- сила
- уравновешенность
- подвижность
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Исследования, проведенные школой Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что следовало бы сосредоточиваться на исследовании отдельных свойств нервной системы.
По мнению В.Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать так называемые «общие свойства нервной системы» (свойства лобных отделов мозга)..
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но, тем не менее, разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын же относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.
|
|
Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
Способности: определение, виды, задатки, одарённость, талант, гениальность.
Способности – индивидуальные особенности личности являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.
Классификация способностей
1. Природные(естественные)
2. Теоретические и практические
3. Учебные и творческие
4. Потенциальные и актуальные
Показатели способностей
1. Скорость и сравнительная легкость овладения деятельностью
2. Уровень достижения результатов деятельности
3. Хорошая обучаемость
4. Успешное развитие психологических качеств, требуемых для данной деятельности.
Уровни развития способностей
Задатки – анатомо-физические особенности нервной систем, составляющие природную основу развития способностей.
Одаренность – наличие у человека потенциально высоких способностей у человека
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности
|
|
Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности.
Психические свойства: определение, виды, характеристики.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее
Выделяются четыре основных психических свойства:
1. Темперамент.
2. Способности.
3. Мотивации.
4. Характер.