double arrow

Воля: определение, процессы, волевые качества.

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:

- осознание цели и стремление ее достичь;

- осознание возможностей ее достичь;

- появление мотивов, связанных с достижением цели;

- борьба мотивов и выбор возможности достижения;

- принятие решения о возможных действиях;

- осуществление принятого решения.

Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.

В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:

- целеустремленность;

- самообладание;

- самостоятельность;

- решительность;

- настойчивость;

- энергичность;

- инициативность;

- исполнительность.

 

Направленность: определение, потребности, мотивы, цели.

Направленность – это совокупность жизненных целей и перспектив человека в соответствии с которыми он действует

Потребность – состояние нужды человека в чём то необходимом для норм существования, физ и псих развития. Потребность первична. В отличие от мотива, кот побуждает, направляет и поддерживает поведение, реализует только побудит функцию (активизирует чел-ка). Три вида: 1) материальные 2) Социальные –(потребность в общении, поддержке, внимании) 3) Духовные (получение знаний, творчество). Потребность может быть осознанным и неосознанным.

Классификация направленностей

1. По виду деятельности

- Общественная

- Профессиональная

- Бытовая

2. По сфере проявления

- направленность на себя

- направленность на задачу

- направленность на взаимодействие

Формы направленности

1. Влечение – примитивная биологическая форма

2. Желание – это влечение к какому-либо конкретному

3. Стремление – включается волевой компонент

4. Интерес – проявление познавательных потребностей

5. Склонность – это интерес в динамике развития(интерес+воля)

6. Идеал – конкретизированная в образе предметная цель склонности индивида или личная цель, личных устремлений

7. Убеждение – система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями

8. Мировоззрение – это система взглядов и убеждений человека на объект, действительность, общество на самого себя на других людей

9. Установка – настроенность на осуществление той или иной деятельности

 

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: