Особенности делового общения

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. При деловом общении важно помнить:

■ партнервделовомобщениивыступаеткакличность, значимаядляменеджера;

■ общающиесялюдидолжныдостичьвзаимопониманияввопросах дела;

■ основнаязадачаделовогообщения—продуктивноесотрудничество.

Деловое общение будет эффективным, если учесть основные его составляющие:

■ отсутствиекоммуникативныхбарьеров;

■ использованиевыигрышныхневербальныхсредствобщения;

* соблюдение делового этикета.

Существуют коммуникативные барьеры, затрудняющие общение:

■ социальныебарьерыпорождаютподозрение, недопонимание; объясняютсяразличиемвзглядовнаполитику, религию;

■ этнокультурныебарьеры, когдаповедениеколлегпоработес другими привычками, традициями кажется странным, а собственные поступки и действия — всегда уместными;

■ психологическиебарьерывозникаютврезультатенеприятияодниминекоторыхособенностейдругих, например, нерешительность, назойливость, вздорность.

Выделяют структурные элементы коммуникационного процесса.

1. Источник (организация, индивид, группа индивидов).

2. Сообщение (информация).

3. Канал (официальное письмо, совещание, доверительная беседа и др.).

4. Получатель (организация, индивид, группа индивидов, которым адресована информация).

5. Обратная связь (реакция получателя на сообщение). Именно обратная связь демонстрирует, насколько

верно было понято сообщение. Сообщение может быть передано в вербальной и невербальной форме.

К вербальным средствам общения относят устную, письменную, электронную информацию. Невербальные средства общения — это совокупность жестов, мимики, взглядов, интонации и даже движений тела. Если люди научились контролировать свою речь и эмоции, то своими жестами и мимикой далеко не всегда способны управлять. Только, зная язык жестов и сопоставляя речь с невербальными средствами общения, можно понять истинный смысл услышанного.

С помощью мимики можно продемонстрировать интерес к обсуждаемой теме или наоборот. Более того, применяя язык жестов, можно усилить свое воздействие на других людей:

■ следитьзаправильнойосанкой;

■ сохранятьтемпдвижений;

■ избегатьнелепыхпозиций;

■ использоватькраткоеикрепкоерукопожатие;

■ контактироватьглазами.

При деловом общении недопустимо:

1. Перебивать собеседника.

2. Делать поспешные выводы.

3. Допускать поспешные возражения.

4. Давать непрошеные советы.

Продуктивность общения будет зависеть и от того,как тебя воспринимает собеседник. Если человек неуверен в себе, своих словах, то его скованность, зажатость чувствуется собеседником, даже если тщательно скрывается от него. Поэтому необходимо развивать в себе чувство уверенности, применять на практике невербальные средства общения.

Важно знать некоторые психологические закономерности межличностного общения, под воздействием которых может искажаться мнение о человеке.

Под воздействием фактора привлекательности какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Сложность в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, грамотным, то есть переоценивать многие его личные качества.

В результате действия фактора отношения люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо.

Завышенная или заниженная самооценка также способствуют созданию искаженного представления о человеке. Заниженная самооценка внешне проявляется в неуверенности в собственных силах, излишней скромности. Естественно, что при первой встрече, не имея дополнительной информации, характеризующей человека, он может восприниматься как не очень компетентный работник. И наоборот, излишняя самоуверенность человека может ввести в заблуждение собеседника относительно его профессиональных навыков, знаний, возможностей.

Поэтому не следует судить о человеке по первому впечатлению о нем, оно может быть опрометчивым.

Деловой этикет отражает внешнюю сторону делового общения и предписывает определенные нормы поведения в деловой обстановке, особенности гардероба.

Ключевые термины

1. Канал— средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю.

2. Коммуникация — процесс обмена информацией в организации.

3. Коммуникационная сеть — соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков.

4. Этика — система норм нравственного поведения.

5. Этические нормы — система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: