Понятие, признаки и функции государства

ОСНОВЫ ПРАВА

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2009

 

 
 

ББК 67я73

 


Балашов А. И. Основы права: Учебное пособие. - СПб.:
Изд-во СПбТКУиК, 2009. - 113 с.

 

Рецензенты:

декан юридического факультета Санкт-Петербургского филиала

Государственного университета – Высшей школы экономики

кандидат юридических наук, доцент А. О. Лядов

 

преподаватель правовых дисциплин

Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа,

федеральный судья в отставке М. И. Белова

 

В учебном пособии рассматриваются основы российского права – общие положения теории государства и права, основы конституционного строя Российской Федерации, институт прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство и организация системы государственной власти в стране, правовые основы функционирования судебной системы и прокурорского надзора в России. Значительное внимание уделено также разграничению предметов регулирования основных
отраслей национальной системы права.

Для данной работы характерна компактная структура, четкость формулировок, методически выверенное изложение, а также наличие необходимых практических заданий, позволяющих проводить текущий и итоговый контроль знаний учащихся. Учебное пособие подготовлено в соответствии с действующим стандартом по курсу «Основы права» для среднего профессионального образования.

Предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, абитуриентов, а также может быть интересно преподавателям и всем интересующимся вопросами правоведения.

 

 

Ó Балашов А. И., 2009

 

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Список сокращений.................................................................................... 6

Введение........................................................................................................ 7

Глава I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА..................................... 8

1.1. Понятие, признаки и функции государства...................................... 8

1.2. Формы государства............................................................................ 10

1.3. Правовое государство и гражданское общество............................. 13

Контрольные вопросы.............................................................................. 15

Глава II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА................................................... 16

2.1. Понятие, признаки и источники права............................................ 16

2.2. Система права..................................................................................... 19

2.3. Правоотношение, правоприменение и правопорядок.................... 22

Контрольные вопросы.............................................................................. 29

Глава III. основы конституционного СТРОЯ

Российской Федерации................................................................ 30

3.1. Конституции Российской Федерации –
основной закон государства..................................................................... 30

3.2. Понятие и содержание основ конституционного строя................ 31

3.3. Основы конституционного строя,
отражающие взаимосвязь государства и общества............................... 31

3.4. Основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни................................................. 32

Контрольные вопросы.............................................................................. 33

Глава IV. основНыЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА............................................................... 34

4.1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина............ 34

4.2. Личные права и свободы человека и гражданина........................... 34

4.3. Политические права и свободы человека и гражданина................ 36

4.4. Социально-экономические права и свободы
человека и гражданина............................................................................ 37

4.5. Конституционные обязанности человека и гражданина............... 39

Контрольные вопросы.............................................................................. 41

Глава V. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В Российской Федерации............................................................ 42

5.1. Федеративное устройство России и его принципы........................ 42

5.2. Президент Российской Федерации.................................................. 44

5.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................. 50

5.4. Правительство Российской Федерации........................................... 52

5.5. Организация системы государственной власти
субъекта Российской Федерации............................................................ 56

5.6. Местное самоуправление в Российской Федерации...................... 59

5.7. Органы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
в Российской Федерации.......................................................................... 61

Контрольные вопросы.............................................................................. 63

Глава VI. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................ 64

6.1. Правосудие, судебная власть и организация
судебной системы в Российской Федерации......................................... 64

6.2. Конституционное судопроизводство в России............................... 66

6.3. Система судов общей юрисдикции.................................................. 68

6.4. Система арбитражных судов............................................................. 72

6.5. Прокурорский надзор в Российской Федерации............................ 74

Контрольные вопросы.............................................................................. 78

Глава VII. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ

РОССИЙСКОГО ПРАВА......................................................................... 79

7.1. Понятие, предмет, метод и система гражданского права.............. 79

7.2. Понятие, предмет, метод и система семейного права................... 82

7.3. Понятие, предмет, метод и система трудового права.................... 84

7.4. Понятие, предмет, метод и система административного права................ 89

7.5. Понятие, предмет, метод и система уголовного права.................. 92

Контрольные вопросы.............................................................................. 95

Список источников и литературы......................................................... 97

Приложение 1. Итоговый тест по курсу «Основы права»................. 99

Приложение 2. Вопросы к зачету по курсу «Основы права».......... 110


Список сокращений

 

 

АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ВАС РФ Высший Арбитражный Суд РФ
ВС РФ Верховный Суд РФ
ГК РФ Гражданский кодекс РФ
ЗАГС (органы) записи актов гражданского состояния
КоАП РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ
МВД РФ Министерство внутренних дел РФ
МИД РФ Министерство иностранных дел РФ
МПР РФ Министерство природных ресурсов РФ
МСЧ РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
СК РФ Семейный кодекс РФ
ТК РФ Трудовой кодекс РФ
ФАС Федеральная антимонопольная служба
ФНС Федеральная налоговая служба России
ФСБ Федеральная служба безопасности России
ФСКН Федеральная служба по контролю за наркотиками
ФМС Федеральная миграционная служба
ФСО Федеральная служба охраны России
ФСФР Федеральная служба РФ по финансовым рынкам
ФТС Федеральная таможенная служба
ЦБ РФ Центральный банк РФ
ЦИК РФ Центральная избирательная комиссия РФ
УК РФ Уголовный кодекс РФ


Введение

 

Современные тенденции развития российского общества предъявляют новые требования к содержанию подготовки выпускников средних специальных учебных заведений.

В условиях рыночных отношений, сопровождающихся уходом государства от прямого регулирования многих отраслей национальной экономики и развития институтов саморегулируемых участников отраслевого рынка и судебной защиты их прав, повышается значимость юридических знаний выпускников средних специальных учебных заведений экономической, технической и сервисной направленности. В своей практической деятельности менеджерам, маркетологам, бухгалтерам, специалистам в области защиты информации и сферы сервиса сегодня необходимо уметь ориентироваться в системе государственного регулирования отраслевого рынка, знать свои конституционные и общегражданские права и порядок их защиты, иметь четкие представления о механизме взаимодействия административных органов с субъектами хозяйственной деятельности, осознавать юридическую ответственность за свои действия.

Существующие же в настоящее время учебные издания в большинстве случаев ориентированы на подготовку юристов-профессионалов, и мало вписываются в систему профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Кроме того, постоянное обновление законодательной базы страны требует от авторов учебных изданий постоянного отслеживания новинок законодательства, что, к сожалению, не всегда имеет место.

Данное учебное пособие призвано дать студентам средних специальных учебных заведений комплексное представление об основных институтах и отраслях правовой науки. При его написании использовалась обширная научная и учебная литература, в том числе работы М. В. Баглая, Б. Т. Гайкова, В. Г. Игнатова, С. В. Клименко, Ю. А. Лукичева, М. Н. Марченко, А. В. Мелехина, А. Л. Чичерина и др.

Учебное пособие состоит из семи глав, в которых освещаются основы отечественного права – общие положения теории государства и права, основы конституционного строя Российской Федерации, институт прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство и организация системы государственной власти в стране, правовые основы функционирования судебной системы и прокурорского надзора в России, разграничение предметов ведения основных отраслей национальной правовой системы России. Важнейшие нормативные правовые акты (дающиеся по состоянию на конец 2008 г.), а также использованные при написании настоящей работы источники и литература, приводятся в конце учебного пособия.


Глава I
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

Понятие, признаки и функции государства

Государство можно определить как исторически сложившуюся особую политическую организацию, обладающую суверенитетом, располагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.

В правоведении выделяют следующие признаки государства, принципиально отличающие его от органов управления догосударственных форм общества.

· Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета.

· Административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата. Распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.). В отличие от государства, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровнородственных связей и принадлежности их к тому или иному племени, род или семье.

· Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики.

· Сбор налогов с населения, направляемых на содержание органов государственного управления, развитие национальной и региональной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства – это основные направления его деятельности. Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.

Публичное упорядочение общественных отношений имеет два аспекта: установление определенных правил, имеющих общий характер и охрана этих правил от нарушения кем бы то ни было. Соответственно функции государства можно разделить на два типа: регулятивные и охранительные (рис. 1.1).

В зависимости от сферы применения выделяются также внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее развитие общества; внешние функции – направления деятельности в отношениях с другими государствами.

Конкретное содержание функций государства определяется его формой и политическим режимом. В наибольшей степени функции государства проявляются в политической, экономической и социальной сферах. Соответственно выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства.

 

 

 


Рис. 1.1. Функции государства

 

Политическая функция государства заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.

Экономическая функция государства призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.

Социальная функция государства направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования и т. д.

Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и не правовыми (организационными).

К числу правовых форм осуществления функций государства относятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных нормативных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К не правовым формам осуществления функций государства относятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т. п.;

· политические– согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.;

· идеологические– призывы политических лидеров к населению, агитация через средства массовой информации и т. п.;

· организационные мероприятия – планирование, социальное программирование, контроль и др.

 

Формы государства

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

 
 

 


Рис. 1.2. Формы государства

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима (см. рис. 1.2).

Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику.

· Монархия (от греч. – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархии бывают абсолютные и ограниченные.

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, абсолютная монархия Саудовской Аравии, Катара, Омана).

Ограниченная (конституционная) монархия характеризуется законодательным ограничением власти монарха фактически во всех сферах государственной деятельности (принцип «монарх царствует, но не правит»). Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – осуществляется правительством, формируемым парламентом и ответственным перед ним. Наличие монарха обусловливается стечением обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т. д. (например, ограниченная монархия Великобритании, Япония).

· Республика (от лат. – общее дело) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью различают парламентарную и президентскую республики.

В парламентарной республике президент выступает главой государства, но не является главой правительства. Правительство, формируемое победившей на парламентских выборах партией, ответственно перед парламентом (например, Италия, Германия, Украина).

В президентской республике президент выступает одновременно и главой государства и главой правительства. Формируемое президентом правительство, ответственно перед ним. За президентом сохраняется право вето на законы, принимаемые парламентом, и полномочия верховного главнокомандующего вооруженными силами страны (например, Россия, США, ряд государств Латинской Америки).

Форма государственного (территориального) устройства
это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, характер их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти. В правоведении формы государственного устройства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

· Унитарное государственное устройство (от лат. unus - один) характеризуется полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо. Оно включает в себя лишь административно-территориальные образования (губернии, области, департаменты), которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция, Финляндия, Белоруссия).

· Федерация (от лат. foedus – союз) – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Государственные образования внутри федерации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).

· Конфедерация – это союз государств, который образуется для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Государство – член конфедерации, полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во внешней и внутренней политике. Органы власти конфедерации образуются из представителей входящих в него суверенных государств и не имеют императивной власти по отношению к государствам – членам конфедерации. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств – участников конфедерации (например, США
в 1776–1864 гг., Германский союз в 1815–1867 гг.).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осуществления государственной власти, определяющих конкретное выражение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

· Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер государства), многообразием политических взглядов и убеждений. Следует отметить, что неблагоприятных обстоятельствах демократический режим может перерождаться в анархический или охлократический режимы.

· Анархический режим (от греч. - безвластный) характеризется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с претензией на монополию применения организованного принуждения от имени государства.

· Охлократический (от греч. «охлос» - толпа, чернь и «кратос» - власть) режим возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимой эмоциями), и характеризуется апелляцией за поддержкой к люмпенизированным слоям общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

· Для авторитарного политического режима как одной из разновидностей недемократических режимов характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

· Тоталитарный политический режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной моноидеологией, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Политический режим как элемент формы государства занимает ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные характеристики государственного устройства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: