Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры. Ученые (Н.Ф. Реймерс, 1994 и др.) считают, человек не сводим ни к биологическому, ни к социальному. Индивидуум (личность), группа, коллектив и другие объединения дают в целом многоуровневую иерархическую систему. Отсюда делается вывод, что модели (матрицы) человека и общества трехмерны — качественно-индивидуальное, функциональное и иерархическое разнообразие, и имеют два вектора развития: индивидуально-возрастной и исторический.
Рассматривая человека и человечество в целом как системное образование, Н.Ф.Реймерс отмечает следующее:
— Как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм, например, механически нельзя «поменять местами» негров и эскимосов как популяции.
— Эколого-поведенчески человек специфичен как в малых объединениях, так и в больших. Так, в семье легко определять экономического главу по максимально получаемому доходу. Психологически же глава семьи может не совпадать с экономическим. Для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны.
— Желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей «человеческого целого».
—Историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (скандинавский этнос четко отличается от германского или британского, не говоря уже о монгольском).
— Социальные совокупности отличаются друг от друга (интеллигент, рабочий, крестьянин).
— Экономические устремления людей различны в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадающие с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадают с социальным статусом и т. д.).
— Цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т. е. имеются определенные противоречия между, к примеру, индивидуальными социальными потребителями и потребителями семьи, а тем более крупных объединений.
На основании перечисленных фактов можно создать модель человека, состоящую из шести тесно взаимосвязанных подсистем
Современное человечество не может жить по-старому, а по-новому оно еще не научилось. Прошла эпоха, когда главенствующей тенденцией было развитие технического прогресса. Но сосредоточившись на технике и потреблении материальных благ, люди утратили контакт не только с окружающей природой, но и со своим внутренним миром. И в этой связи актуальнейшей задачей современности является осознание того, что на первый план должен выйти человеческий, а не технический фактор. Ведь ни техника, ни научно-технический прогресс не могут нести ответственность за усугубление экологической ситуации. Проблема кроется в самом человеке, в изменении его мышления и мировоззренческой ориентации. Природа, отделив человека из своего лона, наградила его разумом – способностью осознавать себя и контролировать свои действия. И поэтому сегодня для предотвращения нависшей экологической угрозы все чаще обращают внимание на коллективный интеллект человечества, на его нравственно-этические нормы.
Протагоровский тезис «человек – мера всех вещей» в настоящее время получает новый импульс понимания: не только природосообразность экономического прогресса, но и еще человекосообразность природопользования является квинтэссенцией современного эколого-ориентированного миропонимания и социально-экономического развития.
Вопрос 20.
Природные блага — э то совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которая используется в настоящее или будущее время.
Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Природные ресурсы можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее фундаментальный характер имеет классификация природных ресурсов на основе их генезиса.
Согласно природной классификации, ресурсы делятся на:
§ земельные (почвенные);
§ лесные;
§ водные;
§ биологические;
§ минерально-сырьевые (полезные ископаемые);
§ энергетические;
§ климатические.