. Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А. А. Григорьев, сотрудничавший в этих журналах.
Почвенники проповедовали идею самоценности русского народа ("почвы") и рассматривали его как "воплощение добродетели". Говоря о "разрыве" между "образованным обществом" и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Противопоставление как чуждых друг другу русской и европейской культур, проповедь идеи особой миссии русского православного народа, призванного "спасти человечество и дать новые формы жизни и искусства", сближали почвенников со славянофилами.