Современное юридическое определение понятия Недра содержится в преамбуле Закона РФ «О недрах» (1992, ред. 2000): - «Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения». Учитывая совершенствование действующих и создание новых технических средств и технологий исследования недр, их количественная оценка (глубина освоения, объемы, ресурсы и запасы полезных ископаемых) во времени является переменной величиной. Таким образом, с юридической точки зрения понятие Недра является динамичной категорией.
Недра в границах территории Российской Федерации в полном объеме являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») в качестве недвижимого имущества (ст. 120 Гражданского кодекса РФ).
Полезными же свойствами обладают не все недра, а лишь их определенные части (геометризованные блоки недр), по поводу которых и возникают общественные отношения недропользования. Поэтому недра по назначению подразделяются на две категории: используемые участки и неиспользуемые части недр. Используемые участки можно разделить по видам пользования: для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов и др. В особых случаях выделяется категория участков недр федерального значения (ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»).
|
|
Государственному регулированию подлежат общественные отношения при пользовании недрами России и континентального шельфа РФ в пределах ее юрисдикции, а именно управление государственным фондом недр. Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации, морской исключительной экономической зоны и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»). Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России (включая зону территориального моря) осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ. а в пределах морской исключительной экономической зоны и континентального шельфа - Российской Федерацией. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов России осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ.
|
|
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
За государством, в лице уполномоченных органов и различных ветвей власти, сохраняется функция государственного регулирования всего комплекса специфических отношении, возникающих в процессе использования различных полезных свойств недр, как связанных, так и не связанных с добычей полезных ископаемых. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Решение этой задачи возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, которые через специальные институты осуществляют предоставление недр в пользование, рациональное использование и охрану недр, учет и контроль за пользованием недр.
Закон РФ «О недрах» (1992, ред. 2000) определил, что в задачи государственного регулирования входят:
• обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
• обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
• установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
• введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
• установление стандартов (норм, правил) в области геологическою изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.