Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.
Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.
Волевые процессы бывают простыми и сложными. К простым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление ее достичь;
- осознание возможностей ее достичь;
- появление мотивов, связанных с достижением цели;
- борьба мотивов и выбор возможности достижения;
- принятие решения о возможных действиях;
- осуществление принятого решения.
Наряду с волевыми действиями человек часто выполняет и неволевые (автоматические и инстинктивные), которые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий.
В зависимости от характера протекания волевых процессов выделяют следующие волевые качества личности человека:
- целеустремленность;
- самообладание;
- самостоятельность;
- решительность;
- настойчивость;
- энергичность;
- инициативность;
- исполнительность.
Направленность: определение, потребности, мотивы, цели.
Направленность – это совокупность жизненных целей и перспектив человека в соответствии с которыми он действует
Потребность – состояние нужды человека в чём то необходимом для норм существования, физ и псих развития. Потребность первична. В отличие от мотива, кот побуждает, направляет и поддерживает поведение, реализует только побудит функцию (активизирует чел-ка). Три вида: 1) материальные 2) Социальные –(потребность в общении, поддержке, внимании) 3) Духовные (получение знаний, творчество). Потребность может быть осознанным и неосознанным.
Классификация направленностей
1. По виду деятельности
- Общественная
- Профессиональная
- Бытовая
2. По сфере проявления
- направленность на себя
- направленность на задачу
- направленность на взаимодействие
Формы направленности
1. Влечение – примитивная биологическая форма
2. Желание – это влечение к какому-либо конкретному
3. Стремление – включается волевой компонент
4. Интерес – проявление познавательных потребностей
5. Склонность – это интерес в динамике развития(интерес+воля)
6. Идеал – конкретизированная в образе предметная цель склонности индивида или личная цель, личных устремлений
7. Убеждение – система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрениями
8. Мировоззрение – это система взглядов и убеждений человека на объект, действительность, общество на самого себя на других людей
9. Установка – настроенность на осуществление той или иной деятельности
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.