Тема 10. Исследования рынка услуг
Практическое занятие 6,7. Разработка программы маркетингового исследования предприятия сервиса. Анализ влияния факторов среды на деятельность предприятия (4 часа)
Цель работы: разработать программу исследования, оценить влияние факторов макросреды на деятельность предприятия; описать конкурентную среду; проанализировать портрет и потребности потребителей.
Рекомендации по выполнению задания.
Предлагается использовать информацию, полученную в ходе прохождения практик.
На первом этапе разработайте программу исследования, включающую цель, задачи исследования, методы исследования, перечень показателей.
На втором этапе проведите собственное исследование, в котором определяется влияние факторов среды, анализируются основные конкуренты и потребители.
К факторам макросреды, влияющим на предприятие сервиса, будем относить экономическую ситуацию[1].
В качестве источников вторичной информации следует использовать:
|
|
1. Статистические данные по развитию рынка услуг в России (городе, районе);
2. Результаты исследований рынка услуг другими специалистами, опубликованные в специализированных журналах и/или на сайтах Интернет,
3. Прочие источники вторичной информации.
Источником первичной информации может выступать экспертная группа, которую студент может привлечь для реализации целей исследования. Сбор информации может осуществляться в следующем порядке.
1. Составление формы для регистрации мнений экспертов;
2. Выбор экспертов,
3. Проведение опроса экспертов и анализ результатов.
Экспертами могут быть признаны специалисты сервиса (например, руководители и менеджеры предприятий автосервиса, представители торгового звена сферы автосервиса). Количество экспертов не менее 6 чел. Так как все эксперты обладают разным уровнем компетентности, то требуется это учесть в виде весовых коэффициентов значимости их голоса (например, 1-2 эксперт – значимость 0,5; 3-4 – значимость 0,3; 4-5 – значимость 0,2). Формой для фиксации и анализа данных может служить таблица 1. Влияние факторов будем оценивать по 3 – балльной шкале, где максимальное влияние фактора – 3 баллов, минимальное 1 балл.
Таблица 1. - Анализ влияния макросреды на деятельность сервисного предприятия с учетом степени значимости экспертов
Влияние фактора в баллах: 1.Экономическая ситуация | Количество экспертов, отдавших предпочтение вариантам влияния среды, чел | Всего экспертов | ||
Руководители предприятий автосервиса вес = 0,5 | Менеджеры среднего звена, вес=0,3 | Работники торговых сетей, связанных с автосервисом, вес=0,2 | ||
итого |
Расчет среднего влияния фактора осуществляется по формуле:
|
|
, где ВФ – оценка эксперта от 1 до 3 баллов, n- количество экспертов. Произведем расчет для фактора Экономическая ситуация, данные приводятся в таблице 2.
По мнению руководителей влияние фактора Экономическая ситуация оценивается следующим образом: (0*1+1*2+1*3)/2=2,5 балла.
Для менеджеров влияние фактора Экономическая ситуация оценена следующим образом: (0*1+1*2+1*3)/2=2,5 балла.
Для торговых работников: (1*1+0*2+1*3)/2=2 балла.
С учетом веса голоса экспертов оценка влияния фактора следующая: 2,5*0,5+2,5*0,3+2*0,2=2,4 балла. В конечном итоге составляется таблица 2 следующего вида.
Таблица 2.- Результаты экспертной оценки влияния макросреды на деятельность предприятия сервиса
Фактор внешней макросреды | Оценка влияния фактора на деятельность предприятия | Признаки действия фактора на рынке | Экспертный прогноз изменения | Стратегии приспособления к ситуации, сложившейся во внешней среде |
Экономическая ситуация | 2,4 | Сокращение числа потребителей услуг автосервиса | Перспектива спроса благоприятна только в условиях адекватной ценовой политики | Формирование соответствующего ценового предложения |
После проведения исследования мнений экспертов следует сделать вывод о рыночной конъюнктуре, наличии или отсутствии потенциала развития исследуемого рынка услуг.
Следующее направление исследований должно быть посвящено вопросам оценки конкурентной среды. В данном разделе следует провести анализ основных факторов конкуренции и сделать попытку прогнозирования тенденций изменения конкурентной среды.
Для проведения анализа конкурентной среды рекомендуем проанализировать сектор исследуемых услуг на базовой территории в целом, далее желательно исследовать ближайших конкурентов (можно выделить по территориальному признаку) по направлениям:
1. Товарная политика;
2. Качество обслуживания;
3. Ценовая и рекламная политика конкурентов и др.
Каждый фактор конкуренции может быть оценен по 3 балльной шкале, где 3 – наивысший балл.
Фрагмент анализа ближайших конкурентов в таблице 3.
Таблица 3. –Анализ конкурентов предприятия
Показатели предприятия-конкурента (фактор конкуренции) | Источник информации | Метод сбора информации | Оценка в баллах | ||
Исследуемое предприятие | Конкурент 1 | Конкурент 2 | |||
Товарная политика | Представители предприятий | Интервью* | |||
- широта ассортимента - уровень технологии; - соотношение цены – качество | |||||
Ценовая политика | Вторичные источники (прайс-листы) | Теоретический анализ данных | |||
- уровень цен по аналогичным услугам | |||||
Политика продвижения | Вторичные источники (СМИ, сайт, потребители) | Наблюдение и (или) опрос* | |||
активность рекламной деятельности наличие бонусных систем и т.д. | |||||
Сумма баллов | 7** |
*Сбор первичной информации для решения даннойзадачи исследования может осуществляться в следующем порядке.
1. Определение объема и качества выборки представителей предприятий сервиса;
2. Подготовка вопросов интервью;
3. Проведение исследований и анализ результатов
**В данном примере конкурент 2 получил самый высокий балл, то есть он является наиболее опасным конкурентом для исследуемого предприятия, поэтому в заключении требуется предложить мероприятие, повышающее конкурентоспособность исследуемого предприятия с учетом слабых сторо6н конкурента 2.
Для более полного анализа поведения потребителей рекомендуем остановиться на определении портрета клиента и выявлении его мотивации к приобретению услуг предприятия. Метод сбора первичных данных – опрос.
|
|
Определение объема выборкипроводится следующим способом. Рекомендуется опросить не менее 50 чел. (например, автовладельцев), описать их характеристики: пол, возраст, стаж водителя, уровень дохода, семейное положение, социальный статус, (если предприятие – автосервиса, то требуется уточнить марку и возраст автомобиля).
В анкету включаются введение (приветствие респонденту и информация об исследователе), две основные части: первая часть содержит информацию «портрет потребителя», вторая часть «мотивация потребителя» и заключение (благодарность респонденту за участие в исследовании). Первая часть данных позволяет составить «портрет потребителя» и определить примерную удельный вес сегмента. Фрагмент результатов исследования представлен в таблице 4.
Таблица 4. – Портрет потребителя услуги
Сегменты | Пол | Возраст респондента | Страна производитель/наиболее популярная марка автомобиля | Возраст автомобиля | Доля сегмента, % |
Сегмент1 | Мужской | От 25 до 35 лет | Зарубежные автомобили (например, Mazda) | До 5 лет | |
Сегмент 2 | Мужской | От 25 до 35 лет | Российские автомобили (например, Лада) | 5-10 лет | … |
Сегмент3 | Женский | … | … | До 5 лет | … |
Вторая часть анкеты позволит выявить потребности потребителя, которые он стремится удовлетворить при покупке услуги автосервиса. В анкете потребности можно классифицировать, например, следующим образом:
1. Физиологические - удовлетворяются функциональными или утилитарными качествами услуги (безопасность);
2. Символические - демонстрирующие достижение потребителя успеха, власти;
3. Социальные - выражают принадлежность потребителя к определенному классу (группе) (имидж) и пр.
Далее по результатам опроса рекомендуется построить ранжированный список потребностей в каждом сегменте. Пример ранжированных потребностей представлен в таблице 5. В данном примере «1» обозначает, что удовлетворение этой потребности является наиболее важным для респондентов сегмента.
Таблица 5. – Ранжирование потребностей сегментов
Сегменты | Потребности | Средний ранг |
Сегмент1 | Безопасность (защите) | |
Репутация (демонстрация успеха) | ||
Имидж (принадлежность к группе) | ||
Сегмент 2 | Безопасность (защите) | |
Репутация (демонстрация успеха) | ||
Имидж (принадлежность к группе) |
После проведения аналитических процедур следует сделать вывод, какие потребности важны для каждого изучаемого сегмента. В нашем примере для 1 сегмента наиболее важной является демонстрация успеха окружающим, для 2 сегмента – наиболее актуальным остается потребность в защите (собственное здоровье и здоровье близких людей). По результатам данного блока исследования студент должен сделать вывод об основных мотивах потребления услуг предприятия сервиса. Особенно важно выявить неудовлетворенные потребности клиентов с тем, что бы в дальнейшем разработать предложения новых (усовершенствованных) услуг для каждого выделенного сегмента и обеспечить их успешную реализацию на рынке через информационно-рекламную кампанию, создание условий по сбыту услуги и пр.
|
|
На последнем этапе работы – разработайте презентацию для защиты результатов исследований на занятии.
На занятии № 6 проводится аудиторная самостоятельная работа по формированию программы исследования.
Далее студенческими мини-группами реализуется программа исследования (полевое исследование), на занятии № 7 – презентуются результаты проведенного исследования
[1] Факторы: демографический, социальный, технологический и пр. – не будем исследовать в объеме данной работы.