Вопрос 23. Интервью в количественном социологическом исследовании

Интервью относится к опросным методам социологического исследования. Интервью – проводимая по особому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов респондента производится либо интервьюером (его ассистентом) либо записывается на диктофон. Метод интервью очень популярен сейчас в социологической практике. Это объясняется, прежде всего, его универсальностью: с его помощью можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем изучаемых людей, а также субъективную (о мире их сознания) и поведенческую информацию.

Сегодня можно выделит ряд «бесспорных» классификаций, созданных по следующим критериям:

1. По способу организации, интервью бывают индивидуальные, где источником информации выступает индивид, и групповые, когда одновременно опрашивается группа людей;

2. По характеру общения выделяют непосредственное «очное» и телефонное интервью, где общение опосредованно техникой;

3. специфика источника информации. Здесь можно выделить интервью с массовым респондентом и интервью с экспертом;

4. Особенности процедуры интервью. По этому критерию выделяется интервью интенсивное (глубинное) и фокусированное. Глубинное интервью - определить по возможности весь спектр оценок, смыслов, обстоятельств, связанных у респондентов с изучаемым явлением. Дополнительно задаются открытые вопросы, уточняющие. В самом общем виде фокусированное интервью предполагает анализ переживаний людей по поводу тех или иных явлений, событий, участниками которых они были.

5. степень формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий. Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования. Формализация придание вопросам определенного облика. Высокая степень формализации означает использование закрытых вопросов с готовыми ответами. Стандартизация – это установление связи между элементами интервью: вопросами, темами.

В количественном социологическом исследовании используются следующие виды интервью:

· Стандартизированное (формализованное) интервью – характеризуется высокой степенью формализации; вопросы представлены в закрытой форме. Стандартизированное интервью предполагает такое поведение интервьюера, при котором он играет ведущую роль.

· Индивидуальное;

· Групповое;

· Непосредственное «очное»;

· Телефонное интервью – синтез анкетирования и интервьюирования, используемый в рамках одного города;

· Экспертное интервью;

· Интервью с массовым респондентом.

Выборка: проводится на базе статистических критериев, применяемых в массовых опросах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: