Эдуард Бирштейн (1850-1932)

Закончил коммерческую школу в Берлине. Работал служащим в банке.

«Предпосылки социализма и задачи социал-демократии.» В ней пытается подвергнуть ревизии учения Карла Маркса.

Не считал Маркса философом.

Подход Маркса к истории трактовал как фатализм.

Социализм – культурно-? феномен, стремление людей к идеалу.

Пытался подвергнуть ревизии трудовую теорию стоимости и прибавочной стоимости.

Но не отрицал наличие прибавочного труда.

Пытался соединить трудовую теорию стоимости и полезности.

Пытался проанализировать изменения, произошедшие в капитализме в конце 19-начале 20 века.

Характеризовал фазу капитализма конца 19-начала 20 века, как культурный капитализм, который справляется с явлениями предшествующей эпохе.

Выводы:

· время работает на смягчение классовых противоречий

· появляется большая прослойка пролетариата и мелких акционеров

· возможно долговременное стабильное развитие капитализма

Роза Люксембург

В своих основных теоретических трудах "Введение в политическую экономию" Роза Люксембург выступила с критикой капитализма и его последней стадии — империализма. В работе ”Накопление капитала" она нарисовала яркую картину колониального разбоя и агрессии империалистических держав.

Однако в экономической концепции Л. содержались ошибки. Так, Л. утверждала, что накопление капитала при капитализме возможно лишь за счёт расширения сфер эксплуатации "некапиталистической среды" (то есть хозяйств крестьян и ремесленников). Отсюда её определение империализма как политики борьбы капиталистических государств за остатки "мировой некапиталистической среды".

Мастерски применяя во многих своих трудах материалистическую диалектику, Л. в ряде случаев отступала от неё, допуская метафизические ошибки. Это сказалось, в частности, в неправильной трактовке ею национального вопроса (отрицание права наций на самоопределение). Л. недооценивала также революционные возможности крестьянства.


 

 

37. Российская экономическая мысль начала 19 века. Общий обзор В.Н. Татищев и А.К. Шторх

В первой четвери 19 в., как и в конце 18в., новые явления в экономике вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные деятели доказывали незыблемость крепостничества, предлагали программы роста экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные отношения.

В значительной степени продолжателями российской традиции - рассматривать экономические явления в широком социальном контексте явились "народники", которые большое внимание уделяли таким вопросам, как развитие русского капитализма, пути перехода к социализму и организация экономических отношений при социализме.

По мнению исследователей начала 19в., капитализм в России не имеет оснований для развития, поскольку он не может разрешить проблему реализации. Народ слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые способна производить крупная капиталистическая промышленность а для России закрыт и такой путь реализации товара, как внешние рынки, которые уже давно захвачены.

Шторх.

Суть его теории - доказать производительный характер труда, создающий не только материальные, но и нематер. блага

- отрицательно относится к меркантилизму и является сторонником свободы торговли

- каждой ступени хозяйственного развития соответствует наиболее выгодный род деятельности; в примитивном строе всего выгоднее сельское хозяйство; по мере развития хозяйственного быта - торговля и промышленность, причем торговля развивается раньше, чем обрабатывающая промышленность.

- расходится Шторх с Адамом Смитом в определении производительного труда. По учению Шторха, блага делятся на вещественные и невещественные Невещественные блага делятся на главные — здоровье, знание, ремесленная ловкость, вкус, нравственность религиозность — и вспомогательные — безопасность и досуг. Он полагает, что главные невещественные блага также могут быть накопляемы и обращаемы, как и вещественные блага; отсюда следует, что труд создающих невещественные блага — например, учителей, врачей, чиновников — следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего

- Шторх считает производным доходом лишь такой, который приобретается безвозмездно или неправомерно, как, например, доход, получаемый путем дарения, милостыни, обмана, воровства;

- пытался синтезировать теорию стоимости и полезности

- все блага он делил на внутрениние и внешние (мат — немат). Внутренние могут быть первичными (способности людей и все что служит непосредственно для их развития), вторичными (безопасность общества и досуг людей.

Татищев

- “Представление о купечестве и ремеслах”.

- поддерживал развитие промышленности, торговли, купечества в России, выступал за политику протекционизма.

- Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации+ стремление к соборности и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

- хоз. традиции - огосударствления и традиции общинности. Централизованное регулирование и социальные гарантии - таковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная традиция они только зарождалась. Зато крупное предпринимательство - существовало издревле и тяготело оно с самого начала к казне - княжеской, а затем и государственной.

38. Экономические взгляды Н. Тургенева, Н.С. Мордвинова, И. К. Бабста, В.А. Милютина, Н.Г. Чернышевского

Н. Тургенев. В конце 1818 году Тургенев издал свою книгу «Опыт теории налогов», в которой местами затрагивает крепостное право в России

- считает лучшим средством для уменьшения количества ассигнаций «продажу государственных имуществ вместе с крестьянами».

- допускал освобождение крестьян без земли и видел будущее России - капиталистическое хозяйство с крестьянами в качестве дешевой рабочей силы

- советует стремиться к полной свободе торговли, энергично восстает против высоких таможенных пошлин, утверждает, что правительство должно стараться, насколько возможно, уменьшать тяжесть налогов на «простой народ», высказывается против освобождения от налогов дворянства, налог должен быть взимаем с чистого дохода, а не с рабочей платы. Подушные подати — «следы необразованности предшествовавших времён». Желательно освобождение первых потребностей от обложения налогами. Неисправные плательщики не должны быть подвергаемы телесным наказаниям, так как налоги следует брать «не с лица подданного, а с его имения

- отдает предпочтение помещикам и землевладельцам, а не купцам

- зажиточность народа, а не существование множества фабрик и мануфактур составляет главный признак народного благосостояния.

И.К.Бабст. Иван Кондратьевич Бабст выступает как сторонник теории рыночного хозяйства и ставит проблему соотношения теории и практики, нового и старого.

- призывал "проверить распределение и организацию наших производительных сил, условия обращения ценностей, распределения народного богатства"

- говорил о слабо развитой промышленности, что в свою очередь связывал с недостатком и медленным оборотом капитала из-за транспортных путей

- предлагал развивать акционерной формы предприятий и привлечению иностранных инвест.

- проблемы: контроль предпринимательства, раздутым чиновничьим аппаратом, коррупцией, проблема монополий – это ударяло по мелкому, начинающему предпринимателю и мешало развитию здоровой конкуренции.

- в России - нестабильность политического курса, отсутствия уверенности в завтрашнем дне

Мордвинов. Высоко оценивая идеи А. Смита, изложенные в его книге "Исследование о природе и причинах богатства народов", Мордвинов решительно выступил против неограниченной свободы международной торговли. Поддерживая идею Смита о разделении труда, он был против такого международного разделения труда, при котором Россия была бы обречена на земледелие.

- буржуазно-экономических преобразований в условиях самодержавной монархии и крепостного права для развития промышленности

- протекционизм с помощью тарифов

- научно-технич. прогресс в промышленности

- важную роль отводил дворянству, которое сохраняло господствующее положение в экономике.

- проект постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа крестьянами личной свободы без земли по чрезвычайно высокой цене.

- предлагал перейти от трехпольной к многопольной системе земледелия + внедрению усовершенствованных орудий труда

- призывал банки к бережливости, направлять средства только на общеполезные предприятия.

-предлагал способствовать росту населения

-источник богатства- труд

Милютин. Наиболее оригинальные работы М.: "Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции" (1847), "Мальтус и его противники" (1847) и др. В них дана критика буржуазных порядков, мальтузианства, показано тяжёлое положение рабочих Западной Европы.

- сделал попытку дать связный очерк истории экономических учений; первым из русских учёных попытался проникнуть в "физиологию" буржуазного общества, но не понял до конца его противоречий и не пришёл к революционным выводам.

- склонялся к утопической надежде на постепенное мирное превращение всей земли в единое и нераздельное средство труда с сохранением крестьян как класса мелких собственников, соединяющихся в производственной ассоциации.

- что истинная, существенная цель политической экономии заключается в открытии тех общих, постоянных законов, по которым совершается материальное развитие обществ.

Чернышевский. «Политическая экономия трудящихся»

- замена помещичьего хозяйства крестьянским, т.е общинная, социалистическая тенденция

- крепостное право противоречит экономическим и политическим интересам государства, так как труд крепостного крестьянина в 3 раза менее предпочтителен, чем труд свободного человека.

- путь ликвидации крепостничества он видел в революции. После реформы 61 г. он выдвинул задачу уничтожения класса помещика, национализации земли и передача ее кре-стьянским общинам

-богатство создается трудом, а создатели богатства являются трудящиеся. Однако владеют богатством те классы, которые не принимают участия в его создании.

- определял стоимость как труд затраченный на производство материальных ценностей. Любая материальная вещь должна обладать полезностью, т.е. потребительной стоимостью, иначе эту вещь никто не купит. Рассматривая стоимость он выделяет: стоимость производства (непосредственные затраты труда), меновую стоимость (состоит из издержек производства и прибыли и выражает отношения между товарами) и внутреннюю стоимость. Меновая стоимость это производная от внутренней стоимости. Продукты он делит на 3 части – предметы роскоши, комфорта, необходимости(классическая школа)

- капитал- результат труда, поэтому должен принадлежать трудящимся

 


 

39. Общая характеристика исторической школы. Предшественники исторической школы (А. Мюллер, Ф. Лист)

Отличие от политэкономии: отразить национальные особенности каждой страны, сделать больший акцент на изучении истории, индуктивный метод. В отличие от классиков, которые считали, что экономикой движут 2 фактора: человек и всё человечество, Фридрих Лист говорил, что очень важным фактором в экономике является ещё и национальность. Элементы: опора на экономическое развитие страны в целом, влияние человеческого фактора, взаимосвязь экономических и неэкономических факторов, неклассовые критерии.

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

1) 40—60-е гг. XIX в. Этот период известен в истории под названием «Старая историческая школа». Основными лидерами этого этапа являются Рошер, Гильдебранд

2) 70—90-е гг. XIX в. Это второй этап, называется он «новая историческая школа». Основатели этого этапа —Брентано, Густав Шмоллер, Карл Бюхера.

3) первую треть XX в. принято называть «новейшей исторической школой». Ее основные лидеры —Зомбарт (1863— 1941), Макс Вебер (1864—1920)

Неэкономические факторы, влияющие на экономику: географическое положение, менталитет, вера, историческое развитие, культура, психология.

Адам Мюллер.

Писал о нации как об организме, как о едином целом

Новое ограниченно вырастает из старого.В нации нет ничего старого, так и нового.

Высказал определенные идеи: критикует учение Смита за механический подход к обществу (Англия из-за островного положения сохранила нравственный капитал, а Европе нужно его развивать)

Считает, что экономические теории отличаются равнодушием к проблемам народной жизни. Экономическая наука сосредотачивается на производстве.

Учение о нации. Нация должна постоянно учитывать интересы будущих поколений.

Считает, что Смит удовлетворительно разработал учение о разделении труда. Но не отразил зависимости общественного разделения труда от характера сложившихся трудовых усилий и накопленного ранее капитала, заслугу предыдущих поколений

Фридрих Лист

родился в семье предпринимателя, а затем работал в администрации города Лихтенберг.

1825 – покинул Германию и уехал в США. 12 писем- «очерк новой теории политической экономии». в 1842 – «земельная система». Детально рассмотрел особенности аграрного вопроса. «Национальная система политической экономии»

Считал, что Смит не прав, в том что:

  • отдельные лица и нации руководствуются отдельными мотивами и принципами
  • следование интересов отдельных индивидов

Две формы ассоциаций (без которых человек не может получить благополучие): суверенное государство или нация и объединенное человечество

Классификация национальных экономик: состояние дикости, пастушеское состояние, земледельческое с частной собственностью на землю, земледельческое - мануфактурное, коммерческое(чтобы перейти на 5 стадию- протекционизм необходим)

Отрасли экономики: с/х, промышленность, торговля

Единство нации – важнейшее условие в безопасности и в благосостоянии, посредник между человеком и родом в целом.

Он рассматривает критерии выбора той или иной эк политики. Лучший вариант тот, что эффективнее всего обслуживает народные производительные силы. Жизнь нации непрерывна и бесконечна. В силу этого нац богатство заключается не в кол-ве меновых стоимостей, а в полном и многогранном развитии производительных сил.


 

40. Старая историческая школа (В. Рошер, Б. Гильдебранд)

1843 – зарождение, когда Рошером был создан курс лекций по политической экономии («Краткие основы курса полит. эконом. с точки зрения исторического метода)

Основные идеи:

исторический метод в том, что он информирует нас о том, что думали другие народы, размышляя об экономики, к чему стремились.

Народ – масса индивидов, живущих в настоящее время.

Рошер (1817-1894).

Один из лидеров немецкой исторической школы.

Работы: «Система народного хозяйства» - фундаментальная. «Принципы полит. эконом» Считал, что история экономических учений не только продукт, но она формирует хозяйственную жизнь. Исходный пункт науки- человек. Национальная экономика – продукт его способностей и побуждений. В основе мотивов не только эконом. эгоизм, но и чувство долга и традиции. Политэкономия у Рошера- наука о социальном хозяйстве.

Экономическая наука – учение о законах развития экономической жизни народа.

Этапы развития экономики: древний – земля, средневековый - промышленность, новый – ведущий фактор капитал.

Применял индуктивный метод – от частного к общему (дедуктивного недостаточно)

Важную роль отводил историческому методу: 1)узнать, что думали народы в эконом. области 2)заглядывать в историю эконом. отношений 3)сравнивать народы 4) не ругать и не хвалить эконом. учреждения 5) выяснить ошибки прошлого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: