Концепция демографической политики Российской Федерации

Основные элементы структуры репродуктивного поведения.

1. Потребность в детях —проявляющееся в том, что без наличия детей и подобающего их, числа индивид испытывает за­труднения в своей личностной самореализации.Потребность в детях - главный двигатель репродуктивного поведения, ведущий из всех его внутренних регуляторов.

Потребность в детях не связана сексуальной потребностью т.к. рождение детей имеет лишь своим предус­ловием, посредником сексуальное поведение. Потребность в детях — не биологическая, а социально-психологи­ческая и социальная категория.

2. Репродуктивные нормы— принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей.

Потребность в детях — это, по сути, усвоен­ные человеком в процессе социализации, бытующие в культуре или субкультуре и определенным образом преобразованные личностной структурой репродуктивные нормы или социальные нормы рождае­мости.

Различают интенсивность потребности в детях: выделяют малодетное(1-2 ребенка в семье),среднедетное(3-4 ребенка) и многодетное(5 и более детей в семье) репродуктивное поведение.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что сексуальное поведение подразумевает удовлетворение половой потребности, а репродуктивное удовлетворение потребности в определенном количестве детей. Их соотношение обнаруживается том, что сексуальное поведение является средством достижения целей репродуктивного поведения.

Как сексуальное поведение, так и репродуктивное поведение определяется социальными нормами или допустимыми обществом образцами поведения.

 

 

2.3.2. Цели и принципы демографической политики

 

Демографи́ческая поли́тика в Росси́и — комплекс социальных, экономических, юридических и других мероприятий, предпринимаемых государством и направленных на изменение рождаемости и воспроизводства населения страны.

В зависимости от ситуации с естественным приростом населения демографическая политика может быть направлена как на поощрение деторождения, так и на его сдерживание. Государство заинтересовано в преодолении демографического кризиса (убыли населения), стабильном воспроизводстве социальных структур. Этими задачами определяется демографическая политика в России. Снижение естественного прироста населения, начавшееся еще в эпоху СССР, в постсоветской России приобрело масштаб демографического кризиса. Поэтому политика российского правительства направлена на увеличение рождаемости: программа «материнского капитала», пособия и льготы по рождению ребенка и др.

 

Концепция демографической политики Российской Федерации

9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Этот документ содержит следующие положения:

· Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

· Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 – 143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году — до 75 лет.

· Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
— сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
— сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
— сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
— повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
— привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

К 2016 году предполагается:

· стабилизировать численность населения на уровне 142 – 143 млн человек;

· увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

· увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

· уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

К 2025 году предполагается:

· обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн человек;

· увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

· увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

· обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно

Результаты демографической политики:

В 2000-е годы темпы естественной убыли населения замедлились. Начиная с 2009 года в отдельные месяцы был зафиксирован небольшой естественный прирост населения, а главным демографическим итогом 2013 года стал естественный прирост населения в стране в целом (впервые за последние два десятилетия).
Согласно данным опроса выборочного обследования «Семья и рождаемость», дополнительные меры государственной помощи семьям с детьми во многих случаях повлияли на решение женщин о рождении второго ребенка. Об этом сообщили 25 % опрошенных женщин, родивших второго ребенка в 2007-2009 годах (в 2008 году аналогичный показатель составлял 40,6 %). Около 10 % опрошенных женщин указали, что благодаря помощи со стороны государства они приняли решение о рождении ребенка, которого ранее не могли себе позволить.

 

 

Список литературы:

 

1. Елизаров В.В. Социально-демографическая политика в условиях перехода к рыночной экономике // IV Всесоюзная школа-семинар «Демографическая политика и программа развития народонаселения в условиях суверенитета республик». Ашхабад, 1991

2. Демографический еженедельник «Демоскоп Weekly»

3. Демографическая модернизация России: 1900-2000. Под ред. Вишневского А.Г. М., 2006

4. Борисов В.А. Демографическая ситуация в современной России

5. Вопросы демографического развития России в президентских посланиях: влияние на эффективность демографической политики

6. Архангельский В.Н. Результативность новых мер помощи семьям с детьми (опыт 2007 г.)

7. Социально-демографическая политика в документах и комментариях на сайте «Демоскоп Weekly»

8. Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: