Все население на 2 разряда

Хан Фей.

Написал трактат Ханфейцзы. Здесь он обобщил все достижения школы легистов.

Выдвинул концепцию прогрессивного развития общества. Главная причина развития общества – прирост населения

Трактат Гуанцзы (4 век до нашей эры). Самый знаменитый трактат в Китае.

В начале 4 века правитель царства Цы основал академию, где работало несколько тысяч ученых. В нем тоже большое внимание уделяется земледелию. Высказывается идея, что все действия правителя должны находиться в согласии с природой.

За каждым сословием признаются полезные функции и особенности быта. Идея о том, что налоги приводят к замиранию какого-либо вида деятельности.

Предлагается ввести монополию на внутреннюю и внешнюю торговлю. Рыночная торговля – индикатор состояния экономики.


 

4. Экономическая мысль Древней Индии

Касты:

· Брахманы – учителя

· Кшатрии – должны были воевать и править

· Вайшьи – торговцы

· Шудры – ремесленники

Стадии жизни:

1. Ученичество. Изучение вед и воспитание гуру.

2. Домохозяин. После заключения брака

3. Отшельничество. После рождения детей у детей.

4. Покинуть пристанище

3 цели жизни:

1. Религиозный долг – дхарма.

2. Получение пользы, материальной выгоды – артхе

3. Чувственная страсть - камасутра

Несмотря на политическую раздробленность – это время рассвета экономики Древней Индии. Основной источник изучения хозяйства – артхашастра.

Артхашастра в переводе «учение о доходах».

Основным источником государственных доходов в трактате называются прибыль от царских хозяйств и различные налоги и пошлины. Важным источником обогащения государственной казны признается торговля, которая рассматривалась как объект государственной регламентации. В частности, фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась "справедливая" рыночная цена, дифференцировались издержки производителей и купцов в цене товара в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.

Основная масса населения была объединена в сельские общины. Над сельским старостой стоял государственный чиновник. Речь идёт прежде всего о пользе для царя, государства: напитать землю, иметь больше налогов, большую армию, большую территорию.

Экономика в данной книге трактуется, как земледелие, скотоводство и торговля. Авторитетами для царя являются главы различных ведомств. Главное - территория


 

5. Экономическая мысль Древней Греции

Здесь преобладало не государственное, а общинное и частное хозяйство.

Характерна система городов-полюсов. Был кризис полюсности и сельского хозяйства.

В Древней Греции высказывали идеи Платон, Ксенофонд и Аристотель.

Встал вопрос об ориентации экономического развития (что обладает преимуществом? Какое хозяйство).

Ксенофонд. Греческий философ, родился в Афинах. Ученик Сократа.

Ойкономикос (Экономикс)– в переводе «закон дома». Написано в виде диалога.

В книге дается оригинальное определение «богатству».

Если достаток небольшой, но его хватает, то человек богат. Если доходов не хватает, излишка не остается, то значит человек беден.

Богатство – совокупность вещей из которых человек способен извлекать пользу для себя.

Деньги, потраченные на развлечения во вред здоровью, не является богатством.

Разделена потребительная стоимость и меновая стоимость.

Любое благо либо обладает полезностью (потребительная стоимость). Если человек не знает, как его использовать, он отдает в обмен на необходимое (меновая стоимость).

Он дает характеристику видов экономической деятельности. Наиболее достойным считает земледелие. Считает, что оно источник всех благ. К ремеслам относился более негативно. Считал, что они слабят душу и тело.

Платон (427-347 года до н.э.). Происходил из семьи афинской знати. Ученик Сократа. Основал свою школу и назвал «Академия». Отсюда пошло название академия.

Проблемы социально-экономического характера исследовалось в его работе ГОСУДАРСТВО

Он разработал концепцию нового или «идеального» государства.

Порок существующих государств – в них нет единства

Город рождается от нашей нужды, основа зарождения – потребности людей.

Потребности в 1. пище, 2. жилище, 3. в одежде.

Имеются 2 версии «ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА». В обоих – город-государство, в котором немного жителей.

Первая концепция. В Сочинении ГОСУДАРСТВО.

Свободные граждане должны состоять из 3 сословий:

1. Правители (должны быть философы)

2. Стражи

3. Земледельцы

Правителей и стражей нужно освободить от с/х труда. Стражи должны отказаться от собственности, жить в лагерях, не пользоваться деньгами, не заниматься торговлей и не иметь индивидуальных жен.

Лишь низшему сословию разрешалось пользоваться деньгами. Цари и философы должны царствовать и жить за счет государства.

3 сословие имеет частную собственность. Они заняты производством и не участвуют в политической жизни.

Вторая концепция. В сочинении ЗАКОНЫ.

В этом труде: ориентация на развитие с/х, натуральное хозяйство, направленность против излишней концентрации земли в руках у крупных собственников.

Сформулировал принцип организации новых городов:

1. Города должны стоять на расстоянии 16 км от морского побережья

2. Производить достаточное количество продукции

3. Верховный собственник наделов – государство

4. Наделы передаются по наследству только одному сыну.

5. При возрастании населения создаются новые города, колонии. При уменьшении привлекается дополнительное население со стороны

Выделил 4 класса. С возможностью перехода из одного в другое.

6. Запрещалось владение золотом и серебром.

Аристотель. 384-322 год до н.э. Ученик Платона. родился в городе Стагира около границы с Македонией в знатной семье. Отец Никомар был придворным врачом Македонского царя Аминита 2. Получил хорошее домашнее образование. Становится участником академии Платона. Становится учителям Александра Македонского (сына Филиппа).

Труды обширны – философия, физика, этика, логика.

Он полагал, что ни жизнь, ни производство не может быть без рабов.

2 вида деятельности:

· потребление (активная деятельность)

· производство – труд рабов (продуктивная деятельность)

Свободные – те, кто не знает физического труда.

2 вида хозяйственной деятельности:

· экономика. Искусство пользоваться благами. Земледелие, рыболовство, охота, мелкая торговля, разбой

· хрематистика – от «хрема» переводится как «нажива». Искусство наживы. Крупная торговля, труд наемных рабочих

Экономическая цель – удовлетворение потребностей.

Цель хрематистики - деньги. Она оценивается негативно.

Он считал, что превращение денег в цель, делает процесс накопления бесконечным

Экономическое поведение должно быть справедливым.

2 вида справедливости:

· справедливость при обмене. Основана на принципе равенства обменивающихся вещей. Средством соизмерения товаров служит потребность человека в них.

· справедливость при распределении. Невозможно равенство. И распределение основано на общественной значимости дохода.

 


 

6. Экономическая мысль Древнего Рима

Этапы:

· Формирование рабовладельческих отношений

· Расцвет классического рабства

· Закат римской империи и разложение общественного строя.

Марк Катон. Написал трактат о земледелие.

Он считал занятие земледелием наиболее достойным делом.

Он считал, что оно приносит чистые доходы, которые не вызывали зависти.

Рекомендовал:

1. Приобрести имение 25 га. В округе должны быть рабочие руки и поблизости богатый город и средства сообщения.

2. Продавать все лишнее. Выступал за самообеспеченность поместья

3. Специализировать хозяйство. Выделять наиболее доходные отрасли

4. Советовал подыскать среди рабов надзирателя

5. Пытался установить оптимальные нормативы обслуживания поместья

Оливковые поля 60 га могли обслуживать 12 работников

Марк Варрон. 116 -27 год до н.э.

3 книги о с/х.

Земледельцы должны стремиться к 2 целям:

1. к пользе

2. к удовольствию

Польза требует того, что доходно. Удовольствие – что приятно.

Нужно знать не только свойства местной почвы, но и какое имеется и требуется оборудование.

Что конкретно выращивать зависит от свойств местных почв.

Имение, у которых по соседству есть места, куда удобно возить и продавать произведения своего хозяйства, и места, где можно брать недостающие, является доходным.

Он выделял классификацию орудий производства:

· Говорящие – рабы

· Бессловесные – волы

· Немые – телеги

Предлагал совещаться с прежними рабами и нечасто использовать бич.

В 1 веке нашей эры – упадок средних рабовладельческих поместий.

Постепенный переход колонатнаму земледелию.

Колумелла.

Отмечая недостаточную производительность труда рабов,

Люди делились на 2 категории:

· граждане городов, арендовавших земли по договорам. Среди них могли быть и мелкие рабовладельцы

· лишившиеся земли крестьяне.

Денежные платежи за аренду дополнялись натуральными повинностями.

Денежная аренда стала вытесняться продуктовой со 2го века.

Постепенно колонны становятся неотъемлемой частью имения.

Пытался разработать принципы наиболее рационального использования рабов.

Считал, основная цел покупки имения – получение дохода.

Считал, что хороший хозяин сделает прибыльным каждый участок.

Он разработал систему искусственного одобрения почв. Выступал за специазизация рабов. За использование квалифицированного рабского труда. Добивался естественного воспроизведения рабов прямо в хозяйстве.

Гай Плиний Старший. 23-79 год нашей эры.

Труд «естественная история».

Прямо осуждал рабовладельческие отношения. Как само рабство, так и крупные землевладения. Считал, что в старину правильно полагали, что нужно ограничивать размеры имения (меньше сеять, глубже копать).

7. Экономические идеи раннего христианства и ислама

Возникшее в Римской империи христианство — самая распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Многие экономические концепции поздней античности, средневековья и нового времени имели религиозную окраску, развивались в рамках христианского мировоззрения, апеллировали к христианским нормам морали и права.

Важное социально-экономическое значение имела христианская проповедь равенства. И хотя она доказывалась теологически (основой равенства людей является то, что все они грешны перед богом), идея равенства была направлена не только против племенных и этнических различий, но и против рабовладельческого строя. Равенство людей перед богом выступает как основной вид равенства, от которого все другие виды производны.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна из причин популярности христианства. Любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

Для экономических воззрений важное значение имели:

1. Необходимость поступать друг с другом по справедливости

2. Утверждение всеобщей обязанности трудиться. Кто не хочет трудится, тот и не ест.

3. Распределение осуществляется по труду. Каждый получит награду по своему труду

4. Осуждалось богатство.

5. Осуждалось ростовщичество. Осуждалось взимание ростовщического процента

6. Имела распространение общественная собственность. Идеи коллективизма.

 

Изначальным источником социально-экономической доктрины ислама являются зафиксированные в Коране и сборниках хадисов высказывания Мухаммеда по различным вопросам, имеющим отношение к регламентации экономического поведения мусульман.

В обширной мусульманской литературе как богословского, так и светского характера мы встречаем многочисленные упоминания, касающиеся регламентации мусульманского общества”.

В Коране можно выделить следующие основные "блоки", касающиеся социально-экономической проблематики, которые и являются основой социально-экономической доктрины:

· осуждение чрезмерного богатства

· осуждение ростовщичества

· поощрение торговли

· отношения собственности

· наказание за покушение на собственность

· право наследования

· имущественные отношения супругов

· милостыня

· ссудный процент

· долги

· расходование накопленного

· главный исходный постулат, касающийся отношений собственности: "Аллаху принадлежит то, что в небесах и на земле».


 

8. Общая характеристика экономической мысли Средневековья

Мыслители Средневековья: Фома Аквинский (Западная Европа). Георгий Плифон (Византия). Ибн-Хальдун

Следующий этап в развитии экономической мысли. Происходит переход к феодализму. Образовываются основные европейские государства. Развивается материальная и духовная культура.

Образуются государства Карла Великого

Процесс развития феодальных отношений.

Процесс образования городов. В них развиваются ремесла.

Набирает обороты христианство – в Европе, ислам – в арабском мире.

Сословия в Западной Европе:

· Сословие крестьян

· Сословие феодалов – светские (рыцари) и церковные

· Сословие горожан бюргеров.

Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и заканчивая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений.

Политическая и экономическая мысль Средневековья была сосредоточена в руках светских и церковных феодалов.

Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента:

· ее религиозно-этичесное оформление в трудах запад о европейских авторов;

· особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений.

Характерная особенность феодализма в Западной Европе состояла в том, что этот процесс имел здесь две основы:

· распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от Древнего Рима

· разложение общинного строя германских и других" народов.

Эти особенности нашли свое отражение в исторических документах раннего средневековья. Например, вопрос об отношении к общине нашел свое отражение в " Салической правде ". В этом документе признается верховное - право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Земельный надел (аллод) еще не стал частной собственностью отдельных лиц. Вместе с тем в этом документе нашел отражение процесс разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных сословий.

Завершение этого процесса (разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных сословий) отражено в другом памятнике этого периода " Капитулярии о поместьях " Карла Великого (IХ в.). В этом документе община уже не упоминается как особая форма землевладения. Владелец поместья в этом законе признается монопольным собственником земли. Большая часть бывших общинников к тому времени была закрепощена. За пользование землей, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны были вносить натуральный оброк.


 

9. Экономическая мысль средневековой Европы

Фома Аквинский. 1225-1274. Итальянский монах. Объявлен сверх-святым.

Трактат «Сумма Теологии».

С 1252-1259 – преподавал в Парижском университете. Затем в различных итальянских университетах.

Аквинский защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство, оправдывал обмен.

Основанием обмена Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек".

Проблема справедливой цены. Вопрос 77 его трактата.

В своих воззрениях опирался на Аристотеля, но развивал и собственные взгляды.

Ратовал за централизацию власти. Над вселенной – Бог, в теле доминирует сердце. Говорил, что цари должны подчиняться папам.

Свои экономические взгляды излагал при постановки ряда вопросов. Аргументы за и против. Использовались тексты священного писания.

Аквинский осуждал стремление к социальному равенству, общество виделось ему иерархическим и сословным. Подняться выше своего сословия грешно. Сословие выделено богом.

Все вещи по природе общие и принадлежат Богу, а человек может ими только пользоваться

Заявлял, что частная собственность необходима ради общей пользы.

Писал, что в рамках необходимых нужд собственность естественна.

Только при добровольной бедности ради созерцания жизни допускается общность имущества.

Защищает феодальную ренту, которая дает возможность заниматься духовным трудом, во имя спасения остальных.

Выступает против щедрой раздачи милостыни.

Собственник должен вести жизнь в соответствии со своим сословием.

Считает, что государство должно быть самообеспеченным и получать все необходимое со своей территории и не зависеть от купцов.

Делит богатство на естественное (реальные предметы) и искусственное (золото, серебро).

Оправдывает обмен и считает город совершенной формой общества.

Справедливая цена не определена до точности, но состоит в некоторой оценке.

Различал 2 вида справедливости в обмене:

1. определял отношения участвующих в нем сторон, гарантируя ценность вещи

2. частное к целому. Больше благ тому, кто составляет большую пользу, ценность

Покупатель должен соизмерять цену как со своими средствами, так и с желаниями обрести данную вещь.

Если эта вещь очень нужна покупателю, а продавцу тяжело с ней расстаться, то высокая цена за неё не будет несправедливой, так как отражает честные намерения сторон и не наносит вреда покупателю.

Он признавал необходимость денег, как меру стоимости, так и меру обращения.

Разница между номинальной и внутренней ценностью не должна быть значительной.

Он осуждал ростовщичество, называя его постыдным ремеслом.

Считал греховным даже обложение налогами, приводил сложную аргументацию, называя взимание процентов продажей того, чего не существует

 


 

10. Экономическая мысль Византии (Г. Плифон)

Георгий Плифон.

Трактат «Законы»

Положение Пелопанес.

Мысли о необходимости широких реформ в Византии родились у Плифон в тяжелой экономической обстановке.

В своих записках Плифон рассматривает общество.

Делает предложение о новом военном устройстве.

Предлагает реформы в области налогового обложения.

Все население на 2 разряда

· Облагается налогами

· Должен нести военную службу.

Идеи выдвигает:

1. Люди находятся в хорошем или плохом положении в зависимости от хорошего или плохого положения государственного устройства

2. Деление общества на разряды. Распределение функций между людьми.

3. Все виды налогов делятся на 3 группы:

a. Государственные повинности

b. Налоги

c. Натура

Налоги выплачивают только земледельцы.

Все учтенные продукты должны быть разделены на 3 части:

· Производителям

· Собственникам производства

· государству

Земля общая для всех. Каждый может возделывать почву.

Предлагает регулировать ввоз и вывоз товаров. Сделать государство независимым от ввоза чужеземных товаров.

Он подразделяет все ввозимые товары:

· Выгодные (оружие и металл)

· Вредные

Высказывался не очень хорошо о церкви.


 

11. Экономическая мысль арабского халифата (Ибн-Хальдун)

8-15 век расцвет.

Главная особенность развития экономической мысли на востоке – она развивалась вследствие идей ислама.

Ибн-Хальдун 1332-1406. Родился в Тунисе, но рано потерял родителей. Свою жизнь устраивал сам. Работал в разных странах, в том числе в Северной Африке и Испании.

За свои выдающиеся деловые качества был приглашен Тамерланом.

Занимался философией, математикой, историей.

Основной труд – «Большая история»

Во введение содержится его взгляд и дана теория. Большая роль отводится экономическим факторам.

В основе – взаимосвязей всех явлений окружающего мира и наличия естественных законов

Отличительная черта каждого этапа – уровень развития экономики

Считал, что общество развивается циклически, в рамках каждого цикла выделял 3 этапа.

Этапы:

· Дикость. присваивающее хозяйство. Охота и собирательство.

· Примитивность. Производящее хозяйство. Земледелие и скотоводство.

· Цивилизация. Ремесло, торговля, которые концентрируются в городах

На стадии цивилизации появляется государство.

Государство – аппарат насилия.

Выделяет способы приобретения хозяйства естественные (труд: с/х, ремесло и торговля) и неестественные (насилие со стороны государства: налоги, монопольную государственную торговлю, судебные конфискации и военная добыча).

Он считал, что жизнь населения данного региона будет продолжаться. Если завоеватели были соседние племена, то у них образуется государство.

Рассматривал экономические категории: цена, торговая прибыль и деньги.

Со стороны предложения цена определяется затраченным трудом

Со стороны спроса – полезностью и редкостью

Деньги даны богом.

Функции денег:

· Средство измерения

· Средство накопления богатства

· Средство платежа

Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида:

· Предметы потребления. Это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека.

· Достояние. Это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни.

Труд Ибн-Халдун разделял на две категории:

· Необходимый. Удовлетворяет все потребности

· прибавочный. Позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.


 

12. Экономическая мысль средневековой Руси

Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями.

Первый свод государственных законов был составлен при Киевском князе Ярославе Мудром – Русская Правда в XI –XII в.в. Статьи этого кодекса отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князя и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту и т.п. В целом в "Русской правде" в известной мере отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древней Руси.

Первый кодекс Московской Руси – Судебник.

Судебник усиливал крепостную зависимость крестьян.

Большое значение имели сочинения – Домострои.

Было создано много вариантов Домостроев. В России практически не было рабства, поэтому это руководство по ведению хозяйства, когда и что покупать по низким ценам, какие товары покупать с избытком, чтобы потом перепродать.

Выделялось 2 течения:

  • нестяжатели. та часть крупных церковников, которая выступала против монастырского землевладения,
  • стяжатели. сторонники монастырского землевладения. – Настоятель Успенского Монастыря Иосиф Володский.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: