Закрепощение крестьян

 

Переход к принудительным заготовкам. Зимой 1927/28 года в СССР разразился кризис в области заготовки зерна. Дело в том, что низкие закупочные цены не стимулировали продажу его излишков. Крестьянам выгоднее было выращивать технические культуры, а зерном кормить домашний скот. Поэтому власти снова ввели продразвёрстку. В 1928 году они отобрали у беларуских крестьян в 3,5 раза больше зерна, чем в предыдущем. Но следующей зимой трудности с заготовками повторились. Опять пришлось использовать продразверстку.

Первая попытка сплошной коллективизации. Сталинское руководство решило форсировать коллективизацию крестьянских хозяйств, объявленную ещё в 1927 году. Цель её заключалась в том, чтобы лишить крестьян хозяйственной самостоятельности, превратить их в послушных государству сельхозрабочих. В соответствии с приказом Москвы январский (1930 г.) Пленум ЦК КП(б)Б принял обязательство завершить сплошную коллективизацию до конца 1931 года. Но уже в феврале того же года Бюро ЦК КП(б)Б, в ответ на призыв Москвы, приняло решение об ускорении коллективизации.

В деревни отправились тысячи уполномоченных, на городских предприятиях создавали специальные бригады помощи коллективизации. За три месяца большевики загнали в колхозы свыше 430 тысяч беларуских хозяйств, что составило 58 % от их общего числа. При этом производилось полное обобществление имущества. Местные большевики арестовывали крестьян, отказывавшихся вступать в колхозы, конфисковывали их имущество, а людей высылали на Север или в Сибирь.

Антиколхозные восстания. Крестьяне ответили стихийным вооружённым сопротивлением. С января до середины апреля 1930 года таких выступлений в БССР произошло более 500. Повстанцы громили колхозы, забирали отнятое у них добро, убивали коммунистов и их пособников, защищали от насилия так называемых «кулаков». Крестьяне резали на мясо скотину, перемалывали зерно в муку чтобы ничего не досталось колхозам. К маю 1930 года поголовье лошадей, коров и свиней сократилось на четверть. В марте 1930 года крестьяне Бешенковичского района Витебского округа (до 500 человек) направились к райцентру чтобы пожаловаться на невыполнение сталинского приказа об упразднении колхозов, но были встречены пулями.

2 марта 1930 года Сталину пришлось публично осудить чрезмерное рвение своих соратников по всей стране, чтобы избежать новой гражданской войны. Кроме того, беларуские большевики опасались, что в случае крестьянского восстания его поддержит Польша.

Ощутив послабление, почти все колхозники Беларуси до августа 1930 года вернулись к единоличной жизни. Большинство колхозов развалилось.

Вторая волна коллективизации. В 1931 году большевики снова начали проводить коллективизацию, только ещё более жестокими методами. Зажиточных крестьян («кулаков» и «середняков») вместе с семьями вывозили на Урал, в Сибирь и Казахстан. Конфискованное у них имущество чаще всего разворовывало руководство колхозов и районов.

Более бедных противников колхозной жизни изолировали: лишали наделов в колхозных деревнях и давали им другие, за пределами колхозных полей. Если же земли не хватало, бедняков переселяли в своеобразные концлагеря. Тех, кто сопротивлялся, без следствия и суда по решению «троек» (секретарь райкома партии, председатель исполкома райсовета, начальник райотдела ГПУ) отправляли в тюрьмы или расстреливали. Путем жесточайшего насилия и произвола большевикам удалось до начала 1932 года загнать в колхозы более половины хозяйств. Число «раскулаченных» (разоренных) крестьянских дворов в ряде районов доходило до 10–20 %, тогда как зажиточные крестьяне в беларуской деревне составляли перед коллективизацией всего 1,5 %. Из 800 тысяч крестьянских хозяйств БССР было уничтожено около 95,5 тысяч (12 %).

Колхозные заработки не кормили крестьян, сколько бы трудодней они не имели. Людей возмущали колхозные нравы — бесхозяйственность, уравниловка, воровство. Назначаемые районным начальством председатели колхозов чувствовали себя «князьями»: издевались над людьми, избивали, штрафовали, арестовывали, срывали со стен иконы, закрывали церкви, не давали коней для обработки приусадебных участков. И колхозники пахали на себе. Особенно свирепствовали так называемые «25-тысячники», рабочие, присланные из России вводить колхозные порядки. В 1931 году местным властям в БССР пришлось даже отдать под суд 65 этих «посланцев российского пролетариата» за чересчур далеко зашедшие злоупотребления.

Провал коллективизации. Принудительная коллективизация закономерно обернулась кризисом сельского хозяйства. В 1932 году резко сократилось поголовье скота, общее производство сельскохозяйственной продукции уменьшилось более чем на 25 % по сравнению с 1926 годом. Беларуские крестьяне стали питаться хуже, чем в годы НЭПа.

Государственные цены на зерно и другие продукты не компенсировали расходов на их производство. Они были в 10–12 раз ниже рыночных. С начала 1932 года голод охватил Ельский, Наровлянский. Туровский, Гомельский и некоторые другие районы юга Беларуси. Сотни беларуских сельчан умирали голодной смертью, а зерно тем временем увозили на экспорт. Из Туровского района колхозники писали: «Если не поможете, придется съесть своих детей». Но, несмотря на явный провал политики коллективизации, большевистское руководство проводило её самыми жестокими методами.

Многие колхозники снова становились единоличниками, хотя местные власти буквально давили их невыносимыми налогами, за невыплату которых угрожала конфискация имущества. Были случаи, когда большевики в домах бедняков-единоличников снимали с хозяев передники, рубахи и брюки. Но и это не помогало. От «голодомора», подобного украинскому, беларусов спасла картошка. Её на экспорт не отправляли, поэтому кое-как с помощью «бульбы» удавалось выжить.

Именно тогда, в 1932 году, был принят печально известный закон «о пяти колосках», позволявший бросать в лагеря на 10 лет голодных крестьян лишь за то, что они подбирали колосья, оставшиеся на колхозных полях после уборки. По этому закону в БССР только за два года (в 1933–34 гг.) осудили свыше 10 тысяч человек!

Беларуские крестьяне убегали в города, в Сибирь, на Северный Кавказ, где жилось немного легче. Чтобы колхозники не разбежались совсем, в 1932 году в СССР ввели паспортную систему с пропиской по месту жительства. Отныне никто из сельчан под угрозой тюрьмы не мог оставить место жительства без паспорта, который сельским жителям не выдавали. Так большевистское государство на 35 лет превратило крестьян в своих крепостных рабов.

Отмечались случаи бегства крестьян на польскую сторону. Они семьями бежали из социалистического «рая», чтобы не умереть с голода и не попасть в лагеря. Желание покинуть БССР высказывали крестьяне латышской, литовской и немецкой национальностей. В ответ власти усилили пограничные заставы, создали конные отряды, патрулировавшие границу.

Только к концу 1934 года большевикам удалось более или менее закрепить колхозные порядки в деревне. Но и на шестом году коллективизации сопротивление советским властям не утихало. Например, в Чаусском районе появились партизанские отряды, уничтожавшие колхозы и раздававшие их имущество единоличникам. В 1937 году в лесу у деревни Паньковская Буда Костюковичского района появились рукописные листовки с призывом «Бей угнетателей крестьянства — большевиков!». Фактически с самого начала коллективизации беларуское крестьянство постоянно вело явную и скрытую борьбу против большевистских властей.

Борьба с хуторянами-единоличниками. К концу 1937 года в БССР было коллективизировано 87 % крестьянских хозяйств, меньше, чем в целом по СССР. Тогда, чтобы принудить единоличников вступать в колхозы, в 1937–39 гг. раскулачивание дополнили ликвидацией хуторов. Большинство крестьян отказывалось переселяться в деревни. Не помогали ни уговоры, ни льготы, ни кредиты на новое строительство. В таких случаях их вывозили принудительно, а все строения на хуторах уничтожали, чтобы не было куда возвращаться. За 1937–40 гг. около 200 тысяч хуторских хозяйств было переведено на центральные усадьбы.

Ухоженные хуторские земли заросли бурьяном. На новом месте только половина хуторян получила жилье, остальные долго жили в сараях или землянках. Так значительная часть беларуских крестьян потеряла свою «малую Родину». Истребление хуторов подрывало корни беларуской народной культуры. Но и переселение не заставило большинство хуторян-единоличников вступить в колхозы.

Становление колхозного крепостничества. Хуторяне не покорялись, но репрессии всё же принудили пойти в колхозы основную массу единоличников. К концу второй пятилетки (1937 г.) в их руках осталось только около 5 % посевных площадей республики. А коллективные хозяйства начали задыхаться от излишка рабочей силы. Тогда «лишних» крестьян в вагонах-«телятниках» по разнарядкам, спускавшимся «сверху», стали вывозить на сталинские стройки и малозаселенные земли, в том числе в опустошённую голодом 1933 года Одесскую область. В 1938–40 гг. ежегодно из БССР вывозили более 130 тысяч человек. Некоторая часть вывезенных самовольно возвращалась на родину, но совсем нищими.

Колхозы держались исключительно за счет дармового физического труда крестьян. Даже в 1938 году колхозники пахали преимущественно вручную (79 % обрабатываемой земли), сеяли (85 %), собирали зерно (98 %), молотили (55 %).

Чтобы ещё больше усилить экономическую зависимость крестьян от государства, в 1939 году было проведено измерение приусадебных участков колхозников и единоличников с целью обрезки «излишков». А налоговый пресс усиливался. Так, в мае 1941 года вышел приказ об обязательной сдаче государству каждым крестьянским двором молока, мяса, картофеля, овощей, овечьей шерсти и сена. Сами колхозы с заготовкой продуктов не справлялись.

Не миновал деревню и политический террор. Крестьян польской, латышской, литовской и немецкой национальностей обвиняли в шпионаже. За выступления против коллективизации колхозников и деревенскую интеллигенцию судили и высылали следом за «кулаками». Кроме того, «контрреволюционные организации» чекисты фабриковали специально, чтобы поддерживать среди колхозников «трудовую дисциплину», а все провалы колхозного хозяйствования списывать на «врагов народа», «троцкистов», «вредителей», «шпионов» и «диверсантов».

Коллективизация — трагедия беларуского народа. В результате коллективизации произошла беспрецедентная по своим результатам деформация социальной и экономической структуры беларуской деревни. Исчез весь слой наиболее трудолюбивых и умелых земледельцев. Одних убили, других сослали, третьи сбежали в города или в иные регионы. За 30-е годы беларуская деревня потеряла около миллиона жителей! А остальных начала развращать система коллективной безответственности и всё, что было связано с ней: безынициативность, бесхозяйственность, злоупотребление алкоголем. Именно коллективизацией большевики нанесли смертельный удар крестьянской беларуской нации.

 

«Культурная революция»

 

Большевистская система образования. В 30-е годы вся система образования насквозь идеологизировалась. С 1929/30 учебного года в БССР ввели всеобщее обязательное начальное образование для детей от 8 до 11 лет. А в 1934 году в СССР была создана единая структура общеобразовательных школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Организовывалась система профессиональных школ. Главной причиной тому послужило развертывание многомиллионной армии. Современную технику могли освоить только грамотные люди.

Но эти новшества не обеспечивались материально. Не хватало школьных зданий, тетрадей, учебников (к тому же многие учебники были запрещены, так как их авторов объявили «вредителями», «врагами народа»). Учителям по три месяца не платили зарплату, некоторые не могли ходить на работу в школу потому, что были разуты и раздеты в прямом смысле слова. Всеобщее обязательное начальное обучение имело формальный характер. Так, среди призывников Добрушского района в 1938 году было выявлено более 22 % фактически неграмотных.

В 30-е годы были созданы учительские институты в Минске, Гомеле, Могилёве, Витебске, Рогачёве и сеть педагогических техникумов. Несколько специализированных учебных институтов открылись в Минске: медицинский (1931), народного хозяйства и политехнический (1932). Все они находились под пристальным наблюдением органов ГПУ-НКВД.

В 1932 году из 6984 школ 6269 (89,8 %) вели обучение на беларуском языке. Но их учителя с 1936 года проходили аттестацию на преданность коммунистическому режиму. Ненадежных увольняли либо арестовывали, на остальных заводили дела, чтобы держать в страхе. Так, в 1938 году компромат имелся на 49 из 83 преподавателей Минского пединститута (59 %), на 266 из 1057 учителей минских школ (25,2 %).

Между тем, выпуски пединститутов и педтехникумов далеко не удовлетворяли потребности народного образования. Поэтому высшее образование имели не более 7 % учителей БССР. Евдокия Уралова, приехавшая из России и назначенная в 1938 году народным комиссаром просвещения БССР, имела только начальное образование! Аресты нацдемов привели к тому, что во многих городских школах не осталось ни одного учителя беларуского языка и литературы.

Русификация. Политика «слияния языков и культур» народов СССР началась после XVI съезда партии (1930 г.). Уже в плане изданий Белгосиздата на 1935 год тираж учебников на русском языке составил 230 тысяч экземпляров, тогда как на беларуском языке — 119,5 тысяч. Беларусизация если и поддерживалась, то исключительно ради борьбы с польским влиянием. Польские и еврейские школы превращались в беларуские, так как последние легче было русифицировать. Незаинтересованность в изучении беларуского языка усиливало то обстоятельство, что к концу 30-х годов все 22 высших учебных заведения и почти все 95 техникумов БССР перешли на русский язык обучения.

В 1933 году коммунистическое руководство Беларуси издало декрет о реформе беларуского языка. Но все изменения и упрощения производились не ради совершенствования правописания, повышения авторитета беларуского языка, а с целью приближения его к русскому. Искусственно созданная близость позже (после войны) стала действенным средством русификации беларусов.

С сентября 1938 года изучение русского языка было введено с первого класса. В 1940/41 учебном году в большинстве городских школ беларуский язык употреблялся только в I–IV классах. В учебных заведениях и государственных учреждениях уничтожались картины, гравюры, статуи, бюсты, барельефы, изображавшие Франциска Скорину и Константина Калиновского.

Были ликвидированы все формы территориально-культурной автономии национальных меньшинств. В Минске был закрыт известный на весь СССР центр еврейской культуры.

Насилие над писателями. Тяжёлые испытания выпали на долю беларуских литераторов. Их аресты начались с 1930 года. В 1932 году журнал «Маладняк» не имел своего помещения, а в редакции газеты «Літаратура i мастацтва» («Литература и искусство») не было даже стола. По 3–4 месяца не выплачивались авторские гонорары. Литературные журналы тоже ждали очереди в типографиях по 3–4 месяца. Молодые литераторы жаловались в ЦК КП(б)Б, что за 1932 год власти выделили на всю писательскую организацию талон на приобретение всего одних брюк! В 1932 году большевики фактически проигнорировали 50-летний юбилей Янки Купалы.

В 1934 году взамен прежних литературных объединений был создан Союз советских писателей Беларуси. Для того, чтобы его руководители охотнее подчинялись партийным директивам, им открыли доступ в правительственный распределитель (с той же целью позже организовали союзы композиторов, художников, архитекторов). Тяжёлая атмосфера воцарилась в среде беларуских писателей и поэтов. Не прекращалась травля Янки Купалы и его единомышленников. Были отстранены от участия в общественно-литературной жизни Якуб Колас и Змитрок Бядуля. Молодёжь публично присягала на верность компартии, что не спасло её от репрессий в 1937–38 гг. Имели место взаимные публичные обвинения и многочисленные тайные доносы.

Набрали силу голоса воинствующих большевистских критиков, выступавших в печати с политическими разоблачениями «врагов народа» среди писателей и поэтов. Позже эти разгромные статьи послужили поводами для арестов. Историческую тематику большевики объявили националистической.

За 10 лет, с 1931 по 1941 год, в сталинские застенки и концлагеря попали более 60 % беларуских литераторов, состоявших в то время в Союзе писателей. Из них после войны вернулись домой только 20!

Театры под наблюдением. Наступление на беларуское театральное искусство началось с театральной дискуссии 1928 года. Под обстрел попала статья Т. Глыбоцкого (псевдоним молодого поэта А. Дайлидовича, более известного под псевдонимом Алесь Дударь) о самобытности беларуского театрального искусства. Автора обвинили в попытке отрыва беларуской театральной культуры от русской. Заодно досталось руководителю Главного управления искусств Д. Жилуновичу за то, что он «не защитил линию партии».

В 1932 году в БССР было 16 театров, в том числе еврейский, польский и русский. Но от них всё более категорично требовали дублировать московский репертуар. В 1938 году большевики закрыли Гомельский государственный драмтеатр, а его руководителя, известного артиста, режиссера и драматурга Владислава Голубка, первого народного артиста БСР, бросили в тюрьму и позже расстреляли. Та же судьба постигла художественного руководителя еврейского театра Михаила Рафальского.

Война с религией. Коммунисты начисто разорили в Беларуси православную церковь. Из 1445 дореволюционных церквей летом 1938 года действовали только две — в Орше и Мозыре. В соответствии с официальной идеологией атеизма, закрепленной в конституции 1936 года, церкви переделывали в клубы, амбары, склады. За 1937 год и первую половину 1938 были арестованы 3247 верующих, в том числе 400 священников и монахов, 5 архиепископов и митрополит. Беларускую православную автокефальную церковь объявили шпионско-повстанческой организацией, а всех её священников (во главе с архиепископом Афанасием Вечерко) — «врагами народа». В тот же период попали в лагеря около 860 сектантов и 58 гомельских староверов. Что до католической церкви, то её разгромили ещё в 20-е годы. По всему СССР создавались структуры «Союза воинствующих безбожников» с целью пропаганды атеизма.

Но религия осталась фактически единственной формой народного протеста. Например, православные сектанты-молчальники Лепельского и Туровского районов не разговаривали с представителями советской власти, бойкотировали выборы, колхозы и переписи населения. В 1937 году в Шкловском, Дрыбинском, Чаусском районах развернулось массовое движение за возвращение захваченных властями церквей: 90 тысяч верующих поставили подписи под письмом с требованием открыть храмы. Позже 24 тысячи из тех, кто подписался, были арестованы.

Беларуское под арестом. К концу 30-х годов процесс культурного строительства в советской Беларуси окончательно попал под контроль большевистского руководства Москвы и далее уже не мог осуществляться согласно национальным традициям. Если под властью Польши национальные деятели Западной Беларуси ещё боролись за свое право на самобытность, то в БССР, в условиях жестокого сталинского режима, они отрекались от своих идеалов во имя социализма и скромного личного благополучия, всецело определявшегося степенью покорности партийной администрации.

Таким образом, в 1921–39 гг. на долю жителей Беларуси выпали тяжёлые испытания. Разъединение беларуской нации между Россией и Польшей, казалось бы, неуклонно приближало её кончину. Но, вопреки формальной логике, именно после того как народ разделили на две части, он осознал, наконец, свою общность.

Способствовала тому и политика беларусизации в БССР, а также идеологическая подготовка СССР к войне с Польшей. Советская пропаганда постоянно внушала жителям восточной Беларуси, что на западе живут их братья, страдающие под гнетом польской буржуазии и помещиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: