1. Место и роль Интернета в современной массовой культуре.
2. Проблема «Восток – Запад»: противостояние или диалог культур?
3. Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепции О.Шпенглера и Н.Бердяева.
4. Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
5. Техника и наука: эволюция взаимоотношений.
6. Наука и религия как символические модели мира.
7. Специфика соотношения религии и науки в рамках христианства, буддизма, исла-ма.
8. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги-и-Гассета.
9. Художественная и научная картины мира.
10. Символика и символизм в культуре.
11. Концепция семиосферы Ю. Лотмана.
12. Символика цвета в различных культурах.
13. Концепция локально – исторических типов культур Н. Я. Данилевского.
14. Теория игровой культуры Й. Хейзинги.
15. Культура в различных сферах духовной жизни (культура и наука, культура и рели-гия, культура и искусство и др.).
16. Элитарные и неэлитарные формы культуры.
17. Проблема сохранения культурного наследия в современной России.
18. Культы и обряды первобытного общества.
19. Художественная культура в эпоху первобытности.
20. Религии Древнего Египта и Междуречья: сходство и отличие.
21. Мир средневекового человека: социальные связи, отношение к труду, семья.
22. Образ рыцаря в художественной культуре Средневековья.
23. Роль университетов в средневековой западноевропейской культуре.
24. Гуманистическое содержание общественной мысли эпохи Возрождения.
25. Идейные искания народной Реформации.
26. «Демонология» как феномен европейской культуры раннего Нового времени.
27. Быт и нравы в эпоху Просвещения.
28. Естественнонаучные открытия XVI-XVIII вв. и формирование мировоззрения но-вого времени.
29. Образ романтического героя в западноевропейской художественной традиции.
30. Общество «массового потребления»: критерии и оценки.
31. Символика православного храма.
32. Праздник и повседневность: народный быт Московской Руси.
33. «Евразийство» как концепция самобытного пути России в XX в.
34. Массовая культура ХХ века.
35. Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв.
3.3. Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочной формы обучения
3.3.1. Тематика контрольных работ
1. Г Маркузе о массовой культуре и массовом человеке.
План:
1. Одномерное общество.
2. Одномерный человек
3. Основные черты и особенности массовой культуры.
Литература:
1. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994.
2. Ф. Арьес о смерти как культурологической проблеме.
План:
1. Образ смерти в истории Европы.
2. Современные представления о смерти.
3. Смерть как культурная константа и единица культурологического анализа.
Литература:
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М. 1992
3. Й. Хейзинга и игровая концепция культуры.
План:
1. Природа и значение игры как явления культуры.
2. Игра и состязание как функции формирования культуры.
3. Культура, спорт и игра.
Литература:
1. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М. 1992
4. О. Шпенглер и «Закат Европы».
План:
1. Культуры как организмы.
2. О. Шпенглер о Западной культуре.
3. Проблема цивилизации.
Литература:
1. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1., М., 1993.
5. Культурно-исторические типы Н. Я. Данилевского.
1. Культурно исторические типы и законы их движения.
2. Европа ли Россия?
3. Славянский культурно-исторический тип.
Литература:
1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Терра, 2008
6. Этногенез и культура Л. Гумилева.
1. Этногенез и культурогенез.
2. Фазы и возрасты этносы.
3. Этногенез и культура.
Литература:
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Ленинград, 1990.
7. «Протестантская этика» и ее влияние на развитие американской культуры М. Ве-бера.
1. Концепция идеальных типов.
2. Влиянпие протестантской этики на формирование капиталистической культуры.
3. Протестантская этика и массовая культура.
Литература:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма \\ Вебер М. Избранные произ-ведения. М., 1990
8. Категории средневековой культуры.
1. Пространство и время.
2. Картина мира средневекового человека.
3. Особенности средневековой культуры.
Литература:
1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры М., 1984.
9. Культура XX века и «Футурошок» А. Тоффлера.
1. Современная массовая культуре.
2. Футурошок.
3. Стратегии выживания.
Литература:
1. Тоффлер А. Футурошок С.-Пб, 1997
10. Постижение культуры А. Тойнби.
1. Генезис цивилизаций: возникновение, рост, распад.
2. Концепция «Вызова и Ответа».
3. Контакты цивилизаций в пространстве и времени.
Литература:
1. Тойнби А. Постижение истории М., 1991
3.3.2. Требования к оформлению и критерии оценивания
контрольных работ
Контрольная работа – один из способов самостоятельного освоения учебного мате-риала. Цель контрольной работы состоит не только в том, чтобы продемонстрировать, как усвоены данные на лекциях знания об основных категориях культуры и важнейших куль-турологических теориях, но и в том, чтобы применить их на практике, раскрывая в работе одну из предложенных тем.
При этом у студентов закрепляются навыки работы с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом, они учатся сопоставлять различные точки зрения, анализировать, обобщать, последовательно и логично излагать материалы научных статей, брошюр и монографий.
При подготовке к написанию реферата (контрольной работы) рекомендуется исполь-зовать конспекты лекций и следующие учебные пособия:
1. Платонова Э.Е. "Культурология" М., 2003
2. Кармин А. С., Новикова Е. С. "Культурология". М. – СПб. "Питер". 2004.
Выбор темы: Работа над контрольной начинается с студентом темы, которая будет раскрыта последующим содержанием. Для того чтобы работа не воспринималась фор-мально, тему следует выбирать в соответствии с тем, что показалось наиболее интересным в курсе "Культурология" и соответствует общему направлению интересов студента.
При выборе темы допустимы:
1) выбор темы из предлагаемого преподавателем и утверждённого кафедрой списка.
2) самостоятельный выбор темы.
В последнем случае следует согласовать тему с преподавателем, проводящим занятия в группе. Без согласования контрольная работа считается недействительной.
Оформление контрольной работы:
Ориентировочный объём контрольной работы - не менее 18 страниц.
Следует помнить, что объём - не самоцель, а результат полноценного раскрытия те-мы. Рекомендуется цитирование только наиболее значимых и ёмких фрагментов изучае-мых произведений. Избыточное прямое цитирование может быть поводом для отклонения контрольной работы так же, как и скрытое.
Контрольная работа выполняется:
На компьютере: 12 кеглем с полуторным интервалом.
Рукописью: школьная тетрадь в клетку, ровными строками, средним, разборчивым почерком.
Оформление титульного листа:
1. название учебного заведения.
2. название факультета.
3. название формы обучения
4. наименование кафедры, на которую представляется контрольная работа.
5. название (тема) реферата.
6. фамилию, имя и отчество автора.
7. номер курса и группы.
8. обозначение семестра, учебного года.
9. фамилия, имя, отчество, указание звания и должности преподавателя, проверяю-щего контрольную работу.
Структура контрольной работы:
Содержание контрольной работы должно соответствовать теме и четко ее раскры-вать. Название приводится на титульном листе. Далее, следует "Оглавление" с указанием страниц.
Следует следить за тем, чтобы пропорции между частями работы не нарушались, сохра-нялась последовательность перехода от одной мысли к другой, не нарушалась логика из-ложения. Заканчивается контрольная работа заключением, в котором содержатся общие выводы автора по теме контрольной работы в целом.
Выполненный черновой вариант контрольной работы необходимо тщательно отредакти-ровать: выверить цитаты и цифровые данные, сверить ссылки на источники, исправить ошибки, опечатки, стилистические погрешности. устранить повторения и т.п. После этого текст можно переписывать набело, строго соблюдая соответствующие правила оформления контрольной работы.
В "Введении" автор должен подробно описать сформулированную в теме проблему, обосновать ее актуальность и те способы, которыми собирается ее анализировать в "Ос-новной части". Для обеспечения необходимой убедительности излагаемого материала контрольная работа может при необходимости содержать соответствующий иллюстратив-ный материал (сравнительные данные, графики, рисунки и т.п.)
В "Заключении" должны быть выводы, к которым автор пришел в результате анализа.
Последняя страница работы должна содержать нумерованный список литературы: после указания порядкового номера следуют фамилия и инициалы автора, название книги или статьи, место издания (крупные города обозначаются по заглавным буквам, к примеру: М., СПб, прочие - полностью), название издательства, год издания; если использована статья или глава из книги, то после указания автора и название статьи (главы) ставится значок "//" и далее указывается журнал, газета или книга с их выходными данными (место и год издания), указанием страниц, занимаемых используемым текстом. Номера страниц предваряются сокращением слова страницы (с.)
Прим: допускается использование в качестве источника не более одного учебника или справочного пособия (словари, энциклопедии). В работе должно быть использовано не менее трех источников, особенно если она не носит характера самостоятельного иссле-дования конкретного произведения.
Цитаты, встречающиеся в тексте, должны быть оформлены в соответствии со следу-ющими правилами:
- цитату следует закрывать в кавычки;
- цитата должна полностью соответствовать источнику цитирования;
- источник цитирования должен быть обязательно указан.
Существуют различные способы указания источников цитат: в подстрочных приме-чаниях и внутритекстовые, когда указание источника помещается непосредственно в тек-сте следом за цитатой.
В последнем случае приводятся две цифры: 1 - номер источника в общем списке ли-тературы, 2 - номер страницы.
Контрольная работа считается не действительной:
1. Если в качестве источников использованы только словари и учебные пособия. А так же если они обозримо доминируют в списке использованной литературы.
2. Если есть подмена темы контрольной работы: содержание не соответствует названию. (Например, вместо исследования произведения в работе представлена биография автора.)
3. Если как основная, использована литература, не отвечающая требованиям как ис-точник. (Популярные журналы, газеты, художественная литература)
4. Если наличествует подмена научно-аналитического стиля беллетристическим или бытовым.
5. При небрежном оформлении. Например: не соблюдены правила набора теста, от-сутствует оглавление, абзацы, есть сбои в нумерации страниц, глав, при обилии опечаток, если текст написан от руки неразборчиво.
6. Если вместо самостоятельной работы имеет место дословное переписывание ис-точников.
7. Если представленная работа целиком или частично заимствована из интренета, или же скачанные оттуда рефераты послужили основными источниками для ее написания.
8. Если работа переписана у сокурсников.
9. Если автор контрольной работы уклоняется от приведения внутри текста кон-трольной работы ссылок на используемые источники.
При оценке контрольного задания учитывается как выполнение контрольной работы, полнота раскрытия темы, соответствие плану, умение владеть материалом, так и правильность и полнота ответов на контрольные вопросы. Задание может быть зачтено только в случае правильного выполнения всего объема задания.
Контрольная работа оценивается отметками "зачет" или "незачёт". "Зачет" ставится в только, если контрольная работа по форме и содержанию отвечает поставленным требо-ваниям и соблюдены все правила оформления. В случае "незачета" студент должен пере-делать работу полностью или частично в соответствии с замечаниями преподавателя.