Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.

Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:

военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково - спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;

части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;

силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;

воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;

восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

аварийно - спасательные службы Военно - Морского флота России и других министерств;

военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

территориальные аварийно - спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;

подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;

военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;

аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России;

отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

руководящий орган - республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:

о стихийных бедствиях;

о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;

о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно передаётся информация:

о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;

об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;

о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

Для атмосферного воздуха:

содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:

в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;

в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

в 50 и более раз (без учёта времени);

визуальные и органолептические признаки:

появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);

Для поверхностных вод суши, морских вод:

разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;

плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км2;

сильный необычный запах от воды водоёма;

попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;

снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;

увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;

массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;

Для почв и земель:

содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;

содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;

в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;

наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:

мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;

суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м2;

концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые временно допустимые уровни (ВДУ).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: