Вопрос 25. Экспертный опрос в социологическом исследовании

Экспертный опрос – разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей – эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования. Основное назначение: выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов благодаря использованию знаний и опыта экспертов. При опросе экспертов нужно дать четкое обоснование необходимости применения соответствующей методике экспертного опроса. Тщательность подбора экспертов: обязательная оценка их компетентности. Учет факторов, влияющих на суждения эксперта. Данные экспертного опроса носят субъективный характер, а потому желательно их сопоставление с объективной информацией об объекте, полученной другими методами. Опрос экспертов не является анонимным, при этом необходимо заранее сообщить респонденту тему исследования.

Виды ЭО:

v Обычный опрос в письменном виде (в форме анонимного анкетирования). Применяется, если в качестве экспертов выступают люди, имеющие опыт какой-либо жизненной ситуации.

v Многоступенчатый опрос – вопросы располагаются по степени нарастания сложности.

v Заочные виды опросов экспертов включают письменный сбор мнений при помощи опросных листов. Могут содержать от 50 до 90% открытых вопросов.

v Формализованный опрос экспертов – все вопросы в анкете закрытые. Требуется от социолога глубокое изучение проблемы.

v Метод независимых характеристик предполагает комплексное исследование источников информации. В качестве этих источников может выступать статистика, публикации в СМИ, официальные отчёты, доклады; и на фоне этих данных применяются результаты опросы экспертов.

v «Дельфийский» метод – письменный опрос экспертов, мнения которых различаются. Для принятия управленческих решений. Сначала проводят опрос экспертов, выявляют крайние и средние оценки, знакомят экспертов с результатами опроса, а потом повторяют опрос экспертов. Процедуру осуществляют несколько раз. Цель: достижение согласия между экспертами (100% согласие - не обязательно).

v Метод мозговой атаки.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: