По дисциплине Теория государства и права 3 страница

органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает

единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и

судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая

налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва

(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным

суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов

самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные

органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности,

широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном

гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами гос-венной власти.

16. Федеративное государство: понятие и признаки.

Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее

самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное

гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые

определяются историческими условиями образования конкретной федерации и

прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры

и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие

черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,

земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия

собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные

и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное

гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном

устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов

федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в

федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально

представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации

строятся по территориальному и национальному признакам, которые в

значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного

устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-

венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования,

составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами,

поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от

властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты

терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в

международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное

закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из

союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях

непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой

федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования,

которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его

особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация

строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности

населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и

обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва.

3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций,

их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы

нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5)

Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее

субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким

общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е.

право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности.

Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов.

17. Конфедерация как форма государственного устройства: понятие и признаки.

Конфедерация: понятие и общая характеристика.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Конфедерация – это временный юрид.союз суверенных гос-в, созданный для

обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва

(члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так

и во внешних делах.

В отличие от федеративного гос-венного устройства конфедерация

характеризуется следующими признаками: 1) Конфедерация не имеет своих общих

законодат., исполнит-ных и судебных органов. Конфедеративные органы,

состоящие из представителей суверенных гос-в, решают проблемы

экономического, оборонного сотрудничества (ради этого она и создается). 2)

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и

единого гос-венного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по

согласию членов конфедерации. 3) Конфедеративные гос-венные органы могут

договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также

единой межгос-венной кредитной политике на период существования данного гос-

венного образования. 4) Конфедеративные гос-ва недолговечны. Они или

распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедерация может служить основой для образования суверенных унитарных или

федеративных гос-в.

18. Политический режим: понятие, признаки и виды.

Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ.

Гос. режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы деятельности негос-венных политических организаций (партии, движений, клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими. Поэтому основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл. демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима.

Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным контролем Г над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции. АД режимам

свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения полит. партий и др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и

усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2. тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества. Преобладают методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех

оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления.

Демократические режимы Конкретно данный режим выражается в следующем: 1. такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й деятель-сти, которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2. реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и др. общественных организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер гос. вл. 4.Личность защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием реального

властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. И нац. особенности насесения. 7. Дем. методы гос. властвования позволяют преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9. Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и

общества.

Политический режим - это система методов, способов и средств

осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в

сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а

он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно

одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим»

можно расценивать как тождественные.

Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» более

широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только

методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства,

но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений,

организаций и т.п. Политический режим — это динамическая, функциональная

характеристика политической системы. Категории «политический режим» и

«политическая система«тесно связаны между собой. Если первая показывает

весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

недемократично). Понятие политического режима является ключевым для

формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из

политического режима судят о подлинной картине принципов организации

политического устройства общества. Политический режим характеризует

определенный политический климат, существующий в той или иной стране в

конкретный период ее исторического развития. (Демократический,

тоталитарный, авторитарный – средний).

19. Характеристика демократического режима.

Гос-венно-правовой режим представляет собой совокупность способов и методов

осуществления власти гос-вом.

Гос-венный режим – важнейшая составная часть политического режима,

существующего в обществе.

Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя

не только методы гос-венного властвования, но и характерные способы деят-

сти негос-венных политических организаций (партий, движений, клубов,

союзов). Гос-венные режимы могут быть демократическими и

антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому

основным критерием классификации гос-в по данному признаку является

демократизм форм и методов осуществления гос-венной власти. Идеальных

демократических форм гос-венного режима в реальной действительности не

существует. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той

или иной разновидности гос-венного режима.

Демократические режимы складываются в правовых гос-вах.

Демократический режим характеризуется: 1) Свободой личности в сфере

экономической деят-сти, которая составляет основу материального

благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав и свобод

гр-нина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения

страны на характер гос-венной власти (через избират.систему). 4) Личность

защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной

охраной органов правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой

мере учитываются интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и

национальные особенности населения. 7) Обеспечивает компромисс между гос-

венными органами и гр-нами, между различными социальными группами

населения. 8) Основной принцип деят-сти дем.гос-ва – плюрализм мнений. 9)

Базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития

личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок,

низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению

конфликтов между гос-вом и личностью, между различными социальными и

национальными группами людей. 10) Существование различных форм

собственности.

20. Антидемократический режим: признаки и виды.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: 1)

Соотношение гос-ва и личности. Если гос-во в лице его различных органов

подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию,

то такой режим является антидемократическим. 2) Антидемократический режим

(АДР) характеризуется полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами

общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным,

культурным и национальным строительством (диктатура одной партии, которая

фактически осуществляет все гос-венные функции, обладая полномочиями, не

ограниченными никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех

общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих

объединений, технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР

гос-ве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они

могут провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и

прогрессивным силам применяются жесткие репрессивные меры. 5) При АДР

реально действует примат гос-ва над правом, что является следствием

произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной

жизни. 6) Всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие

огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса,

довлеющего над мирной экономикой. 7) АДР игнорируют интересы национальных

гос-венных образований, особенно национальных меньшинств. 8) АДР гос-во во

всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений

населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает

предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы собственности.

21. Понятие и структура механизма государства.

Механизм гос-ва понятие и структура. Особенности механизма Российского

гос-ва на современном этапе. Механизм гос-ва – это система специальных

органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос-венное

управление обществом и защита его основных интересов. Механизм гос-ва

выступает основным субъектом осуществления гос-венной власти. Решающую роль

в механизме гос-венной власти играют гос-венные органы. Через гос-венный

аппарат, его органы, гос-во осуществляет возложенные на него задачи,

оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие обществ.жизни,

способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию

и благополучию населения. В опред.случаях властные гос-венные функции могут

осуществлять и негос-венные организации, если они на то уполномочены гос-

вом. Понятие "механизм государства" не следует отождествлять с понятием

"государственный аппарат". Государственный аппарат составляет основу

механизма государства. Целостную систему государственного механизма

составляют: государственные органы; государственные учреждения;

государственные предприятия. Механизм государства является материальным

выражением государства.

Особенности механизма РФ. Все государственные органы объединены выполнением

сходных целей и задач - реализацией функций государства. Деятельность

государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которые: 1)

занимаются управлением в качестве основного вида деятельности; 2)

обособлены от общества; 3) наделены властными полномочиями; 4) обладают

специальной подготовкой; 5) подчиняются специальным нормам своих органов и

организаций. В качестве примера представителей данной группы можно

выделить: Президента Российской Федерации; членов Правительства РФ;

депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов

представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

судей; чиновников различных уровней; военнослужащих и офицерский состав;

работников милиции, прокуратуры, спецслужб и иных государственных

организаций. Основным элементом государственного механизма является

государственный орган, который: занимает определенное место в иерархической

системе механизма государства; выполняет определенные функции; имеет свою

структуру; наделен властными полномочиями. Возглавляют систему

государственных органов (то есть находятся на вершине иерархической

государственной пирамиды и являются высшими государственными органами):

Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание; Конституционный Суд

РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. В некоторых случаях

граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными

властными полномочиями и именуются должностными лицами, (директор

государственного предприятия) Понятие "государственный служащий" шире

понятия "должностное лицо" (то есть не каждый государственный служащий

является должностным лицом). Одним из главных признаков государственного

механизма является наличие специального аппарата принуждения. Без аппарата

принуждения невозможно само существование государства. В современном

политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения,

как "силовые структуры". К ним относятся: армия; органы внутренних дел;

Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная

служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний

(тюрьмы, колонии и т. д.); иные органы, исполняющие функции

государственного принуждения.

22. Принципы организации деятельности механизма государства.

ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Теоретическое обоснование принципа разделения властей получил в 17-18

веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство обеспечения

свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый предложил

разделить государственную власть на три ветви – законодательную,

исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский

Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую

государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и

судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В

последующем идея получила свою практическую реализацию во многих

государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в

том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3

относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную

и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие

органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и

противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение

относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная

власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех

ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном

взаимодействии.

23. Государственный аппарат: понятие и структура.

Государственный аппарат. Органы власти и управления в механизме государства.

Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов.

Под принципами орагнизации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его потроения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются.

1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а)

создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.

2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия.

3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности.

4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г.

6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. Органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.

7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в

другом, где можно обнаружит эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы: 1)Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.2)Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. 3)Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. 4) Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата

служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. 5)Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА), ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Орган государства - это структурно обособленная часть государственного

аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные

задачи и функции государства. Исходя из этого определения: 1-ый признак –

органы государства это определенные элементы, составные части

государственного аппарата. 2-ой признак – это относительно самостоятельные

обособленные части государственного аппарата, то есть каждый орган

государства представляет собой определенную государственную организацию и

занимает определенное место в структуре государственного аппарата. 3-ий

признак – органы государства это такие элементы государственного аппарата,

которые обладают определенными властными полномочиями – компетенцией (право

того или иного органа государства решать определенные государственные и

общественные вопросы). Органы государства наделяются компетенцией самим

государством и компетенция государственных органов закрепляется в

определенных нормативно-правовых актах. 4-ый признак – органы государства

это такие части государственного аппарата, с помощью которых осуществляются

задачи и функции государства. Вместе с тем не следует отождествлять функции

государства и функции органов государства, так как каждый орган государства

осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.

Классификация государственных органов. 1-ая - с учетом порядка

образования (формирования) органы государства подразделяются на первичные и

производные. Первичные формируются населением, то есть такие органы

создаются непосредственно народом (Государственная дума). Вторичные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: