Предмет, методы и функции Э.Т

Э.т.- наука об экономических отношениях и законах их развития, рациональном использовании редких ресурсов и развитии потребностей.

Существует несколько подходов к определению предмета эк. теории:

Суть 1-го (экономикс - западный подход) в том, что материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров ограничены. Результативность производства и экономики достигается путем рационального выбора. Выпуск одного вида продукции м.б, увеличен при сокращении другого. Т.е главным предметом э.т. является соотношение "потребности - ресурсы". Это теория предельной полезности, увеличивающихся потребностей, мотивационные теории (Маслоу, Макгрегера) Т.о., предметом западной э.т. являются именно потребности.

Суть 2-го подхода (политэкономия) в том, что эффективность производства зависит от систем "производительные силы" и "производственные отношения". Изучаются не только внешние хозяйственные проявления, но и социальная сущность. Производительные силы - это средства производства, к которым относят предметы труда, средства труда. Предмет труда - заготовка, полуфабрикат. Средства труда - оборудование. Для того, чтобы соединить средства и предметы труда д.б. работник.

Произв. отношения - это отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Они зависят от отношений собственности. Кто владеет средствами пр-ва, тот и диктует правила.

Суть 3-го подхода состоит в том, что предметом э.т. служит система общества, как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, методов эфф-го использования ресурсов и гос. регулирования экономики с целью достижения стабильного экономического роста.

Объекты современной э.т.: ресурсы, оборудование, потребности и пр. силы, пр. отношения.

Субъекты э.т.: предприятия, коммерческие фирмы, домашнее хозяйство, государство.

Метод науки (методология) - это принципы, подходы, формы и способы познания.

Общенаучными методами и методами э.т. являются: 1. системный подход, 2. м-д единства исторического и логического, 3. м-д научной абстракции. 4. м-д индукции и дедукции. 5. диалектический м-д.

Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий. Задача э.т. - обосновать и дать трактовку всех экономических категорий, которую признают все экономисты.

Эк. категория - это выраженная обобщенной абстракцией взаимосвязь пр. отношений и пр. сил. Главные эк. категории: товар, деньги, спрос, предложение, финансы, кредит, полезность товара, экономические блага.

Предметом э.т. и высшей степенью познания э.т. явл-ся эк. законы. Эк. законы - это причинно-следственные взаимосвязи и взаимодействия пр. сил, пр. отношений (причина - большой спрос, а следствие - большое предложение итд).

3 функции э.т. 1. познавательная ф-я состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях э.т. выражает самые существенные процессы общественного развития и обеспечивает познание сложностей э-ки. 2 практическая функция э.т. в том, что она приводит в систему всю массу процессов эк. жизни и она дает заинтересованность и возможность экономическим субъектам действовать в рамках нац. экономики. 3. мировоззренческая функция в том, что она дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества.

Экономика и политика действуют едино.

Понятно, что функции, задачи, философские и экономические понятия неразрывно связаны. У каждого государства, у каждой нац. эк-ки есть конкретные задачи.

Задачи современной ЭТ РБ:

1.Формирование механизма хозяйствования, предполагающего различные системы и обоснования эк-ой. политики для смешанной эк-ки.

Хозяйственный механизм- это переход от теории к конкретной практике, т.е. конкретные мероприятия по созданию системы налогообложения, кредитования, трудового законодательства, хозяйствования на предприятии.

2. достижение стабильного экономического роста в стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: