Методические рекомендации
Специальность: «Стоматология»
Дисциплина: Эпидемиология
Кафедра: общая гигиена и эпидемиология
Курс: II
Тема№ 9: Рубежный контроль №1.
Составитель: завуч, к.б.н., и.одоцент
Довгаль Г.Д. ____________________
Семей – 2011 г.
1. Тема№ 9: Рубежный контроль №1.
2. Цель: Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков выявления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
- общие законы и категории эпидемиологии, биолого-экологическую характеристику инфекционных болезней, их эпидемиологию. Влияние экологических условий природной среды обитания человека на эпидемический процесс;
- современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической эпидемиологии;
- современные принципы профилактики и ликвидации инфекционных болезней, применяемые в Республике Казахстан и рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения; задачи врача-эпидемиолога в системе медицинского обеспечения населения; вопросы организации экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях;
|
|
- общие положения о демографической ситуации и состоянии здоровья населения, состояние эпидемиологической ситуациисреди населения и перспективы развития эпидемиологической науки и практикив Республике Казахстан и за рубежом;
Студент должен уметь:
- осуществлять эпидемиологический надзор за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных заболеваний, проводить выбор необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий, организовывать их проведение, методическое руководство и контроль;
4. Основные вопросы темы:
1. Предмет эпидемиологии, цели, задачи.
2. Роль и место эпидемиологии среди других наук.
3. История развития эпидемиологии как науки в мире и в РК.
4. Эпидемиологическая и экологическая классификация инфекционных (паразитарных) болезни.
5. Эпидемический процесс, определение понятия.
6. Элементарная ячейка эпидемического процесса.
7. Механизмы передачи возбудителей, теории механизма передачи.
8. Факторы эпидемического процесса. Соотношение причин и условий развития эпидемического процесса.
9. Социальный фактор. Природный фактор.
10. Проявления эпидемического процесса.
11. Эпидемиологическая диагностика.
12. Восприимчивость макроорганизма.
13. Специфическая и неспецифическая резистентность организма.
14. Определение понятия системы противоэпидемических мероприятий.
15. Группировка мероприятий по направленности их действия и другим критериям.
|
|
16. Группа мероприятий, направленных на резервуар возбудителя в организме хозяина.
17. Группа мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи возбудителя.
18. Группа мероприятий, направленных на предупреждение заражения возбудителями инфекционных болезней.
19. Место и значение дезинфекции истерилизации в системе противоэпидемических мероприятий при различных инфекциях.
20. Методы дезинфекции и стерилизации.
21. Основные свойства, механизмы действия и способы применения дезинфекционных и стерилизационных средств, разрешенных в РК.
22. Токсическое действие дезинфицирующих препаратов на человека и теплокровных животных.
23. Технические средства дезинфекции и стерилизации.
24. Организационная структура дезинфекционной службы.
25. Группа мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи возбудителя: санитарно-гигиенические. дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия.
26. Место и значение дезинсекции и дератизации в системе противоэпидемических мероприятий при различных инфекциях.
27. Методы дезинсекции и дератизации
28. Место и значение вакцинации в системе противоэпидемических мероприятий при различных инфекциях.
29. Активная и пассивная иммунизация, используемые препараты, показания к их применению.
30. Показания и противопоказания к проведению прививок, календарь прививок:послепрививочные реакции и поствакцинальные осложнения, пути их профилактики;
31.Национальный календарь профилактических прививок в РК.
32. Учет контингентов, подлежащих прививкам, планирование прививок в соответствии с прививочным календарем, действующими инструкциями.
33. Условия хранения прививочных препаратов и организация снабжения препаратами.
34. Обоснование прививочных мероприятий, их планирование, организация проведения и контроль.
35. Кодекс о здоровье в РК. Приказы, инструкции о вакцинопрофилактике.
5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, обратная связь со студентами, дискуссия, решение тестовых заданий.
6. Литература:
основная:
1. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы, 2002.Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008.
2. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.
дополнительная:
1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие /под ред. В.И.Покровского, Н.И. Брико. - М., 2008.
2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.
3. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.
4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. – СПб.:ООО «Издательство Фолиант», 2006. – 752 с.
5. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических
методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.
6. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии (схемы, таблицы) - М.: «Медицина», 2005.
7. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.
8. Иммунопрофилактика инфекционных болезней: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2001.
9. Власов В.В. Эпидемиология: учебное пособие. – 2-е изд. - М., 2006.
7.Тест-контроль: тесты к занятиям № 1-8.